ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Ашманов: Нам нужно Росинформбюро и свой Левитан

10:09 28.10.2022 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: сouncil.gov.ru

России нужны Росинформбюро и единый голос - «свой Левитан». С таким предложением эксперт в области информационных технологий Игорь Ашманов выступил во время круглого стола Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ. Председатель комиссии Андрей Климов обратил внимание на угрозы подрыва основ российского общества, уничтожение духовных устоев и моральных принципов и необходимость организованного противостояния: «В таком важном деле нет и не может быть мелочей: до сих пор не изжито засорение родной речи неуклюжими чужеродными заимствованиями». Темой круглого стола стало «Противодействие враждебным нарративам в информационной, культурной и образовательной среде». Участники подробно остановились на угрозах и своих рекомендациях в каждой из перечисленных сфер.

«Вся критика «Рутьюба» касается того, что люди хотят во время войны развлекаться. Эти рассуждения, на мой взгляд нерелевантны, несостоятельны» (И. Ашманов)

Игорь Ашманов отметил, что, наблюдая за российским информационным пространством, опасается усиления иностранного влияния, и призывал с ним бороться, пока оно еще не так опасно: «Надо сразу сказать, что силы не равны. Наши эксперты сидят в этих пабликах и чатах, где происходит управление информационной войной. Там переключилась на войну с нами вся украинская киберпреступность, а на Украине, мы знаем, последние лет 15 было дикое поле, откуда не было выдачи - и можно было творить, что угодно. Те самые русские хакеры, которых все поминали - это процентов на 80-90 всегда были украинские хакеры русскоязычные, потому что там можно было делать, что угодно, и не бояться экстрадиции. Они все сейчас переключились на войну. Мы видим в этих чатах 15 тысяч, а в некоторых 200 тысяч человек зарегистрировано (это в основном Telegram). Эта группировка, которая сидит на Украине и управляется 77-й бригадой специальных операций из Лондона, может тратить от 1 до 2 миллиардов долларов в месяц. Кроме того, у них бесконечный запас кадров, потому что только в США и Канаде миллиона 4 наших бывших соотечественников. Есть еще бывших республик СССР. Все они нас не очень любят. У многих нехватка денег, и их очень легко рекрутировать. У них бесконечный запас этих ботов, виртуальных бойцов. Но самая главная причина в другом. Мы не можем врать как они. На самом деле это абсолютно ложная практика и идея создать своих ботов и врать не меньше, чем они. Я вижу, что те, кто у нас отвечают за пропаганду и влияние, регулярно сейчас производят фейки, причем глупые топорные, в стиле украинцев. Мы не можем украинизировать наше культурное пространство, наш интернет. Это нельзя делать, потому что эффективно работающие украинцы своих перепрошили. Там полностью абсолютно замененное сознание. Кроме того, они делают картинку для Запада, которую там все просто некритично раскручивают, потому что там все СМИ дуют в одну дудку. Но русские не такое быдло. И нам своих обманывать и перепрошивать не нужно. Нам нужны асимметричные ответы. «Кремлеботов» действительно пытались создать много раз, и это абсолютно ложная идея вредная». 

Игорь Ашманов привел несколько возможных «асимметричных ответов» на вызовы в информационной сфере. Во-первых, продолжить блокировать соцсети (Twitter, Facebook, Instagram). Он уверен, что даже незначительные барьеры сокращают аудиторию. По его словам, аудитория вышеперечисленных соцсетей падает, потому что не все могут поставить себе анонимизатор. Роскомнадзор постепенно ограничивает деятельность VPN-серверов. Наконец, он считает, что «гомогенная» оппозиционно настроенная аудитория, которая там остается, не представляет серьезной опасности.

Во-вторых, Игорь Ашманов призывает упростить блокировку пабликов: не подавать списки в Администрацию президента и Роскомнадзор с подробным пояснением, как он делает сейчас, а установить «телефонное право» и выносить предупреждения по звонку. «Проблема в том, что российские соцсети не понимают, что происходит информационная война. Мне присылают из ДНР списки очень нехороших пабликов «Вконтакте». Их не удаляют. Очень сильно вредили «Типичный Харьков», «Типичный Донецк» и другие (их называют «типичками»)», – заметил эксперт.

Эти функции, на его взгляд, может взять на себя формируемый по поручению президента Владимира Путина координационный совет под руководством премьер-министра Михаила Мишустина. Он добавил, что должен появится и «единый голос» («свой Левитан»), который будет доносить информацию до населения и поможет избежать противоречий из-за различий в позициях официальных представителей ведомств и военных корреспондентов.

«Ждёт своих святая Киевская Русь,/ Как мать сына, обещавшего вернуть./ Мы вернёмся, мам, претерпев все беды./ С нами правда, Бог, а значит, и победа» (А. Вайнберг)

Александр Вайнберг, представитель от законодательного органа государственной власти Нижегородской области и бывший музыкант группы «Любэ», призвал к консолидации общества и выработке новой идеологии: «Многих своих коллег по цеху (если кто не знает, я был в группе «Любэ») я просто презираю и брезгую ими. Настолько они ушли от страны своей, от родины, куда-то спрятались. Не говорю даже о тех, кто уехали. Мы не можем поставить кордон, чтобы они не вернулись, но, если они вернутся, они не должны пользоваться никакими благами государства, льготами, почетом уважением - это вечное презрение. Мы вот, допустим, на Донбасс ездили с Володей Машковым. Вот где патриот. Талантливейший, гениальный актер, но он и патриот, и гражданин.

Мир разделился. Сейчас пришло время, когда оттенки-то и не нужны. Надо почиститься. Но мы должны подумать и о цензуре. Все так стесняются этого слова. Включаешь телевизионные каналы - и такое веселье. Едешь туда, возвращаешься и контраст так остро чувствуешь. С этим точно нужно что-то делать. Сейчас надо пропагандировать все то, за что бьются наши ребята, отдают жизнь, льют кровь. Кто, как не работники культуры, может создать эту атмосферу и идеологию, которой у нас нет в конституции, чтобы мы презирали тех людей, уклонистов, которые закосили, пытаются спрятаться, сделать вид, что ничего не происходит, и героизировали ребят, которые сами себя героями не считают. Но они-то и есть соль земли русской, которая является центром нашего русского мира. Нам сегодня пора определяться, кто наши, а кто не наши. Вот и все. Это главное. Мы должны быть как кулак монолитны. Давайте встанем в центре гражданской мобилизации. Мы должны граждан в конце концов мобилизовать и понять, кто граждане, а кто только по паспарту. Как в старом анекдоте: «Бьют-то по роже а не по паспарту». Вот и здесь надо определять людей по поступкам, а не по тому, за какой ширмой они прячутся».

«Затем наступил день начала СВО, когда мы были счастливы, потому что понимали, что сейчас закончится эта ситуация в образовании» (Г. Сардарян)

Генри Сардарян, декан факультета и политики МГИМО, рассказал о вызовах в сфере высшего образования: «До того, как началась спецоперация, главным критерием успешности любого российского университета являлось только одно: какое место университет занимает в рейтинге издаваемом частной британской компанией. Вузы должны были костьми лечь, чтобы доказать частной британской компании, что они соответствуют ее ожиданиям. Надо было, чтобы профессура публиковалась в журналах, которые признаются другой частной британской компанией. А что надо, чтобы публиковаться? Надо соответствовать их редакционной этике, то есть их представлениям о том, что правильно, что – нет. Если б я был физиком или биологом, я бы сказал: «Какая разница?» но я представитель гуманитарной сферы. Из веселых случаев отписки из журналов: «Как Вы можете сравнивать авторитарную Россию и демократическую Испанию?» Из страшных отписка коллегам из Севастопольского университета: «Пишите «Севастополь, Украина», иначе мы Вас не опубликуем. Мы не можем публиковать «Севастополь, РФ»». Мы пришли в Севастополь, освободили их, чтобы они не стали марионетками в руках западных держав, а теперь: «Сделайте все, чтобы Лондон одобрил Вашу университетскую деятельность». Что мы получаем? Первое - одной регуляцией мы определяем во всей стране тематику исследований. Все пишут на самые популярные темы: вопросы гендерного равенства и права меньшинств. Второе – это формирование кадровой политики. Сидя в Лондоне, получив одно единственное указание в нормативно-правовом акте на один единственный рейтинг, Вы получаете возможность формировать кадровую политику в российском высшем образовании».

Генри Сардарян поддержал недавнее решение правительства о формировании собственной системы мониторинга публикационной активности и предложил создать свою систему привлечения иностранных студентов. Болонскую систему, в которую прежде входила Россия, он назвал механизмом «выкачки мозгов» из развивающихся стран. Он поделился своими оценками, согласно которым только 15 процентов иностранных студентов в России слышали о мировом рейтинге университетов QS, остальные не слышали, и на их выбор российского вуза, по словам декана МГИМО, это никак не повлияло. «Я не понимаю, почему мы должны ждать, пока закончиться спецоперация, чтобы вносить коррективы? Верховный главнокомандующий уже сказал, что нам необходим свой рейтинг университетов. Я готов с радостью включиться в его разработку», – заключил Генри Сардарян.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати