В Государственной Третьяковской галерее - выставка Игоря Грабаря. Живые настоящие сияющие, брызжущие летним и зимним солнцем картины - глаз не оторвать.
Именно в Третьяковке, ведь Грабарь фактически спас её в годы революции, а потом превратил частную коллекцию в настоящий музей современного типа с ведением научной системы учета, хранения и каталогизации, с регулярными выставками, он же убедил руководство страны продолжать пополнять её фонды.
Игорь Эммануилович Грабарь после Октябрьской революции взял на себя работу, которую невозможно переоценить - сохранение и реставрацию художественных богатств. В 20-е годы ХХ века в России это зачастую означало фактическое спасение произведений искусства и икон от уничтожения. Сфера деятельности Грабаря не просто обширна, кажется, что такое не под силу человеку: он один из создателей государственного музейного фонда, активный участник национализации и распределения художественных коллекций. Он также сотрудник Академии истории материальной культуры, руководитель художественно-постановочной части Малого театра, на его уникальный курс лекций по научной реставрации в Московском университете было не пробиться, и это всё помимо главного детища – Третьяковской галереи. И ещё, конечно, поездок по миру в качестве крупнейшего искусствоведа, ведь высочайший профессионализм Игоря Грабаря был востребован и за границей. На родине же Игорь Эммануилович стал непререкаемым авторитетом, и уже в 1928-м году был отмечен званием заслуженного деятеля искусств РСФСР, получив это звание одним из первых.
Советскую власть он признал безоговорочно. И надо понимать почему - это важный момент в биографии художника.
Символичный случай. В юношеском возрасте, меняя документы по окончании университета, Грабарю написали в паспорте место рождения - Петербург. С того момента художник везде значился уроженцем Петербурга, хотя на самом деле появился он на свет в Будапеште, а в России оказался лишь в возрасте девяти лет.
Однако русский дух и дух свободы был им впитан с рождения. Русским Игорь Грабарь ощущал себя с детства, он вырос в русской среде, родители его русины, а дед Адольф Добрянский – один из лидеров движения против мадьяризации русин.
Даже нетолерантная Википедия коряво, но признаёт, что мадьяризация – «…процесс аккультурации, при котором не-венгерских граждан, проживающих в Австро-Венгерской Transleithania принял венгерской национальной идентичности и родного языка в период между компромиссом 1867 и Австро-Венгрии распада в 1918 году. Мадьяризация произошла… в результате социального давления, и в некоторых отношениях была санкционирована конкретной государственной политикой».
Что происходило на самом деле, и какое «социальное давление» производилось на русин, не желающих менять свою идентичность, можно прочесть во многих источниках. История во многом напоминает нынешнюю насильственную украинизацию, когда люди подвергаются преследованиям за то, что говорят на исконном русском языке, мыслят и поступают по-русски; когда государство намеренно препятствует всему русскому, постепенно выводя его из системы образования, правительства, национальных СМИ и т.д.
Зажатые в тиски между угрозой ассимиляции по венгерскому или украинскому образцу, для сохранения себя и своего рода, предки Грабаря пошли по единственно разумному пути - объявили себя частью Русской Цивилизации. Кстати, история показала, что именно так русины в тот период были спасены, как от венгров, так и от тогда уже агрессивного украинства.
Дед Игоря Грабаря был не просто активным участником русского движения. По словам художника, «само имя его в Австро-Венгрии стало символом объединения славянства». Отец, депутат будапештского парламента, также был активным борцом против мадьяризации славян. Под угрозой расправы в 1876 году он с семьёй вынужден был бежать в Россию, где зарегистрировался под конспиративной фамилией Храбров. Запомним эту говорящую фамилию, ведь художник именно её возьмёт как свой первый псевдоним для ранних работ.
В «Автомонографии» Игорь Эммануилович напишет о земле, где родился, и о своём происхождении: «Мой отец и моя мать – оба родом из Угорской Руси, обширной области, лежащей в Карпатских горах и входившей в состав Австро-Венгрии. В X веке это было самостоятельное угро-русское княжество, которым управлял полулегендарный князь Лаборец. С пришествием мадьяр и основанием династии Арпада княжество в течение семи столетий сохраняло свою автономию, управлялось наместниками-мадьярами, обычно королевскими сыновьями. Только в XVII веке, после того как православие сменилось унией, эта область стала составной частью Венгрии. Версальским трактатом область включена в состав Чехо-Словакии. Она до сих пор окружена с севера и востока русским и украинским населением Галиции и Буковины, с запада славянами – чехами, словаками, моравами – и только с юга граничит с территорией, населённой мадьярами.
Немцы издавна называют русское население Угорщины «русинами», или «рутенами», поляки и украинцы считают его «чистокровно украинским», но наши отцы и деды решительно оспаривали это утверждение, считая себя коренными русскими...». Так Грабарь и считал всю жизнь, с великой радостью восприняв переезд семьи в Россию.
Значение Игоря Грабаря для России велико. Его заслуги и тот вклад, который он внёс в общий соборный Дух Руси, переоценить невозможно. «Чувство ответственности за судьбы русской культуры принимало у Грабаря характер личного долга, причем без всякой позы и оттенка миссионерства. Оно выражалось как страсть к делу и понуждало переходить его от одного большого предприятия к другому. Ничто не могло отвлечь Грабаря от цели: ни крушение планов, а с ними надежд, ни ожесточенная критика, ни нападки и газетная травля» - это вывод Л.В. Андреевой и Т.П. Каждан, редакторов-составителей трёхтомника писем художника...
Сфера интересов и деятельности Игоря Грабаря огромна. Но прежде всего и более всего он - гениальнейший художник. Впервые прикоснувшись к масляным краскам, вдохнув их запах в мастерской своего учителя рисования, Игорь Грабарь был покорен навсегда: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски».
1901 год – переломный в судьбе художника. Грабарь заявляет о себе, как о настоящем мастере. В этот год, осенью, художник жил и работал в имении князей Щербатовых в Подмосковье. Уже первые девять пейзажей, написанных в Наре, произвели сенсацию среди зрителей завораживающей яркостью и красотой природы, необычной манерой исполнения. В один миг неизвестный автор, Грабарь тогда только вернулся из поездки по Европе, стал знаменит. А все его картины раскупили коллекционеры.
Новизна стиля заключалась в том, что на первое место в композиции художник выдвинул архитектуру, изображая ее фрагментарно крупным планом. Но главное – краски! Он смело и необычно использовал сочетания цветов сияющих золотисто-желтых и ярко-голубых красок, нанося их на холст пастозно, густым, плотным слоем. Его осенняя листва и синь неба произвели оглушительное впечатление радостью, мажорным звучанием. Этими работами Грабарь открыл целую линию пейзажных картин, которые с того момента появляются не только в его творчестве, но и в творчестве его современников из московской школы живописи - С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова, П.И. Петровичева.
В этот период творчества у Грабаря случился один интересный разговор с художником Ф.А. Малявиным. Тот заявил, что после Исаака Левитана обращаться к жанру пейзажа бессмысленно, поскольку «Левитан всё переписал». Но гений Грабаря показал миру новое ви́дение русской природы и новые художественно-пластические приёмы так, что картины мастера открыли целый «послелевитановский период» - период Игоря Грабаря...
Он начался в начале зимы 1904 года в Дугине - подмосковной усадьбе друга-художника Н.В. Мещерина. В доме этого талантливого и благородного человека, создавшего все условия для работы своим друзьям по профессии, в разные годы побывали и работали В.В. Переплетчиков, М.Х. Аладжалов, А.М. Корин, А.С. Степанов, А.М. Васнецов, С.В. Малютин и И.И. Левитан. И вот теперь Игорь Грабарь черпал здесь вдохновение… Именно в мещеринской усадьбе живописец впервые попал под обаяние белоснежных русских просторов. Про картину «Белая зима. Грачиные гнезда» Валентин Серов сказал: «Трудная задача, а вышла у вас. Зима - действительно белая, а белил не чувствуешь».
Убедитесь сами! Вот они - пушистые сугробы, заснеженные крыши, сверкающий мерцающий переливающийся под ярким солнцем иней на ветвях берез... Живые картины... Можно писать про разные техники – импрессионизм или, например, пуантилизм, технику, в которой в России до Грабаря никто не работал. И что на самом деле, пуантилизм Грабаря – это иной свой авторский метод необособленных разноцветных мазков. Но главное - его картины не мозаичные, а пластичные живые и дышащие… Посмотрите только на «Февральскую лазурь», «Мартовский снег», «Под березами», «В гололедицу». Или более поздние - «Московский дворик в снегу», «Роскошный иней», «Косые лучи», «Солнце поднимается»…
Конечно, творчество художника Грабаря не ограничивается пейзажами, это и потрясающие натюрморты, такие шедевры, как «Хризантемы», «Неприбранный стол», «Груши на синей скатерти» и другие. А ещё и портреты! Ведь Грабарь тогда - ведущий портретист СССР. Вспомним только «Автопортрет с палитрой (в белом халате)». Здесь он изобразил себя во всех «ипостасях»: художника с палитрой и кистями, ученого и руководителя - в деловом костюме, реставратора – поверх костюма надет белый халат. Или портрет «Светлана», передающий дух времени, как воплощение идеала советской молодежи. Многие стремились посмотреть его. Говорят, даже ходила молва, что это портрет дочери Сталина… А ещё интереснейшие портреты С.С Прокофьева, Веры Дуловой, картины с Лениным… Портреты Грабаря надо смотреть близко и прямо в глаза человеку, изображённому на них. Как в пейзажах художник видел Дух Природы, так в портретах он показывает душу человека, это абсолютно духовное творчество. Даже не так, а вот так - Творчество с большой буквы. Посмотрите только на портрет Сергея Сергеевича Прокофьева – здесь остановлен миг озарения, миг рождения музыки…
Да, Игорь Грабарь – выдающийся мастер! Причём, подобно мастерам Возрождения, своим вниманием он охватывал все области искусств и знаний в своей сфере. Это запредельно выдающаяся личность, гениальный художник, основоположник советской школы искусствознания, реформатор отечественного музейного дела, организатор всероссийской охраны и реставрации памятников старины. Он сам раскрыл секрет своей работоспособности, рассказав, что на протяжении жизни «вставал в 6 утра, а ложился спать в 10 часов вечера», при его-то должностях «не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берег своё время для дела». Вот такой секрет творческой плодовитости и долголетия…
Несмотря на кажущуюся популярность, думаю, настоящее открытие и Время Грабаря ещё впереди. Ну, а если вы хотите посреди московской зимы увидеть настоящее солнце, зарядится позитивом, духом радости и света - идите в Третьяковку. Кстати, очень символично, что первая картина Игоря Грабаря, приобретённая Советом Третьяковской галереи под руководством художников Ильи Остроухова и Валентина Серова, называлась «Луч солнца».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs