ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Потолок» цен на нефть РФ: история борьбы со здравым смыслом

12:04 27.06.2025 • Андрей Кадомцев, политолог

Представители стран Евросоюза на саммите в Брюсселе не смогли утвердить 18-й пакет санкций против России, объявил на пресс-конференции глава Европейского совета Антониу Кошта. В нем предусматривалось, в том числе, снижение потолка цен на российскую сырую нефть с $60 до $45.

«Потолок» цены на российскую нефть был установлен странами Запада в декабре 2022 года. На данный момент, его уровень составляет 60 долларов (52,7 евро) за баррель нефти. Суть «потолка» заключается в запрете для компаний стран G7 и ЕС оказывать транспортные и страховые услуги для перевозки нефти российского происхождения, если её цена превышает величину «потолка». Предполагалось, что западные компании, занимающиеся транспортировкой нефти и страхованием морских перевозок, занимают доминирующее положение на мировом рынке, что позволит «сократить доходы России от экспорта». С февраля 2023 года страны Запада также ввели ограничения цены на российские нефтепродукты: 100 долларов за баррель на дизельное топливо и 45 долларов за баррель на мазут. Россия в ответ ввела запрет на экспорт нефти и продуктов ее переработки «по контрактам, условия которых следуют потолку нефтяных цен».

При всем накале публичной риторики, как в ЕС, так и в США всегда существовали серьезные опасения в отношении нефтяных санкций из-за перспективы перебоев в поставках и повышения цен на энергоносители для их собственных потребителей. Тот же Евросоюз, формально отказавшись от закупок российской нефти, продолжал активно покупать нефтепродукты, которые из неё же вырабатывались на НПЗ третьих стран. Кроме того, критики на Западе утверждают, что «нынешние правоприменительные меры» в рамках политики ценового «потолка» «не соответствуют установленным условиям», а меры по проверке соблюдения являются «очень слабыми».

В такой ситуации, и это понимают на Западе, снижение предельного уровня цены на российскую нефть само по себе не уменьшит доходы РФ от нефтяного экспорта, если Запад не обеспечит соблюдение собственных требований о заключении торговых сделок в соответствии с условиями «потолка». А это будет практически неизбежный «результат» новых ограничений.

История взлетов и падений цен на нефть за этот небольшой промежуток времени такова. Еще в мае предполагалось, что «сильная тенденция к снижению» цен на мировых рынках дает коалиции по санкциям возможность «предпринять более решительные шаги», включая меры, которые ограничат поставки российской нефти. В те дни западные СМИ сообщали, что Европейский союз и Великобритания выступили за новое снижение ценового потолка. Предполагалось обсудить этот вопрос в ходе саммита Большой семерки в Канаде, а также включить пункт о снижении «потолка» в 18-й пакет санкций ЕС против России. За месяц до саммита «семерки», на встрече министров финансов стран блока в Канаде, представители США выразили сомнения в целесообразности нового снижения предельного уровня цен, сославшись на то, что «падение цен на нефть уже наносит ущерб России». Сторонники понижения уровня «потолка», в свою очередь, указывали, что российская экономика в настоящее время «особенно уязвима», и «настало время для более решительных действий».

По словам главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕС и Великобритания надеялись убедить своих партнеров по G7 снизить предельные цены на российскую нефть в рамках следующего пакета санкций. Представитель Европейской комиссии отмечал в интервью местным СМИ, что любое снижение предельного уровня потребует единодушия среди государств - членов ЕС. Брюссель публично не раскрывал, до какого уровня, по его мнению, следует изменить предельный размер, но в различных отчетах предлагалось установить его на уровне 50 долларов. По данным The Financial Times, речь шла даже об уровне в 45 долларов за баррель.

Цена на нефть значительно снизилась в течение 2025 года. К маю, нефть марки Brent, считающаяся эталоном цены, торговалась на уровне, близком к 65 долларам за баррель, в то время как российская нефть в апреле и мае, по западным оценкам, продавалась по цене «между 55 и 59 долларами». Идея снижения лимита заключается в том, чтобы ещё больше уменьшить размер доходов, которые Москва зарабатывает на продажах сырой нефти, доставляемой морским путем. Однако, по данным Bloomberg, в ходе саммита G7 США подтвердили свое отрицательное отношение к снижению «потолка», в результате чего «группа семи» не приняла никаких новых решений по этому вопросу.

После того, как Израиль начал кампанию воздушных ударов против Ирана, цены на нефть на мировых рынках «рванули» вверх. Вскоре стало известно и об отказе от собственной инициативы уже со стороны Евросоюза. По словам источников, атака Израиля на Иран «сделала план по ограничению цен на российскую нефть невыполнимым». Официально, руководство ЕС опасалось скачка нефтяных цен, если война на Ближнем Востоке разгорится в полную силу. Выступая на энергетической панели ПМЭФ, глава Роснефти Игорь Сечин указал, что инициатива Евросоюза направлена не на сокращение доходов Москвы, как заявлялось публично, а на повышение эффективности закупок ЕС из России. По его словам, цифры подтверждают это: по данным западных экспертов, с начала 2023 года «Европа закупила российской нефти на более чем 20 млрд. евро, став таким образом четвертым по объему покупателем». Мотивы отрицательной реакции США на инициативу, также понятны: это негативно повлияет на рентабельность собственного американского нефтяного экспорта.[i]

А теперь появился еще один фактор, поставивший под сомнение перспективы реализации идеи о необходимости сохранения, тем более, снижения «ценового потолка». Венгрия и Словакия выступили против принятия 18-го пакета санкций ЕС против России.[ii] В данный «пакет» предполагалось включить отказ от импорта нефтепродуктов, которые были произведены в третьих странах из российского сырья, а также понизить «потолок» цены для нефти российского происхождения с 60 до 45 долларов за баррель. Как заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто, Будапешт блокировал очередной пакет санкций ЕС, поскольку покупка нефти и гази из России является выгодной для его страны.

При этом в качестве главного обстоятельства, меняющего расклады на нефтяном рынке, на тот момент рассматривалось 13 июня, когда Израиль нанес свои первые удары по иранским военным и ядерным объектам. Наихудший сценарий - полномасштабная война между Израилем и Ираном - стал стремительно приближаться к воплощению в жизнь. Пессимисты заговорили о перспективах скачка цен на нефть до «120–150 долларов за баррель». Алармисты – о возможности их взлета даже до 200-300 долларов за баррель. В то же время, реалисты напоминали, что за последние десятилетия очередные обострения ситуации на Ближнем Востоке «уже давно не приводят» к длительному повышению цен на нефть.

К моменту, когда котировки подскакивали более чем на 20 процентов, по сравнению с началом месяца, удары по ядерным объектам Ирана нанесли Соединенные Штаты. Парламент Ирана принял резолюцию с призывом перекрыть Ормузский пролив, через который, по данным Reuters, на мировой рынок доставляется около пятой части всей нефти и СПГ. В этот момент, фьючерсы на марку Brent подскочили на 5-6 процентов, устремившись к уровню в 82 доллара за баррель — максимального значения за последний год. 23 июня Иран нанес ракетный удар по крупнейшей американской авиабазе на Ближнем Востоке, аль-Удейд, расположенной в Катаре. Однако быстро выяснилось, что иранский удар носил, по сути, символический характер. А чуть позже, Дональд Трамп объявил о достижении договоренности о перемирии между Ираном и Израилем. На этих новостях цены на нефть пошли вниз столь же стремительно, как росли до этого.

Как могут развиваться события дальше? После начала операции «Буря в пустыне» в 1991 году, цены на нефть вернулись к прежнему уровню за полгода. С таким же временным лагом цены снижались и в 2022 году, после эскалации вокруг Украины. Ведущие поставщики нефти в Персидском заливе – Саудовская Аравия и ОАЭ, в настоящее время уже значительно меньше зависят от маршрутов, пролегающих через Ормузский пролив. КСА может отгружать значительную часть нефти через нефтепровод, идущий к терминалам в Красном море, а у Эмиратов есть экспортные мощности в Оманском заливе. Если перемирие между Ираном и Израилем будет устойчивым, то, весьма вероятно, нефтяные цены продолжат снижение - еще на 5-10 долларов за баррель, считают эксперты.

Вместе с тем, 24 июня глава Генштаба израильской армии заявил, что «кампания против Тегерана еще не завершена», а перешла «в новую фазу». В ходе нынешнего раунда эскалации, Израиль атаковал нефтяные и газовые объекты, которые обслуживают внутренние потребности Ирана, а не экспортные объекты. Если случится новое обострение, но его характер будет аналогичен нынешнему, цены могут оставаться на сегодняшнем уровне. Но израильский удар по нефтяным месторождениям или экспортным объектам Ирана заставил бы цены двигаться вверх. В прошлом месяце Иран экспортировал порядка 1,8 млн. баррелей сырой нефти в день, что эквивалентно почти 2 процентам мирового спроса. Вместе с тем, в таком сценарии в игру, скорее всего, вступят соседи Ирана по Персидскому заливу, у которых много незадействованных скважин. Только у Саудовской Аравии и ОАЭ есть 3-4 млн. баррелей в сутки свободных мощностей, которые они могли бы использовать в критической ситуации.

Если же обстановка в зоне Персидского залива стабилизируется, динамика цен на нефть будет зависеть от факторов, определявших ее конъюнктуру до начала израильско-иранской эскалации. В начале июня, ОПЕК+ принял под давлением Саудовской Аравии решение об увеличении добычи с июля на 411 тыс. баррелей в сутки. Как писал в те дни Bloomberg, тогда Эр-Рияд рассчитывал продолжить наращивание поставок и в августе, и в сентябре. Цель КСА – понизить цены, чтобы выдавить с рынка как можно больше конкурентов, у которых себестоимость добычи превышает саудовскую.

Вместе с тем, низкие цены наносят серьезный ущерб бюджетам монархий Персидского залива, а увеличение добычи не способно компенсировать падение выручки в результате снижения цен. Попытки Саудовской Аравии потеснить конкурентов на рынке, могут, как и в 2020-м, натолкнутся на решительное противодействие США в лице Дональда Трампа. Главе Белого дома не нужны слишком высокие цены. Но и слишком низкие тоже – иначе они начинают тормозить собственную американскую нефтедобычу. По данным «Роснефти», если цена надолго опустится ниже 55 долларов за баррель, американские нефтяники «не смогут наращивать добычу, а значит сильно и надолго цену не должны уронить».

Изначально, инициаторы введения ценового потолка исходили из предположения, что степень глобализации и интеграции в сфере торговли и транспортировки нефти достигла такого уровня, при котором автономное функционирование отдельных стран и компаний в данной отрасли становится невозможным. В случае подтверждения данной гипотезы и успешного установления контроля над рынком, это создало бы значительные экономические и политические возможности. В таких условиях, нынешние призывы понизить «потолок» цен на российскую нефть выглядят как еще одна попытка части стран Запада доказать, что они сохраняют способность диктовать условия игры всем участникам мировой торговли.

Однако на сегодняшний день данная политика явно терпит неудачу. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что ключевые участники рынка морских перевозок нефти способны оперативно создавать параллельные логистические и финансовые механизмы. Хотя подобная реорганизация сопряжена с дополнительными издержками и снижением операционной эффективности, эти затраты оказываются существенно ниже потенциальных потерь от соблюдения установленных ценовых ограничений, особенно в долгосрочной перспективе.

Побочным эффектом неудавшегося регулирования стало усиление тенденций к деглобализации нефтяного рынка. Наблюдается формирование обособленной торговой зоны, где цены, хотя и коррелируют с мировыми, привязаны к расчетам в юанях. Кроме того, попытки использования экономических механизмов в качестве инструмента политического давления способствуют дальнейшей фрагментации глобальных рынков. И, похоже, прагматики в Вашингтоне, Будапеште и Братиславе уже понимают бесперспективность движения «против течения». Остается понаблюдать, как долго другие страны Запада будут пытаться сохранить лицо - в безнадежных усилиях обуздать рыночные силы методами административного регулирования.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.ng.ru/news/818643.html

[ii] https://www.reuters.com/business/energy/hungary-slovakia-block-russian-sanctions-package-budapest-says-2025-06-23/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати