ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Латинская Америка и Россия на мировом рынке продовольствия

11:12 16.06.2022 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Как показал последний доклад Глобальной антикризисной сети, в 2021 году около 193 миллионов человек в 53 странах и других территориях испытали острую нехватку продовольствия. Увеличение составило почти 40 миллионов человек по сравнению с годом 2020-м.  

Мировой экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, почти не затронул интересы компаний-производителей и экспортеров продовольственных товаров. Более того, в 2020-2021 «ковидных» годах их продажи и доходы существенно выросли, что резко контрастировало с положением дел во многих других секторах глобальной экономики, переживших падение объемов производства и экспорта. В число бенефициаров бума на международных рынках продовольствия вошли многие аграрные предприятия (так называемые агрохолдинги) стран Латинской Америки и Российской Федерации. Это связано с тем, что в силу ряда причин мировые цены на продукты питания резко пошли вверх и в настоящее время близки к историческому максимуму. Предельно отчетливо это проявилось на рынках зерновых и масличных культур, а также мяса и мясопродуктов, где позиции латиноамериканских и российских бизнес-структур особенно сильны.

На эту злободневную тему – наша беседа с доктором экономических наук, профессором Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Петром Павловичем ЯКОВЛЕВЫМ.

 

«Международная жизнь»: Петр Павлович, сегодня многие политологи в различных странах все чаще говорят об угрозе глобального голода, причину которого видят и в затянувшейся пандемии COVID-19, и в неурожаях зерновых в ряде крупных государств, и в специальной военной операции России на Украине. Что вы думаете об этой проблеме?

Профессор Петр Яковлев: Сразу отмечу, что глобальная продовольственная проблема сегодня - явление не новое. Еще в 2021 году в условиях волн пандемии коронавируса COVID-19 большинство стран мира столкнулись с усилением инфляционных процессов. Причем инфляция охватила не только развивающиеся страны, в частности, латиноамериканские и Российскую Федерацию, традиционно испытывающие на себе давление роста потребительских цен, но и те государства (США, страны Западной Европы), которые, казалось бы, давно вычеркнули это разрушительное явление из списка актуальных макроэкономических проблем. Одной из главных причин такого глобального феномена стало то, что рост биржевых котировок на продукты питания буквально захлестнул мировой рынок и тем самым спровоцировал всплеск инфляции. (А в последнее время ситуацию существенно усугубили антироссийские санкции объединенного Запада и его яростная и крайне лживая психологическая война против нашей страны в поддержку нацистской Украины)…

Но вот что было год-два назад. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), с мая 2020 по май 2021 года мировые цены на продовольствие в среднем выросли на 40%, что явилось рекордным показателем за долгие годы. При этом по ряду товарных позиций рост котировок приобрел беспрецедентный характер. Например, цены на сахар увеличились на 58%, а на растительные масла – на 126%. В результате по итогам 2021 года наблюдалось резкое (почти на 12%) повышение стоимости продовольственного экспорта.

Как известно, на международных сельскохозяйственных рынках «диктуют моду» две культуры – кукуруза и соя, динамика цен на которые во многом определяет колебания котировок других видов продовольствия. Складывается впечатление, подтверждаемое исследованиями ФАО, что нынешний повышенный спрос на эти культуры, а также на сахар, не в последнюю очередь связан с тем обстоятельством, что они могут использоваться не только в качестве продуктов питания, но и как сырье для производства альтернативного энергоносителя – биотоплива. Таким образом, стратегия ставшего популярным «зеленого» энергетического перехода, включающая наращивание выпуска биодизеля на основе (в том числе) соевого масла, мощно «толкает» вверх потребление отдельных видов аграрной продукции и тем самым акцентирует дисбаланс спроса и предложения на глобальном рынке, создает угрозу продовольственного кризиса.

Повторяю: явление это не новое. Как подчеркивал в данной связи президент России Владимир Путин, «в ряде государств и даже целых регионов периодически возникает кризис продовольствия». И далее: «…есть все основания полагать, что этот кризис будет усугубляться в ближайшее время и может достичь крайних форм». Отмеченный российским лидером тренд, без всякого преувеличения, является серьезным вызовом как отдельным странам, так и всему международному сообществу в целом.

Вместе с тем вполне понятно, что значительным повышением цен на основные виды продуктов питания имеют шанс воспользоваться ведущие производители пищевой продукции, а именно два десятка государств, на долю которых приходится более 70% мирового продовольственного экспорта

Как видим, в числе 20 крупнейших экспортеров продовольствия, на которых лежит особая ответственность за обеспечение бесперебойного снабжения мирового рынка продуктами питания, фигурируют три латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика и Аргентина) и Российская Федерация. Это, на мой взгляд, может стать еще одним фактором российско-латиноамериканского торгово-экономического взаимодействия.

 

«Международная жизнь»: А латиноамериканский агропромышленный комплекс – новое измерение?

Профессор Петр Яковлев:  Глобальное новое направление, формирующееся на рынке продовольствия, имеет для стран Латинской Америки принципиальное значение, поскольку одной из традиционных опор экономики этого региона является именно агропромышленный комплекс (АПК) – аграрный сектор и связанный с ним сегмент обрабатывающей промышленности, занятый переработкой сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию. Что называется, «от поля до тарелки».

Фундаментальную роль предприятия АПК играют в большинстве государств региона: в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Мексике, Парагвае, Перу, Чили, Уругвае, почти во всех карибских и центральноамериканских странах. В Аргентине, например АПК обеспечивает порядка 25% ВВП и свыше 60% товарного экспорта, прежде всего, за счет производства и вывоза на международный рынок сельскохозяйственных товаров – масличных, зерновых и бобовых культур и продуктов их переработки. За два десятилетия XXI века суммарное производство трех ключевых экспортных культур – кукурузы, сои и пшеницы – выросло с 58 до 118 млн тонн, что закрепило Аргентину в первом ряду мировых экспортеров продуктов питания.

Настоящий рывок в производстве продовольствия в XXI столетии предприняла Бразилия. Особенность бразильского сельского хозяйства в том, что оно является одновременно традиционным и инновационным. Традиционным, поскольку страна накопила многолетний опыт вывоза аграрной продукции на зарубежные рынки, а инновационным – в силу того, что местному бизнес-сообществу (при поддержке государства) удалось радикально модернизировать национальный АПК и беспрецедентно нарастить сельскохозяйственное производство и экспорт, стать глобальной продовольственной сверхдержавой.

Следует подчеркнуть, что значительный рост производства продовольственных товаров в Бразилии, Аргентине и других государствах Латинской Америки был достигнут не экстенсивным путем, а благодаря применению новых технологий и передовых методов ведения аграрного производства. В том числе: развитие механизации, широкое применение механической вспашки, пестицидов направленного действия, химических удобрений и генетических технологий, более эффективное использование имеющихся трудовых и финансовых ресурсов. Все это позволяет говорить об изменении аграрного ландшафта, о переходе латиноамериканского сельского хозяйства на рельсы интенсивного роста. Доказательством такого рода перемен может служить то, что увеличение объемов производства, как правило, не сопровождалось существенным расширением площадей, занятых сельскохозяйственными угодиями. Более того, в Аргентине эти площади в 2000-2019 годах сократились со 129 до 108 млн га.

Набрав инерцию роста и стремясь «оседлать» волну повышения мировых цен, предприятия АПК в Латинской Америке нацелились на дальнейшее наращивание производства и продвижение своих товаров на глобальный рынок. В частности, Бразилия в период до 2031 гг. рассчитывает увеличить экспорт сахара на 23%, мяса птицы – на 29%, говядины – на 31%, кукурузы – на 33%, соевых бобов и свинины – на 34%, винограда – на 39%, хлопка – на 40%. Задачи развития сельского хозяйства и продовольственного экспорта на среднесрочную и более длительную перспективу поставлены и в других странах региона…

 

«Международная жизнь»:  Петр Павлович, как известно, исторически Россия была преимущественно аграрной страной и вывозила на международные рынки, главным образом, сельскохозяйственную продукцию: пшеницу, рожь, муку, сливочное масло. А какую роль в продовольственном производстве Россия играет сегодня, в наши дни?

Профессор Петр Яковлев:  Да, вы правы. Однако, такая производственная и внешнеторговая специализация стала меняться в советскую эпоху, когда страна встала на рельсы форсированной индустриализации, осуществляемой во многом за счет развития аграрного сектора, который рассматривался в качестве источника финансовых средств, необходимых для закупок иностранного промышленного оборудования. Существенный ущерб аграрной отрасли нанесла и Великая отечественная война, в период которой значительно сократились посевные площади и поголовье скота. В результате к началу 1950-х годов роль сельского хозяйства в экономике СССР существенно снизилась, а его продукции (несмотря на рост объемов по сравнению с дореволюционным периодом) стало не хватать не только для вывоза за рубеж, но и для удовлетворения внутреннего спроса.

В дальнейшем, несмотря на крупные капитальные вложения и многолетние попытки советского государства различными способами ощутимо повысить продуктивность сельскохозяйственного производства, эта отрасль вступила в полосу затяжного кризиса, что вынудило СССР наращивать импорт целого ряда ключевых видов продовольствия.

Наблюдался процесс превращения Советского Союза в одну из крупнейших в мире стран-импортеров продовольственных товаров. Наряду с базовыми сельхозпродуктами (зерно, сахар, мясо) СССР в больших количествах закупал растительное и сливочное масло, рыбу и рыбопродукты, чай (до 30% от внутреннего потребления), свежие овощи и фрукты, сушенные фрукты и ягоды (порядка 65% от потребления) и др. Речь, как видим, шла о тех видах продовольствия, которые производились в республиках Советского Союза, но в недостаточных объемах. Помимо этого, СССР импортировал продукты (например, тропические фрукты, кофе, какао), чье производство в нашей стране по климатическим причинам было невозможно или нерентабельно.

В 1990-х годах сельское хозяйство Российской Федерации, как и многие другие отрасли экономики, переживало острый кризис, ставший продолжением тех негативных трендов, которые сложились в советский период. Пик спада пришелся на 1998 г., когда объем аграрной продукции составил немногим более 50% от показателя 1989 года. Но уже в начале 2000-х годов наметились позитивные тенденции в развитии российского АПК. Важным фактором, способствовавшим росту сельскохозяйственного производства, явилась новая государственная политика – поддержка аграрной отрасли, финансовая и организационная помощь предприятиям, занятым производством, переработкой, хранением и коммерциализацией продовольствия. Благодаря этому, впервые за многие годы российские аграрии получили возможность экспортировать растущую часть продукции АПК. Особенно интенсивно вывоз за рубеж продуктов питания увеличивался во втором десятилетии XXI века.

За сравнительно короткий период продовольственный экспорт РФ в стоимостном отношении вырос в 3,8 раза: с 8,1 до 30,6 млрд долларов и охватил свыше 150 государств, что можно считать одними из лучших мировых показателей. Российские сельхозпроизводители вышли на международные рынки с зерновыми культурами (пшеница, ячмень, рожь, кукуруза), разнообразной продукцией масложировой отрасли (растительные масла, майонез, маргарин, соевый шрот), молочной продукцией, рыбой и морепродуктами, свининой и мясом птицы.

В стране сложились мощные конкурентоспособные вертикально-интегрированные агрохолдинги, ориентированные на удовлетворение потребностей как внутреннего, так и на внешнего рынков.

Показательно, что ковидный 2021 год явился для АПК России знаковым – впервые за много десятилетий объем экспорта аграрной продукции превысил объем импорта. Можно констатировать, что Российская Федерация из преимущественного импортера продовольствия стала его экспортером, активно включилась в международную борьбу за рынки сбыта. Это – важный макроэкономический сдвиг, но и крупный внешнеторговый вызов отечественным аграриям, которым с каждым годом придется все острее конкурировать с компаниями-экспортерами других стран, включая латиноамериканские.

Ключ к повышению международной конкурентоспособности российских агрохолдингов – последовательная автоматизация и цифровизация всех звеньев технологической цепочки: производства, хранения, транспортировки и сбыта готовой продукции («от генетики до прилавка»). Здесь – непочатый край работы, поскольку, по экспертным оценкам, на сегодняшний день цифровизацией охвачены порядка 10% отечественных сельхозпредприятий, тогда как в экономически наиболее развитых странах этот показатель составляет 60-80%. Безусловно, повторяю, внедрение технологий цифрового сельского хозяйства – единственно верный способ обеспечения критически необходимого «квантового скачка» в развитии российского АПК, дальнейшего роста его конкурентоспособности и упрочения позиций отечественных экспортеров на мировом рынке продовольствия.

 

«Международная жизнь»:   Россия и Латинская Америка – традиционные торгово-экономические партнеры, взаимно заинтересованные в расширении сотрудничества. Нет сомнений, что прорыв российских агрохолдингов на международные рынки продовольственных товаров вносит новые элементы в торгово-экономические отношения нашей страны с государствами Латинской Америки, прежде всего, с Бразилией. Мы с ними партнеры или уже конкуренты?

Профессор Петр Яковлев:  Сейчас поясню. Дело в том, что с одной стороны, российский потребительский рынок по ряду торговых позиций остается зависимым от поставок латиноамериканских компаний, поскольку природные условия нашей страны неблагоприятны для производства отдельных сельскохозяйственных культур, в частности, тропических фруктов и кофе. В результате, в 2011-2020 годах на фоне общего довольно ощутимого (на 22%) снижения российского импорта из государств Латинской Америки объемы закупок в регионе продовольственных товаров либо заметно возросли, либо остались практически на прежнем уровне. При этом доля основных пищевых товаров в совокупном импорте увеличилась с 54,5% в 2011 году до 64,7% в 2020 году.

Вместе с тем, второе десятилетие XXI века было отмечено хотя и весьма ограниченным, но выходом российских агрохолдингов со своей продукцией на рынки латиноамериканских стран. До настоящего времени речь идет, главным образом, о зерновых, стоимостной экспорт которых в Латинскую Америку вырос с 55 млн долл. в 2011 году до 90 млн долл. в 2020 году. Как видим, объемы пока сравнительно скромные, а темпы их наращивания – не очень высокие, но сам факт поставок отечественного зерна в регион заслуживает, на наш взгляд, внимания и свидетельствует об имеющимся у предприятий российского АПК потенциале продвижения продовольствия на высококонкурентный латиноамериканский рынок.

Растущее значение для развития российско-латиноамериканских торгово-экономических отношений может иметь то обстоятельство, что агрохолдинги России и ведущих стран-экспортеров региона в целом ряде случаев осваивают одни и те же внешние рынки.

Многие данные говорят и о том, что по мере увеличения объемов вывоза российских продуктов питания и усиления их товарной диверсификации, предприятия отечественного АПК вступают в конкурентную борьбу с компаниями других государств-экспортеров, включая Бразилию, на рынках не только Китая, но и Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. В частности, в арабских странах (крупных импортерах продовольствия) заметно обостряется конкуренция между агрохолдингами Бразилии, Индии и России. Таким образом, наша страна и Латинская Америка, оставаясь торговыми партнерами, в каких-то видах продуктов становятся конкурентами на международных рынках продовольствия.

 

«Международная жизнь»:  Спасибо вам, Петр Павлович, за обстоятельную беседу на злободневную тему.

 

Вместо справки:

… По прогнозам специалистов ООН, население Земли к 2050 году может увеличиться с нынешних 8 до 9,7 млрд человек, что (с учетом значительного повышения уровня потребления в наиболее бедных странах) потребует роста производства продовольствия на 70%. Такого результата можно достичь только путем интенсивного и повсеместного внедрения новейших агротехнологий, тотальной цифровизации и повышения продуктивности сельского хозяйства. Другими словами, мировой аграрный сектор, от которого во многом зависит благосостояние человечества, вступает в период глубоких технологических перемен. Агробизнес в странах Латинской Америки и России за последние два десятилетия достиг определенной зрелости и стал играть заметную роль в решении глобальной продовольственной проблемы. Об этом свидетельствуют рост производства и экспорта, выход латиноамериканских и российских сельскохозяйственных предприятий на рынки десятков государств всех континентов. Есть веские основания полагать, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати