ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Успеть повернуть в правильном направлении – к итогам Конференции ООН по климату

10:34 18.11.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

По словам генсека ООН Антониу Гутерриша человечество оказалось «на шоссе в климатический ад». Выступая на открытии конференции COP27, посвященной проблеме климатических изменений, Гутерриш заявил, что мир «приближается к переломному моменту в вопросе климатических изменений».[i]

27-я Конференция стран-участниц Рамочной конвенции ООН по изменениям климата, Conference of the Parties (COP), проходила в египетском городе Шарм-эш-Шейх. Это четвертая по счету встреча представителей государств, присоединившихся к Парижскому соглашению по климату.  Напомним, что Соглашение, подписанное в 2016 году в Париже подавляющим большинством государств мира, декларирует намерение международного сообщества предпринять усилия по сдерживанию роста средних температур на планете ниже показателя, превышающего уровень доиндустриальной эпохи на 2 градуса Цельсия. В идеале средняя температуру на Земле не должна вырасти больше, чем на 1,5 градуса Цельсия. Главным инструментом должна стать координация международных усилий в области сокращения эмиссии газов, вызывающих парниковый эффект.

На сегодняшний день, констатирует ООН, динамика реализации решений, намеченных в Париже, крайне тревожна. Предваряя встречу в Египте, ООН представила отчет, согласно которому «только 26 из 193 стран выполнили обещанные планы» по сокращению выбросов парниковых газов. В число 26-ти не входят США и Китай, «на долю которых приходится наибольшее количество выбросов CO2 в мире». Представители ООН констатируют, что количество экстремальных природных катаклизмов возрастает с каждым годом. Нынешний климатический саммит также проходит на фоне драматичных последствий украинского кризиса для мировых рынков энергоносителей и продовольствия.

Выступая на открытии конференции COP27, Антониу Гутерриш охарактеризовал скорость климатических изменений как «катастрофическую» и произнес вызвавшие большой резонанс слова о мире, мчащемся «…по шоссе в климатический ад». Оснований для столь резких заявлений, к сожалению, немало. Согласно данным, которые привел генсек ООН, «последние восемь лет были самыми теплыми за всю историю метеонаблюдений», передает РБК. Как сообщает входящая в ООН Всемирная метеорологическая организация, по итогам 2022 года «среднемировая температура будет на 1,15 градуса Цельсия выше, чем в доиндустриальный период».

Согласно отчету ВМО, в 2021 году вновь выросла концентрация в атмосфере Земли трех газов, играющих наиболее пагубную роль в усилении парникового эффекта. И их новый уровень стал наивысшим за всю историю наблюдений. Концентрации углекислого газа, метана и закиси азота достигли показателей, соответственно, «в 149, 262 и 124 процентов от доиндустриальных уровней». Продолжается повышение уровня мирового океана, которое «сейчас [происходит] в два раза быстрее, чем 30 лет назад», а температура воды «побила рекордные значения». Выросла скорость таяния ледников в Альпах: согласно данным, которые обнародовала швейцарская служба мониторинга, в 2022 году альпийские ледяные шапки «потеряли 6% от своего общего объема», наивысший показатель за все годы.[ii]

При этом стихийные бедствия, вызванные потеплением климата, становятся всё более частым явлением. Одной из главных угроз  демографии, экономике и даже геополитическим интересам растущего числа стран становится катастрофически жаркая погода. По данным Еврокомиссии, Всемирного банка и службы Copernicus, к 2020 году, по сравнению с началом 1980-х, практически удвоилась доля населения мира, систематически страдающего от волн жары. В Африке жара угрожала 24 процентам населения, в Азии и Океании – без малого 20. В среднем по мировому сообществу – это порядка 17 процентов.

Новые рекорды роста летних температур в нынешнем году были зафиксированы в Северной Америке, Китае, во многих странах Европы. Волны жары – не новое явление, однако в последние десятилетия они случаются всё чаще, растет их продолжительность по времени, под ударом оказывается единовременно больше стран и регионов. Согласно недавнему исследованию, результаты которого опубликовал The Economist, в настоящее время число дней с экстремально жаркой погодой в Северном полушарии выросло в семь раз, по сравнению с началом 1980-х.

Расширение зон экстремальных температур сулит губительные последствия. Увеличивается площадь сельхозугодий, подверженных угрозе засухи. В случае, если экстремальные температуры установятся одновременно в нескольких ведущих сельскохозяйственных регионах мира, возникнет угроза глобального продовольственного кризиса. Поскольку потери урожая в одних регионах нельзя будет компенсировать поставками излишков продовольствия из других.

Незадолго до начала климатического саммита в Египте, известный шведский специалист по климату Йохан Рокстрем дал интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung, которое цитирует РИА Новости. Эксперт предположил, что «менее чем через 50 лет» значительному числу жителей «Бразилии, Индии, районов Африки и Ближнего Востока» придется покинуть привычные места проживания. По мнению исследователя, причиной станет повышение среднегодовой температуры в экваториальной зоне Земли до 30 градусов по Цельсию «возможно, уже в 2070 году». В этом случае жизни сотен миллионов людей окажутся под угрозой.

Рост температур на Земле обостряет проблему нехватки водных ресурсов. Вода – это ресурс, который невозможно заменить никаким другим. От воды непосредственно зависит физическое выживание людей, а также в огромной мере производство сельскохозяйственной продукции. Вода играет значимую роль в производства электроэнергии, а также в логистике энергетического сырья, в первую очередь, угля и мазута.

В случае дальнейшего роста средних температур, многие регионы мира будут страдать от многолетних засух, и в результате неминуемо столкнутся с острой нехваткой воды. Последуют также падение сельхозпроизводства и снижение выработки электроэнергии. Цены на питьевую воду пойдут вверх, потянув за собой стоимость продуктов питания и энергии. Станут более частым явлением перебои в поставках комплектующих и материалов. Усилится социально-экономическая нестабильность.

Проблема глобального потепления стремительно превращается в вопрос национальной безопасности. По мнению The Economist, с учетом накопления негативных последствий в области выбросов парниковых газов в предыдущие десятилетия, а также невозможности радикально сократить выбросы «здесь и сейчас», цель в 1,5 градуса Цельсия выглядит уже недостижимой. «Реалистичный» же подход состоит в том, что необходимо вкладывать больше средств в технологические решения, нацеленные на смягчение последствий парникового эффекта. Что, наконец, необходимы кардинально большие усилия в вопросах адаптации человечества к меняющимся условиям окружающей среды.

Ряд западных экспертов считают «неизбежным» пересмотр модели роста для развивающихся стран в императиве ускоренной декарбонизации хозяйственных процессов. Из западных стран порой звучат идеи о безальтернативности отказа для ряда государств от части национального энергетического суверенитета в пользу транснациональных субъектов - в обмен на инвестиции в ускорение «зеленого перехода».

Москва предлагает взвешенный подход, согласно которому программы энергетического перехода человечествав ближайшие нескольких десятилетий, призванные обратить вспять негативные климатические явления в окружающей среде,должны опираться на реальные возможности стран с переходной экономикой и развивающихся государств. Поддерживать социально-экономическое развитие, а не подрывать его. При этом богатые страны должны внести вклад, соответствующий их доле в мировой экономике, а также ведущей роли в загрязнении окружающей среды в индустриальную эпоху. Эту мысль, в ходе выступления в Шарм-эш-Шейхе, поддержал и генсек ООН, призвавший «…развитые и развивающиеся страны заключить пакт о климатической солидарности».

В Российской Федерации потепление климата происходит даже быстрее, чем в среднем на Земле. Поэтому Россия сохраняет приверженность «…выполнению взятых обязательств по климату, несмотря на введенные санкции», заявил корреспонденту ТАСС спецпредставитель Президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев, возглавивший российскую делегацию на конференции COP27. По словам Эдельгериева, в отсутствие внешнего давления, «если бы не было санкций, рестрикций и дискриминационного подхода»», Москва планировала осуществить основные мероприятия» в области перехода к углеродной нейтральности к 2050 году. Теперь речь идет о 2060 годе. Политизация международных отношений негативно отражается на формировании общих рынков углеродных выбросов, отказу от взаимного признания «результатов климатических проектов», сокращению возможностей для обмена знаниями и технологиями, а также «доступа к международному финансированию».[iii]

Нынешний форум в Шарм-эш-Шейхе предполагает дать всестороннюю оценку ходу выполнения тех значительных обязательств в области борьбы с негативными последствиями изменений климата, которые страны-участницы взяли год назад в Глазго, на саммите COP26. Кроме того, Конференция превращается в ведущий международный форум, определяющий «контрольные параметры «глобального зеленого перехода»».

С политической точки зрения Конференции COP рассматриваются как одна из последних возможностей «совершить прорыв» в деле преодоления негативных последствий изменений климата Земли до момента, когда эти изменения примут необратимый характер. Нет сомнений, что геополитическая конфронтация серьезно подрывает усилия международного сообщества в области преодоления негативных климатических изменений. Несмотря на весьма сложный геополитический фон, Конференция COP 27 имеет шанс продемонстрировать, что переход к более реалистичной повестке в области борьбы с изменениями климата возможен даже с учетом нынешних тревожных тенденций. И даже вопреки им.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати