ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

США хотят «отстыковать» страны Центральной Азии от России

11:01 22.09.2022 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

На днях заместитель помощника директора Агентства по международному развитию USAID Анджали Каур на слушаниях в комитете палаты представителей по иностранным делам Конгресса США сделала заявление, согласно которого Соединенные Штаты будут пытаться содействовать «укреплению демократических институтов, а также продвигать принципы верховенства закона и уважения прав человека в центрально-азиатском регионе. По словам Каур, «Соединенные Штаты видят критическую значимость этих приоритетов для того, чтобы, в конечном счете, «отстыковать» Центральную Азию от российской экономики. Это является нашей целью». По ее мнению, США увидели, какие серьезные последствия для мирового сообщества и для центрально-азиатских стран имеет конфликт на Украине и антироссийские действия.[1]

Однако высказанное американской чиновницей мнение просто утонуло в информационном потоке, инициированным лидерами 15 стран, собравшихся на саммите Шанхайской Организации сотрудничества, прошедшем 15-16 сентября в узбекском Самарканде.

Кстати, в Самарканде присутствовали лидеры всех пяти центрально-азиатских республик: Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана. Собравшись в Узбекистане лидеры стран-участниц признали ШОС самой успешной международной организацией и подчеркнули ее значимость в системе международных политических и экономических отношений. Подписав по итогам саммита самаркандскую Декларацию участники саммита подтвердили «ненаправленность ШОС против других государств и международных организаций, а также ее открытость для широкого сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН, Хартии ШОС и международным правом на основе учета взаимных интересов и общности подходов к решению региональных и общемировых проблем».[2]

Подтверждением этого послужил подписанный всеми участниками саммита комплексный план по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве всех стран-участниц ШОС.

Выступая на заседании Совета глав государств стран-членов ШОС в расширенном составе президент России Владимир Путин заявил, что сегодня Шанхайская организация сотрудничества ШОС на сегодня – крупнейшая в мире региональная организация. В её странах-участницах проживает более половины населения планеты (об этом уже говорили), создаётся около четверти мирового валового продукта, сосредоточен мощный интеллектуальный и технологический потенциал, значимая часть мировых природных ресурсов. объединяет страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Персидского залива. Российский лидер также отметил, что ШОС сегодня – это 25 процентов мирового ВВП, при этом страны содружества развиваются темпами гораздо выше мировых. 

Что касается взаимоотношений России и стран Центральной Азии, то российский президент подчеркнул, что объем торговли у России с этими странами растет, и если такие темпы сохранятся, а они наверняка сохранятся, исходя из ряда объективных обстоятельств, то это значит, что мы должны быть в ряду этих стран, рядом с ними.

Выступление российского президента в Самарканде, безусловно, «задело за живое» наших «заокеанских друзей», тем более после выступления Каур в американском Конгрессе, где она фактически сформулировала политику США в отношении стран постсоветского содружества, в частности,  стран Центральной Азии.

При этом некоторые американские эксперты считают, что самаркандский саммит «может стать последним саммитом ШОС», а Россия в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны Запада не сможет «играть на два фронта» и «отстыковка» центрально-азиатских стран от российской экономики – это лишь вопрос времени. По утверждению опрошенных мною европейских экспертов лидирующие позиции России в ШОС к следующему саммиту, который должен будет состояться в 2023 году в Индии, займет Китай, который весьма активен в Центральной Азии и является здесь явным конкурентом Соединенных Штатов. На мой взгляд, это надуманные выводы. Почему?

Что касается «последнего саммита» ШОС, то могу согласиться с тем, что он будет последним, только не вообще, а лишь в том составе, который сформировался на 2017 год, когда в него входили восемь государств-членов, включая Россию, Китай, Индию, Пакистан, и четыре центрально-азиатские республики - Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Тем более что в настоящее время уже поддержана заявка на вхождение в состав стран-членов ШОС Исламской Республики Иран, а также рассматривается заявка на вступлении Белоруссии. Статус стран-наблюдателей подтвердили Афганистан и Монголия, а странами партнерами уже являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка, Египет, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн и Мальдивы.

Что касается утверждения европейских экспертов, что Китай выдвинется на  лидирующие позиции в ШОС и объединит вокруг себя уже в самое ближайшее время экономики бывших среднеазиатских республики и других развивающихся стран, которые создадут для Поднебесной возможности потеснить Соединенные Штаты в мире, в текущем моменте то это не противоречит российским интересам.

На мой взгляд, распространение информации о доминирующей роли Китая в противовес России в Шанхайской организации сотрудничества преследует лишь единственную цель - вбить клин в отношения двух государств. А кроме того, экономики центрально-азиатских республик вряд ли могут стратегически добавить Китаю экономической мощи, которая и без того, по сообщениям агентства Market Watch, уже является самой мощной экономикой в мире. Так, доля КНР в мировой экономике по паритету покупательской способности составляет 16,5%, а США - 16,3%. Более того, по данным Bloomberg и исследований, проведенных компанией McKinsey & Co, Китай в настоящее время является самой богатой страной в мире, собственный капитал которого увеличился с 156 триллионов долларов в 2000 году до 550 триллионов в 2021 году.

Что касается России и западной политики «отрыва» бывших советских республик, а ныне суверенных независимых государств, то, строго говоря,  это не новая стратегия, т.к. речь идет о реализации, так называемого Гарвардского плана, первый этап которого предусматривал распад Советского Союза и образование десятка новых независимых государств, в том числе, и в Центральной Азии. В рамках второго этапа Гарвардского плана, который получил название Хьюстонского проекта, предусматривался уже раздел России, как правопреемницы СССР по сферам влияния и получение полного контроля над ее природными ресурсами. В случае неудачной реализации плана предполагалось не допустить объединения постсоветского пространства под патронажем России. Поэтому еще в декабре 2012 года тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон в своем выступлении на пресс-конференции в Дублине откровенно заявила, что «Россией предпринимаются шаги по советизации региона и не важно, как это будет называться Таможенным союзом или Евразийским Союзом, или как-то иначе. Мы не будем обманываться, мы знаем, какова цель этого и мы попытаемся найти действенные способы замедлить или предотвратить это на постсоветском пространстве».[3]

Напомню, тогда, в целях реализации Хьюстонского проекта, Вашингтон сделал ставку на усиление радикального исламизма и ваххабизма на постсоветском пространстве и на продвижение Талибана в страны Центральной Азии. Катализатором этих процессов на постсоветском пространстве должны были стать цветные революции в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане, и, как итог, тот самый «отрыв» экономик стран Центральной Азии от России, что собственно в последнее время вновь пытаются воспроизвести Соединенные Штаты. 

Справедливости ради нужно признать, что американцам удалось за последние годы проделать некоторые манипуляции в Европейском союзе, в связи с чем Евросоюз стал сегодня, по сути, «разменной монетой» во внешней политике США и фактически потерял правосубъектность в системе международных отношений. Поэтому «заветная мечта Вашингтона – разорвать все интеграционные связи на постсоветском пространстве, так и остается мечтой на все времена». Как заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова «после ЕС, теперь, судя по всему, США потребовалось устроить хаос и в Евразии. Это и не удивительно, ведь в основе политики этой страны лежит разрушительная логика».[4]

В Вашингтоне давно присматриваются к региону, а в последнее время  заметно активизировали здесь свои действия. По мнению американских экспертов, санкции в отношении России уже сказались на экономике стран региона и в дальнейшем негативный эффект будет только усиливаться. И если богатые ресурсами Туркменистан и Казахстан более или менее устойчивы к подобным потрясениям, то для Кыргызстана и Таджикистана последствия могут быть более ощутимыми. Пример усиления напряженности в межгосударственных отношениях, приведших сейчас к вооруженному столкновению на таждикско-кыргыстанской границе, в результате которого уже погибли 37 граждан Кыргызстана и 28 жителей Таджикистана, как бы подтверждает эту теорию.[5]

Не секрет, этому предшествовали систематические командировки американских советников в регион. Так, в апреле текущего года в Кыргызстан была направлена заместитель госсекретаря по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея, которая убеждала кыргызстанские власти заключить новое соглашение о сотрудничестве с Соединенными Штатами. В конце мая делегация США посетила четыре страны региона — Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Возглавлял ее помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу. В составе делегации США были представители Пентагона, Совета национальной безопасности, Агентства по международному развитию (USAID) и ряда других организаций. Американцы встретились с правительственными чиновниками и руководителями крупного бизнеса стран региона. Официальная цель поездки — «укрепление отношений США с регионом и продвижение совместных усилий по созданию более взаимосвязанной, процветающей и безопасной Центральной Азии». Звучит заманчиво…

По оценкам экспертов в странах Центральной Азии, прежде всего, в Кыргызстане и Таджикистане сейчас практически не создаются новые рабочие места, поэтому в Россию уезжают в поисках работы около 10-15 процентов экономически активного населения этих стран. С другой стороны, санкции в отношении России уже сказались на доходах мигрантов центрально-азиатских республик, уменьшив суммы переводов на родину. Поэтому массовое возвращение мигрантов домой из-за потери работы в России  усиливает социальную напряженность, а вслед за этим, как полагают американцы, вряд ли власти центрально-азиатских стран станут отказываться от финансовой помощи Запада. В этих обстоятельствах, пользуясь сложившейся ситуацией, Вашингтон попытается расширить свое влияние в странах Центральной Азии, усердно стараясь потеснить традиционных игроков — Россию и Китай в регионе.

Но «отстыковать» Россию от центрально-азиатских экономик совсем не просто, т.к. на направлении сотрудничества уже проделана большая работа. По словам замглавы МИД Андрея Руденко, российские капиталовложения в регион к 2021 году составили более 50 млрд. долларов, Китая — 40 млрд, правда, 21 млрд. из которых пришлись на Казахстан. Американских денег в регионе существенно меньше, однако, похоже, американцы нацелились на серьезные инвестиции в регионе. Так, на сайте правительства США указано, что государствам Центральной Азии сейчас предоставили 9,8 млрд. долларов прямой помощи «для поддержки мира и безопасности, демократических реформ и экономического роста, а также решения гуманитарных вопросов».[6]

Однако этим Вашингтон ограничиваться не намерен. Реализация программа «Центральная Азия плюс США» (C5+1), появившаяся еще при президентстве Бараке Обаме предполагает выделение на цели продвижения западных интересов в странах Центральной Азии более   5 млрд. долларов ежегодно до 2030 года.

Одним из основных партнеров в Центральной Азии в Вашингтоне считают Казахстан, который всегда был интересен для США как «кладовая энергоресурсов», а также с точки зрения экономики, как наиболее сильная страна региона. На фоне переживаемого этой страной процесса смены власти и политической трансформации, интерес США к Казахстану в последние годы только возрастает. Там явно рассчитывают усилить влияние через него  на регион в целом. Следует подчеркнуть, что именно с Казахстаном американцы существенно расширили экономическое сотрудничество и увеличили объем инвестиций. Напомню, что сегодня здесь работает более 300 американских компаний. По итогам прошлого года объем американских инвестиций достиг 6,5 млрд. долларов, а за шесть месяцев текущего года уровень вложений в казахстанскую экономику уже составил 4,1 млрд. долларов, что на 32 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Что касается отношений России со странами Центральной Азии, то анализ интеграционных процессов на постсоветском пространстве показывает тесную взаимосвязь России в экономической, энергетической, гуманитарной и военной сферах со странами региона. Созданный в 2010 году Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии показал свою дееспособность и был расширен уже в рамках Евразийского экономического союза в 2015 году за счет последующего присоединения к нему Армении и Кыргызстана.

Однако оценка экономических показателей стран Центральной Азии показывает весьма большие различия между ними, а, следовательно, неустойчивость экономик и уязвимость со стороны внешних интервенций.

В этой связи экономику Казахстана следует рассматривать как одну из наиболее развитых и устойчивых в регионе, которая отличается достаточно высокими темпами роста ВВП на душу населения. Инвестиционная активность в стране, в первую очередь связана с осуществлением проектов в нефтедобывающей отрасли, а инвестиции во многом осуществляются за счет основных средств. Заметен рост товарооборота между нашими странами, составивший в 2021 году 25,6 млрд. долларов и увеличившийся на 34,4 процента или на 6,5 млрд. долларов по сравнению с предыдущим годом. Товарооборот с Китаем, например, не превысил 18,2 млрд. долларов по уровню 2021 года, а США – 2,2 млрд.

Экономика Узбекистана является второй по размеру экономикой региона. Правительство Республики на протяжении последних пяти лет активно проводит структурные реформы, направленные на открытие экономики и либерализацию торговли, что уже обеспечило рост инвестиционной привлекательности, а либерализация торговли постепенно снизила сальдо внешней торговли. Важно также подчеркнуть, что существенной статьей счета текущих операций для Узбекистана являются переводы физических лиц из России. В 2021 году товарооборот России с Узбекистаном составил 7,6 млрд. долларов увеличившись на 17,3 процента или на 1,1 млрд. долларов по сравнению с 2020 годом, а товарооборот с Китаем - 7,4 млрд. долларов. Что касается США, то товарооборот с заокеанским партером пока составил всего 0,5 млрд. долларов в 2021 году.

Экономики Кыргызстана и Таджикистана наиболее слабые в регионе, а поэтому больше других подвержены внешнему влиянию. Так, государственный бюджет Кыргызстана остается дефицитным на протяжении последних 10 лет и финансируется за счет наращивания внешнего долга, и в первую очередь от международных финансовых институтов (МВФ и Всемирного банка). Серьезную долю в счете текущих операций составляют переводы физических лиц, в первую очередь из России и Казахстана. Поэтому внутренняя и внешняя финансовая устойчивость невысокая из-за большого внешнего долга, сопровождающегося низким запасом золотовалютных резервов. Товарооборот с Россией в 2021 году составил 2,5 млрд. долларов, увеличившись на 46,7 процента или на 0,8 млрд. долларов по сравнению с 2020 годом (товарооборот с Китаем не превысил 718 млн. долларов, а с США – всего около 50 млн!). Важно также отметить, что в 2021 году на долю России во взаимной торговле пришлось две трети всего товарооборота Кыргызстана в рамках ЕАЭС, на втором месте - Казахстан (30,9%), доля Белоруссия (2,1%), а Армении (всего 0,32%).

Существенная часть экономики Таджикистана – сельское и лесное хозяйство, а также хлопковая, металлургическая и горнодобывающая промышленность. Инвестиционная активность страны связана в основном с финансированием энергетических проектов со стороны России. В 2021 году товарооборот России с Таджикистаном составил 1,2 млрд. долларов, увеличившись на 44,7 процента или 0,3 млрд. долларов по сравнению с предыдущим годом, а товарооборот с Китаем не превышал 770 млн. долларов. Что касается торговли с США, то она составила всего 16,2 млн. долларов или 1,2 процента от общего объема товарооборота страны, Соединенные Штаты не входят сегодня даже в 15 основных торговых партеров Таджикистана. Правда, нужно отметить, что после встречи министра экономического развития и торговли Таджикистана Завки Завкизода с заместителем помощника госсекретаря США по экономике и торговле Мэттом Марри республика получила от небезызвестной USAID помощь в размере 46,5 млн. долларов.

Резюмируя, следует отметить, что со всеми странами региона у России в последние годы отмечается значительный рост товарооборота: от 17,3 процента (Узбекистан) до 46,7 процента (Кыргызстан). Важно также отметить, что все страны региона исторически являются торговыми партнерами России и более того мы сейчас наблюдаем значительное увеличение финансовых потоков в обоих направлениях. При этом наибольший потенциал развития наблюдается во взаимоотношениях России с Казахстаном и Узбекистаном. В первом случае сказывается более развитый финансовый рынок, включающий в себя также членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а во втором - быстро открывающаяся экономика, недополучившая инвестиции в предыдущие десятилетия и дешевая рабочая сила.

Хотя некоторые инциденты на различных направлениях сотрудничества периодически вызывают тревогу, «отстыковать» Россию от экономик стран Центральной Азии Соединенным Штатам будет трудно, особенно учитывая  глубокий уровень взаимодействия в военной, энергетической и гуманитарной сферах. При этом эта область будет требовать со стороны России постоянной работы и внимания в контексте усилий Запада в отношении этого региона.

Недавно в рамках саммита ШОС в Самарканде во время двусторонних встреч с президентом России Владимиром Путиным все лидеры стран Центральной Азии подтвердили высокий «уровень стратегического партнерства» с нашей страной, что, по мнению российского президента, позволит нашим странам стать экономически сильнее и значительно уменьшить зависимость от внешних воздействий, в том числе от политической конъюнктуры.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] США хотят "отстыковать" Центральную Азию от России, заявили в USAID 15.09.2022 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20220915/aziya-1816872302.html

[2] Лидеры ШОС подписали самаркандскую декларацию 16.09.2022 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20220916/shos-1817230909.html

[3] Хиллари Клинтон против "советизации" околороссийского пространства 10.12.2012 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20121210/914133087.html

[4] Захарова оценила желания США «отстыковать» Центральную Азию от России 15.09.2022 года. Электронный ресурс:  https://vz.ru/news/2022/9/15/1177624.html

[5] Приграничный конфликт Киргизии и Таджикистана. 17.09.2022 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/17/09/2022/632428299a794745d8046839

[6] Опасные связи. Что американцы готовят в Центральной Азии 18.06.2022 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20220618/ssha-1796159359.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати