ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

НАТО навязывает России эскалацию

10:18 14.07.2022 • Александр Артамонов, Начальник Совета по политическому и научно-исследовательскому развитию Федерации служебно-прикладной подготовки силовых структур «К-9» и специалистов органов безопасности «Кремль-9»

29 июня на Мадридском саммите НАТО руководители военного блока согласились повысить численность своих сил быстрого реагирования до 300 тыс. военнослужащих, то есть почти в 8 раз. Следует напомнить, что в настоящее время у Североатлантического альянса в постоянной боеготовности 40 тыс. человек, причём до 2014 года их было не более тринадцати тысяч.

Приблизительно за неделю до съезда руководителей альянса постпред США при НАТО Джулиан Смит обвинила Россию в несоблюдении основополагающего акта «Россия – НАТО» от 1997 г., что, по её словам, и привело к расширению военного альянса в Центральной и Восточной Европе. Однако, как водится, Коллективный Запад лжёт, как дышит, так как сами американцы провели в марте 1999 года операцию «Союзная сила», устроив ковровые бомбардировки на территории Югославии. Тем самым они одновременно нарушили и Устав ООН, и тот самый Основополагающий акт.

Но ни одними американцами жив западный наступательный блок. Так, нынешний председатель Европейской комиссии и бывший министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен ещё в 2017 г. заявила на заседании комитета Европарламента по международным делам и подкомитета по безопасности и обороне в Страсбурге, что с Россией можно и нужно говорить «с позиции силы».

Как водится, за словами последовали конкретные дела. В начале 2018-го года, незадолго до совей смерти бывший глава Службы собственной безопасности МВД Франции префект (то есть генерал) Иван Бло, бывший член Национального антитеррористического комитета Франции переслал автору этой статьи документ, который должен был быть предан огласке после кончины отправителя. Французский высокопоставленный чиновник и политик скончался в 2018-м. Сразу после его смерти я рассказал о содержимом в эфире телеканала «Звезда» и на страницах одноимённого еженедельника. Текст документа - краткое изложение на немецком языке протоколов заседания Альянса по отработке плана «Барбаросса-2». В документе говорилось «о создании постоянных очагов напряжённости на границах с Россией, организации провокаций против местного русскоязычного населения и открытой подготовке к войне».

Тогда же, из бесед с несколькими представителями французского генералитета, автору стало известно, что основным направлением удара для войск НАТО должна предположительно стать не непосредственно Россия, а… Украина.

Итак, что нас ждёт?

В настоящее время контингент НАТО на границах с Россией относительно малочислен. Он явно не годится для ведения общевойсковой широкомасштабной операции.

Сейчас в Литве, Латвии и Эстонии скопилось порядка 3600 военнослужащих альянса, не считая польских вооружённых сил, численность которых соответствует приблизительно 120 тысячам человек. Однако в планах руководства этой восточно-европейской страны увеличить армию до 400 тысяч военнослужащих.

Чем вооружены силы быстрого реагирования НАТО в Прибалтике? Французский контингент обеспечен техникой национального производства - 4 танками  Leclerc, 13 БМП и 10 БРДМ (VAB - Véhicule de l’avant blindé). У британцев - несколько САУ AS90, 2 танка Challenger и несколько десятков БТР Warrior. Всего их парк техники насчитывает около 300 боеготовых единиц. В принципе, без учёта войска Польского относительно немного. Но не стоит забывать о контингенте «западников», дислоцированном в Румынии (около 120 тыс.чел. включая резервистов, а также база Девеселу и 5 тыс. солдат НАТО), а также о грядущем вступлении в этот блок Швеции (около 30 тысяч солдат)  и Финляндии (22 тыс. штыков). Эти страны могут поставить в совокупности около 180 тысяч военнослужащих.

В настоящее время НАТО, похоже, действительно намерено усилить Силы быстрого реагирования согласно формуле «4 по 30». Что подразумевает создание новых 30 батальонов, поддержание в боеготовности 30 кораблей и 30 авиаподразделений со сроком развёртывания в 30 дней. Они войдут в Объединённую оперативную группу повышенной готовности (VJTF или Very High Readiness Joint Task Force), которая была создана в 2014 году после вхождения Крыма в состав России. Напомним, что VJTF входят в Силы реагирования НАТО (NRF). По замыслу командования, в случае получения приказа, этот корпус должен  за 5 дней прийти в состояние полной боеготовности. В настоящий момент VJTF насчитывает 5 тысяч военнослужащих, дислоцированных в Польше. То есть сначала, согласно Столтенбергу, разворачиваются менее чем за неделю VJTF первого эшелона, а потом в течение месяца и силы «4 по 30» выходят на рубеж возможной атаки.

«Очень важно, чтобы командные структуры были на месте», — заявил 29 июня глава правительства Латвии Кришьянис Кариньш. Он уточнил, что многие детали ещё только предстоит согласовать.

В состав новой расширенной группировки войдут солдаты из Германии, Бельгии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Франции и Чехии. Их усилят спецназом, придадут морские части и ВВС. То есть исходя из расчёта, что численность одного батальона — это 3 тысячи, получается, что на границах России появится порядка 95 тысяч враждебно настроенных военнослужащих из недружелюбных стран.

Между тем, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что укомплектование и прибытие в заданную локацию новых частей завершится в 2023 году. Причём НАТО намерено теперь создавать постоянные базы, окончательно забыв об обещании ничего подобного не делать.

Кстати, помимо увеличения численности ротационных частей в Прибалтике, Франция, как это подтвердил 14 июня в ходе недавнего вояжа в Будапешт президент Франции, может разместить в Румынии одну бригаду общей численностью в 5200 военнослужащих (сейчас там находятся 800 солдат НАТО, из которых 500 составляет французский контингент, а 300 - бельгийский). А в Польше появится штаб 5-го армейского корпуса США.

Не останется в стороне и Германия: министр обороны этого государства Кристина Ламбрехт заявила, что готова предоставить 15 тыс. солдат для дополнительных нужд Альянса.

НАТО атакует и в Арктике

Кроме того, Альянс намерен потеснить Россию и на Арктическом направлении. Напомним, как обстоят здесь дела.

В 2007 г. Канада начинает самостоятельно проводить регулярные учения своих войск в Арктике под красивым кодовым названием Nanook («Полярный медведь», в переводе с инуитского). Тогда же неподалёку от местечка Yellowknife, административного центра Северо-Западных территорий Канады, начали строить базу для подлодок, патрулирующих высокие широты.

А уже через 2 года, в 2009-м, бывший глава внешнеполитического ведомства и обороны другого королевства - Норвегии - Торвальд Столтенберг предложил своим союзникам создать Арктический пакт - своеобразное «мини-НАТО». Согласно концепции, оперативная зона такого альянса должна располагаться на севере ЕС и простираться до границ Канады и США.

Утверждённый амбициозный замысел объединил арктические контингенты стран-участниц, а также их разведок, погрансил, IT-центров, навигационных и спутниковых систем и тем самым создал объединённое командование. В том же 2009-м году Норвегия перенесла объединённый штаб оперативного командования в Рейтан, на север (до этого он находился в Ставангере).

Одновременно Вашингтон издаёт директиву президента США №66 «Политический курс Соединённых Штатов в Арктическом регионе».

Помимо очевидных для организации любой обороны вещей (необходимость создания ПВО и системы предупреждения о ракетном нападении), там неожиданно появляется интересный пассаж об обеспечении «безопасности морских перевозок; обеспечение свободы судоходства и полётов авиации». Но ведь все арктические пути, свободные ото льдов, проходят во внутренних водах России или в той самой исключительной зоне, удалённой от нашего побережья на не более, чем 200 морских миль!

Далее НАТО начинает лихорадочно проводить одни учения за другими в режиме non-stop - сначала Cold Response («Холодный ответ») в 2012-м, а потом с 2016 по 2022 гг. прямо-таки лавина манёвров и военных игр. Кстати, уже в первый год в сборах приняло участие более 16 тысяч военнослужащих восьми государств альянса - США, Франции, Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии, Канады и Нидерландов.

Ну а в мае 2013 г., в эпоху президентства Барака Обамы, разрабатывается «Национальная стратегия США для Арктического региона». Вслед за стратегией в 2014-м утверждается и подробный план действий по наращиванию американского наступательного потенциала. И, конечно же, прежде всего речь в этих планах идёт об увеличении присутствия в высоких широтах ВМФ натовских стран. Позже была принята и знаменитая «доктрина Помпео» (или Арктическая доктрина), утверждённая в 2019м  Конгрессом США. Она ожидаемо утверждает, что Северный морской путь не должен принадлежать одной России.

Когда надо начинать бояться

Любопытно, что даже американская пресса не очень-то верит заявлением генсекретаря НАТО. Так,  «Washington Post» открыто заявила, что «это не первый случай, когда Столтенберг объявляет цифры, которые имеют отношение скорее к символизму, нежели к реальности». Однако недоучитывать опасность не стоит.

Многие считают, что остриём копья создающихся расширенных сил быстрого реагирования НАТО станет наиболее боеспособный спецназ западных стран. Тут впору вспомнить анализ самых именитых частей альянса, составленный  в 2018 году журналом «We are the mighty». Автор анализа ставит на второе место американских морских пехотинцев - «котиков», которые, по его мнению, уступают только британской SAS (Special Air Service).

Справка

SAS, или "Специальная авиадесантная служба", был основан в июле 1941 года (отряд L) и упразднён решением министерства обороны Соединённого Королевства 8 октября 1945 года по причине абсолютной неэффективности и непродуманной системы подготовки. Он был возрождён лишь после начала Корейской войны. В структуру входит один регулярный полк и два полка Территориальной армии, а также два батальона связи. Численность элитных бойцов SAS — 700 человек, или четыре эскадрона.

В принципе, крупнейшей и единственной операцией, проведённой SAS и ставшей достоянием гласности, является освобождение заложников во время захвата посольства Ирана в Лондоне в 1980 году. Тогда удалось спасти 25 человек из 26. Других резонансных дел за британцами не числится.

Справедливости ради можно уточнить, что есть у британцев и ещё одна часть — Special Boat Service (SBS), девиз: "Силой и хитростью". Это подразделение эффективно показало себя в борьбе с ИГИЛ (организация запрещена в России) и с «Аль-Каидой». На его счету операции в полуколониальных Ливии и Сьерра-Леоне. Но об эффективности и боеготовности строго засекреченного батальона судить крайне тяжело. Хотя и списывать со счетов не стоит.

А вот французские элитные спецподразделения — RAID/GIGN и BRI (девиз: «Защищать жизнь, презрев смерть») действительно постоянно проходят испытания на прочность в связи со взрывоопасной ситуацией в стране. Как известно, во Франции присутствует многомиллионная армия эмигрантов, служащая настоящей грибницей для террористов всех мастей и рангов. Численность GIGN — около 400 бойцов.

Громкие теракты (убийства в Ницце в 2016 году, массовый расстрел людей на представлении в театре "Батаклан" в 2016 году, убийства, совершённые «стрелком» Мохаммедом Мера в 2012 году и десятки других трагедий заставляют «трёхцветный» спецназ  быть постоянно начеку.

Наверное, одно из самых громких дел французского спецназа — это освобождение самолёта компании Air France рейса AF8969, захваченного террористами в Алжире 24 декабря 1994 года и направлявшегося в Париж, чтобы, по замыслу смертников, обрушить его на Елисейский дворец.

Лайнер был захвачен штурмом, а террористы обезврежены на дозаправке воздушного судна в Марселе. Тогда GIGN под командованием майора Дениса Фавье сработал максимально чётко: ни один из 209 (по некоторым данным, 227) пассажиров не пострадал. Ничего подобного ни хвалёные "американские котики", ни британский SAS записать себе в архив не могут.

Также на счету французов такие операции, как обезвреживание сомалийских пиратов (в этом нелёгком деле, кстати, преуспел и российский спецназ), спасение 30 детей в Джибути в 1976 году, блиц-операция в Боснии…

Конечно, в Западной Европе и Северной Америке существует немало элитных частей, претендующих на повышенную смертоносность и непревзойдённое мастерство в нелёгком деле нейтрализации противника, ликвидации и разведки. Но ни немецкая Grentzschutzgruppe (GSG-9), ни австрийская Eko Cobra, ни канадская JTF2 похвастаться массовым спасением людей, тонкими диверсионными, разведывательными операциями или удачными "миссиями возмездия" не могут.

А настоящая ценность подразделения, как известно, проверяется только на поле боя. Поэтому даже вооружённая до зубов, но не обстрелянная армия не является реальной грозной силой. Только прямое боестолкновение и постоянная практика способны принести весомый результат.

Боевая выучка западного спецназа

Эффективность на поле боя добивается постоянными тренировками и строгим отбором в элитные части. Как обстоят дела с этими постулатами у западного спецназа?

Отбор бойцов во французский спецназ таков, что за две недели испытаний для приёма в эту часть из 120 «абитуриентов» до финиша доходит только 18 человек.

У британской SAS всё не в пример проще. К добровольцам предъявляются следующие требования: не менее 2-х лет они должны отслужить в вооруженных силах, иметь полный двенадцатилетний курс образования средней школы, высокий коэффициент интеллекта (не менее 110 баллов или 100 баллов, если кандидат в совершенстве владеет иностранным языком), получить допуск к работе с секретными документами. Кроме того, будущие кандидаты проходят начальную проверку по физподготовке - они должны проплыть в форме и ботинках 50 метров, за 2 минуты 52 раза отжаться от пола, 62 раза поднять туловище из положения лежа на спине, пробежать 3 200 метров в спортивной форме за 14 мин 52 с.

Все курсанты проходят курс базовой подготовки для ССО, которая проводится в 2 этапа (первый - 13 недель, подготовка по военно-учетным специальностям, второй – 5 недель, из которых 3 недели проходит усиленная одиночная подготовка и 2 недели идет подготовка уже в составе подразделения). Далее, в три этапа, проводится курс усиленной подготовки - 12 недель.

Сегодня в армии Великобритании есть 3 полка специального назначения (21-й, 22-й и 23-й). 22-й полк полностью укомплектован личным составом, а 21-й и 23-й являются кадрированными и входят в состав территориальной армии. Набор личного состава в SAS осуществляется также на добровольной основе из военнослужащих всех видов и родов войск вооруженных сил страны, включая военнослужащих-женщин. Кроме того, существует практика набора гуркхов - военнослужащих королевства Непал.

В остальных армиях НАТО ситуация с боевой подготовкой на порядок хуже. Но самая неприятная весть для Запада заключается в том, что их армии никогда и нигде толком не воевали. Наша же ведёт широкомасштабные боевые действия уже несколько месяцев. Так что к моменту начала возможного конфликта российская армия будет обладать высоким профессионализмом. Получается, НАТО для нас, конечно, проблема, но отнюдь не летальная.

На правах вывода

При анализе потенциала сил специального назначения надо всё-таки учитывать, что спецназ способен выполнять пусть виртуозные, но всё-таки точечные операции силового воздействия. Он не предназначен для ведения широкомасштабных боевых действий. Стоимость подготовки каждого бойца таких подразделений мало отличается от затрат, которые, например, несёт государство, обучая пилота истребителя пятого поколения. Это профессионалы высшего класса, и никто никогда не пустит таких специалистов «на распыл», используя их в качестве детонатора при начале большой войны.

В этой связи стоит считать, что Североатлантический альянс способен, конечно, на проведение политики эскалации, но всё же вряд ли его целью является развязывание вооружённого конфликта в масштабах Евразии. Скорее всего, речь идёт по-прежнему о гибридной стратегии постоянного давления, где периоды обострения отношений перемежаются со временной разрядкой. Ситуация остаётся взрывоопасной, так как в отличие от периода холодной войны создание очагов гражданских войн и постоянно тлеющих конфликтов (как в Йемене), опосредованное управление террористическими организациями и медленное распространение ядерного оружия ухудшают общую обстановку в мире. Тем не менее, дипломатия - в том числе, и военная - ещё способна удержать мир от непродуманных шагов и вернуть отношения в более благоразумное и предсказуемое русло.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати