ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Без любви подобное создать невозможно

13:53 01.12.2022 • Аида Соболева,

В середине ноября 2022 года в Москве по приглашению Фонда ибн Сины побывал знаменитый иранский художник-миниатюрист Реза Бадр ас-Сама. В  Восточном культурном центре Института востоковедения РАН прошла выставка его работ, которую 14 ноября торжественно открыл посол Исламской Республики Иран в России доктор Казем Джалали.

Он подчеркнул важность культурных мостов в упрочении связей между народами, поблагодарив президента Фонда Ибн Сины доктора Хамида Хадави и директора Восточного культурного центра ИВ РАН Лану Раванди-Фадаи за возможность познакомить российскую аудиторию «с одним из самых ярких художников современного Ирана, в своем творчестве продолжающим вековые традиции нашей страны».

Выступивший на открытии директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов  назвал работы Резы Бадр ас-Сама «фантастически прекрасными» и обратил внимание на перекличку культур, выраженную через очевидные связи между традиционным русским искусством и искусством иранской миниатюры. «Цветочные узоры русских платков напоминают иранский «огуречный стиль», наша сказочная Жар-птица – это Симург и Анка  из древних иранских мифов, кони былинных богатырей и «конек-горбунок» перекликаются с образами Рахша и других коней из поэмы «Шахнаме» великого Фирдоуси. Наши культуры всегда были глубинно близки и своим взаимовлиянием обогащали друг друга», - сказал он.

Иранский художник, приветствуя собравшихся на его выставке первых российских зрителей, сказал, что он более 50 лет посвятил работе в области изобразительного искусства. И добавил, что в годы учебы он тщательно изучал не только иранское, но и мировое искусство, в котором большое место занимает искусство России. «Я изучал его по книгам и с помощью лекций своих учителей, – сказал Бадр ас-Сама. – И вот, наконец, осуществилась моя давняя мечта – побывать вместе с сыном в Москве, посетить ее музеи, и, конечно, – представить свои работы на суд  российских зрителей, поделиться накопленным опытом».

Реза Бадр ас-Сама родился в 1949 году (1328 г.с.х.) в Исфахане – исторической столице государства Сефевидов, при которых иранская миниатюра приобрела мировую известность.  Мастер много лет преподает в Исфаханском университете искусств на Факультете искусства религий и цивилизаций.  В 2017 году он получил высшую степень в области искусства от Министерства культуры и исламской ориентации ИРИ. В 2019 назван «Лучшим художником-ремесленником» страны, что является признанием факта, что Бадр ас-Сама в совершенстве владеет всеми приемами традиционной персидской живописи.  Он член Общества художников-ветеранов труда Ирана. На его счету 50 персональных и более 400 коллективных выставок внутри и за пределами Ирана.  Его работы выставлялись в  Алжире, Боснии, Германии, Грузии, Италии, Катаре, Ливане, ОАЭ , Сенегале, Туркменистане, Турции.

В своих картинах Бадр ас-Сама затрагивает темы коранических преданий, жизни имамов и мучеников, защитников святынь. Многие его работы посвящены классической поэзии Ирана – написаны на темы произведений Фирдоуси, Хафиза, Саади, Руми, Хайяма. Художник является членом жюри многочисленных фестивалей и художественных конкурсов в Иране и на Ближнем Востоке. Доктор Бадр ас-Сама постоянно участвует в различных конференциях по вопросам исламского искусства и щедро делится творческими секретами не только со своими студентами, но и со всеми, кто приходит на его мастер-классы в разных странах.

Иранский миниатюрист провел четыре мастер-класса в Москве – в Восточном культурном центре ИВ РАН и в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки.

Узнать секреты создания иранской миниатюры захотели не только студенты, но и художники с именем. Мастер-класс Резы Бадр ас-Сама посетил заслуженный работник культуры РФ Евгений Хайлов. Его объемные картины-конструкции относятся совсем к другому жанру, но тоже связаны с осмыслением религиозного опыта человечества, выставлялись и в Ватикане, и в галерее Мечети Кул-Шариф в Казани. Я поинтересовалась его впечатлениями от работ иранского мастера и общения с ним.

Реза Бадр ас-Сама –  замечательный, очень самобытный художник. Вглядываясь в его работы, я, кажется, нашёл для себя ключ к пониманию персидской миниатюры, которую всегда с благоговением рассматривал и изучал. Я очень рад, что мне удалось посетить его мастер-класс, увидеть «кухню» мастера. Он так подробно, с такой любовью рассказывал о процессе создания своих работ, показывал приёмы композиции картины, даже не миниатюры, а настоящего выставочного формата!

Все пространство его картины заполнено мельчайшими деталями, прописанными с ювелирной точностью и изяществом. Надо сказать, что я работаю всовершенно  другой технике. В своем творчестве я использую натуральные материалы: дерево, камень, металл. Но мои работы тоже на исламскую тему, поэтому они включают арабскую каллиграфию. Я показал иранскому мастеру несколько моих работ со своего планшета – он отнесся к ним с живым интересом, сразу стал со мной обмениваться мыслями по поводу создания картин. Мы оба были рады знакомству, духовному и творческому. Я почерпнул приёмы тонкого слоя живописи. И такое совмещение нежности живописи и прорисовки каллиграфических деталей даёт удивительный, прекрасный результат, когда грубый, проживший века натуральный материал может становиться одухотворенным пространством и пластически возвышенным произведением, - сказал Евгений Михайлович Хайлов.

В день открытия выставки в Восточном культурном центре ИВ РАН было особенно много людей, внимательно изучающих работы иранского мастера. Около картины с изображением сцены из «Шахнаме» долго стояла высокая девушка в хиджабе. Я представилась и спросила:

– Какие чувства вызывают у вас эти работы?

– Восхищение. Радость. Удивление.  Все настолько тонко, изящно! Это же какой труд нарисовать хотя бы одну такую картину! Сколько здесь всего представлено! То есть, этим просто нужно жить. Я сама художница, каллиграф. И прекрасно понимаю, насколько это невероятное действо.

– А где вы учились на художника?

– Я училась в Школе искусств. В работах совмещаю две техники – арабской каллиграфии и мозаики. Я нашла свой почерк – черное и золото. Я очень люблю черный камень, мрамор, и сусальное золото. Мои работы можно увидеть в Мировом музее каллиграфии и в Национальном музее Чеченской Республики.

– Вы родом из Чечни, как я поняла?

– Нет, я родилась в Москве, но во мне течет арабская и татарская кровь. Меня зовут Наиля Халиме Лотфи.

– Вы собираетесь пойти завтра на мастер-класс?

–Конечно!

– А что бы вам, как художнику, хотелось перенять у этого мастера?

– Изящество. Терпение. Любовь к деталям. Потому что без любви подобное создать невозможно! Я знаю за собой такую черту – я немножко торопыжка. Арабская каллиграфия меня учит терпению. Приучает к точности. Спокойствию. Поэтому мне интересно научиться так детально, красиво писать.

Среди гостей был преподаватель живописи в МГАХИ им. В.И. Сурикова член-корреспондент РАХ Михаил Горшунов, лауреат международных творческих конкурсов и обладатель многих престижных наград, в том числе Золотых медалей Союза художников России и Российской академии художеств.

 – Михаил Васильевич, я заметила ваш интерес к работам Резы Бадр ас-Сама.

– Это большой художник!

 – У вас регалий не меньше, чем у нашего иранского гостя.

– Мне с ним соперничать сложно.

– Какие чувства у вас рождают эти картины?

– В них хочется вглядываться бесконечно. Это работы высочайшего мастерства! Я считаю, что сделать руками такую миниатюру – это что-то невероятное! Я знаю, как это делается. Это тончайшая работа. И художник, наверно, испытывал невероятный восторг, когда создавал это произведение. Невероятная фантазия! На грани сюрреализма. Я не знаю, есть ли в Иране такое направление. Я думаю, оно свойственно любому творческому человеку в той или иной степени – ведь мир настолько разнообразен!..

Здесь вставил свою реплику стоявший рядом московский художник Сергей Феофанов, лауреат премии Фирдоуси, хорошо знакомый с иранской мифологией.

 – Я думаю, это не миниатюра на базе сюрреализма, а сюрреализм на базе миниатюрной живописи. По этим картинам можно изучать психологию иранцев.

Фонд ибн Сины, организовавший визит Резы Бадр ас-Сама в Москву, планирует с ним ряд совместных проектов – учебное пособие по искусству миниатюры,  а также издание сборника работ мастера с интерпретацией на русском языке заложенных в них смыслов.

 

Фотo автора и Фонда ибн Сины

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати