ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турция-НАТО – Эрдоган решил «дожать» своих союзников?

09:55 23.05.2022 • Андрей Исаев, журналист-международник

В среду, 18 мая Турция заблокировала рассмотрение заявок Швеции и Финляндии на вступление в НАТО, отодвинув начало процесса приема новых членов на неопределенное время. Официально Анкара недовольна «укрывательством» этими странами «террористов» из Рабочей партии Курдистана (РПК) и движения «Хизмет», обвиняемого турецкими властями в организации попытки военного переворота в 2016 году. Представители Швеции и Финляндии не дали внятного ответа на эти заявления Турции. Пока министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто выразил готовность Хельсинки гарантировать Анкаре, что связи с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК) в стране будут более тщательно отслеживаться.

Тем временем, «Анкара ожидает от союзников по НАТО учета требований национальной безопасности Турции и поддержки по данному вопросу», - цитирует Реджепа Тайипа Эрдогана государственное Анатолийское агентство.

Однако, по инсайдерской информации агентства Bloomberg, цена вопроса не ограничивается «учетом требований». Помимо выдачи «террористов» и публичного осуждения РПК, Анкара стремится добиться отмены оружейного эмбарго, введенного Стокгольмом и Хельсинки в 2019 году, своего восстановления в программе производства и распределения самолетов F-35, из которой она была исключена в наказание за покупку у России ЗРК С-400.

Турецкое руководство эту информацию не прокомментировало, а официальный представитель Госдепа США Нед Прайс дезавуировал утверждения американского агентства. Но ему мало кто поверил.

Напомним, это не первый «не согласны!» из Анкары: в 2009 году она выступила против назначения Андерса Фог Расмуссена генсеком НАТО, а десятью годами позже - против плана поддержки прибалтийских государств. Впрочем, оба решения, в конце концов, были одобрены, но определенные выгоды Турция сумела тогда получить. Возможно, и на этот раз кризис разрешится аналогичным образом: «Мы не закрываем дверь. Но мы поднимаем этот вопрос как вопрос национальной безопасности Турции», — отметил пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын[i].

Да и заявления президента Финляндии, генсека НАТО, верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности, пресс-секретаря и помощника президента США по национальной безопасности свидетельствуют о том, что в успехе внутреннего торга уверена и другая, «западная», сторона.

Впрочем, позиция Анкары не сводится к получению профита. 

Во-первых, каждая демонстрация независимости внешней политики от западных, «старших», товарищей работает на рейтинг нынешней власти внутри страны.

Во-вторых, Эрдогану никак нельзя ссориться с Москвой (о чем он в очередной раз заявил 19 мая), недовольной скороспешным решением Стокгольма и Хельсинки. Турецкая экономика в значительной степени зависит от деловых связей с Россией: 70% импортируемого зерна Турция получает из России (в условиях угрозы глобального дефицита продовольствия значимость этих поставок возрастает еще больше), а российский природный газ удовлетворяет почти половину потребности национальной экономики и домохозяйств. Без преувеличения «стройкой века» в стране считают возведение «Росатомом» АЭС Аккую, причем, на довольно выгодных для турецкой стороны условиях. К тому же турпоток из России на турецкие курорты в последние годы не опускается ниже второго места, конкурируя лишь с турпотоком из Германии. Специально для перевозки российских туристов власти страны даже запускают новую авиакомпанию. От этих планов Анкару так и не смог отговорить «стратегический партнер» Владимир Зеленский, взявшийся критиковать турецкое руководство за стремление и дальше принимать гостей из России и призвавший турок «сделать выбор». В понимании украинского президента это означает «вы против России или нет»? Ответ из Турции можно интерпретировать - нет, а еще - без вас решим.

Продолжает расти объем взаимной торговли: вице-премьер РФ Александр Новак на недавних переговорах в турецкой столице констатировал рост объема торговли в первом квартале в 2.1 раза[ii]; в Турции наблюдается взрывной рост числа вновь регистрируемых компаний с российским капиталом, который удается «выцарапать» из стран Евросоюза.

Всем этим объясняются многие шаги Анкары – от отказа к присоединению к антироссийским санкциям до посреднических усилий в переговорах Москвы и Киева и до содействия в освобождении российского летчика Константина Ярошенко.

Но Турция должна угодить и западным союзникам. Хотя в Анкаре всегда подчеркивали, что не делают выбора между Западом и Россией, членство в НАТО остается одной из важных составляющих внешней политики страны.

Так, отказ от присоединения к санкциям пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын, словно оправдываясь, обосновал тем, что с Россией надо же кому-то разговаривать в условиях, когда «все сожгут мосты»[iii]. В качестве жеста «доброй воли» в сторону союзников по НАТО Турция закрыла Проливы для прохода военных кораблей всех стран и свое воздушное пространство - для пролета российских военных и гражданских самолетов, направляющихся в Сирию. Что, впрочем, не создало особых проблем для РФ – в Черном море российские ВМС имеют подавляющее превосходство над украинским флотом, а облет турецкой территории не слишком удлинил маршрут снабжения российской группировки в Сирии. Другими словами, в обоих случаях ограничения во многом носят формальный характер.

Тем временем недовольство Турцией в западных столицах растет: глава крупнейшей фракции Европарламента, «Европейской народной партии», Манфред Вебер предупредил Анкару о возможной «изоляции» внутри НАТО; CNN отмечает, что в американском экспертном сообществе даже обсуждают исключение Турции из Альянса, а финское издание Uusi Suomi констатирует, что многие западные страны были бы рады видеть в блоке Финляндию и Швецию вместо Турции.

В нынешнем конфликте ставки сторон высоки, ведь очередные уступки Анкаре создадут унизительный прецедент. Уже сейчас «своеволие» проявляет не только Турция. «Опасной авантюрой» назвал заявки Швеции и Финляндии президент Хорватии Зоран Миланович, пообещав заблокировать их вступление в НАТО (он надеется на помощь союзников в разрешении противоречий с Боснией и Герцеговиной), а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, требуя от ЕС «15-18 миллиардов евро» в обмен на отказ от российской нефти, по сути, торпедирует введение эмбарго на закупки этого сырья в России.

Пока Эрдогану удается балансировать между двумя геополитическими соперниками, оставаясь в рамках умеренного оппортунизма в отношении Запада. Но «усталость» западных партнеров от его периодических демаршей накапливается, временами прорываясь в выступлениях политиков и экспертов. А по достижении ею критической массы вопрос об исключении Турции из Альянса из разряда гипотетических может перейти в разряд насущных. При этом здесь главным вопросом остается - решится ли НАТО оголить свой южный фланг?

Конечно, вслед за депутатом Госдумы Адальби Шхагошевым звать Анкару в ОДКБ пока рановато, но в случае разрыва с Североатлантическим блоком вариативность ее политической траектории неизбежно возрастет.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати