ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«Новый портал в мир волшебного Востока»

16:35 25.04.2022 • Аида Соболева,

В Институте востоковедения Российской академии наук начала действовать новая структурная единица – Восточный культурный центр. Его руководителем еще в октябре 2021 года назначена иранист Лана Раванди-Фадаи, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института. 

Центр находится на первом этаже здания ИВ РАН по адресу ул. Рождественка, 12. В день официального открытия ВКЦ 20 апреля 2022 года там собралось более сотни журналистов, искусствоведов, художников, исследователей и любителей Востока – благо, помимо просторного кабинета заведующей, украшенного орнаментальными резными панно, Центр располагает тремя большими залами с высокими потолками и кирпичными стенами.

К открытию была приурочена выставка «Восток и нежный, и блестящий». 70 картин 26-ти современных московских художников, в пейзажах и натюрмортах выразивших свое восхищение красками и формами Востока, здесь можно увидеть до середины мая 2022 года.

Директор ИВ РАН Аликбер Аликберов,приветствуя собравшихся на открытии новой структуры старейшего научного учреждения России, сказал, что здесь планируются международные проекты, посвященные культуре различных восточных стран, будут проводиться «турецкие, индийские, китайские сезоны». И в идеале, Центр «должен стать неким порталом из измерения повседневной московской жизни в мир волшебного Востока».

Перед гостями Центра выступил Александр Седов, директор Музея искусства народов Востока. Он отметил:

«В Москве, несмотря на обилие всевозможных музейных институций, на самом деле очень мало площадок, где можно устраивать выставки и знакомить с культурой Востока. И появление еще одной такой площадки можно только приветствовать. Мне бы очень хотелось, чтобы креативность и напор «родителей» этого Центра Ланы Раванди-Фадаи и Аликбера Аликберова не ослабевали, чтобы они не останавливались в развитии начатого дела. Сегодня сделан первый, еще очень маленький шаг на том большом пути превращения места, где мы стоим, в настоящий культурный центр изучения Востока. Впереди еще много работы, и наш Музей, и я лично как его директор и сотрудник Института востоковедения с полувековым стажем, готовы помогать в развитии этого Центра».

Академик Виталий Наумкин, научный руководитель ИВ РАН, дал эксклюзивное интервью для читателей нашего журнала, ответив на целый ряд вопросов:

– Какова предыстория создания такого Центра при Институте востоковедения? Каков будет его статус? Из каких средств будет финансироваться его деятельность?

– Начиная с последней части вопроса, скажу, что он будет финансироваться как из бюджетных, так и из внебюджетных средств. Инициатива создания такого Центра зрела в недрах нашего Института давно, но все время что-то мешало – то финансовые трудности, то нехватка людей. Главное, что этот Центр удовлетворяет определенные потребности, особенно сейчас, когда принято считать, что «Россия разворачивается на Восток». Хотя я с такой формулировкой не согласен, потому что мы никогда не отворачивались от Востока. Просто мы сегодня потеряли некоторые возможности на Западном направлении и теперь больше обращаемся к Востоку, который всегда был вместе с нами. А мы, Институт востоковедения, вообще от него никуда не уходили. Мы ведущее заведение России по этой части. Оно и академическое и, в известной мере, политическое, и социальное, и культурное. И, конечно, есть потребность, чтобы был такой Центр, который бы отражал наш культурный интерес к Востоку. Он был отражен в крупных, федерального масштаба, музеях – таких как, например, Эрмитаж, Музей искусства народов Востока. Но у нашего Института тоже была большая потребность в таком вот культурно-академическом  учреждении, ведь у нас полно людей, которые увлекаются Востоком в самом широком смысле – и в плане изобразительного искусства, и музыки, очень много знают, занимаются изучением культуры Востока. И чтобы собрать этих людей и выплеснуть это таким вот сгустком энергии, нужен был особый человек. И он нашелся. Он, точнее, она, уже давно у нас работает – это Лана Меджидовна Раванди-Фадаи. Она стала мотором этого проекта, который был достаточно быстро реализован. Для этого было выбрано и отремонтировано подходящее помещение в стенах нашего Института, имеющего двухсотлетнюю историю. Создавая Центр, мы в этом деле объединились с Музеем Востока, директор которого Александр Седов одновременно является нашим сотрудником. Есть у нас и помощь спонсоров – таких как «Газпром-нефть» и других корпораций, которые занимаются Востоком. Я считаю, что здесь будет кипеть культурная академическая жизнь. Например, в ближайшее время здесь будет экспонироваться уникальная коллекция буддийских древностей. И далее есть целая программа, которая будет интересна всем, кто любит Восток.

Выставка, которая стала отрывающим мероприятием Восточного культурного центра, уносила зрителей в совершенно разные уголки восточного мира и духа – здесь были и узкие улочки Марракеша, и майские сады Бахчисарая, и бирюзовые купола Бухары, и алые маки на Памире, и сказочная спальня Шахерезады, и мираж в пустыне, и колесо Сансары.

Но больше всего было натюрмортов с фруктами и цветами, с кувшинами и пиалами на медных и серебряных подносах. Написанные густыми и яркими масляными красками, они создавали ощущение изобилия и праздника.

Куратор выставки – член Московского союза художников Ирина Руденко-Васильева, автор картины «Колесо Сансары» и ряда городских пейзажей. Она же возглавила группу мастеров, подготовивших выставку. Вот что Ирина сказала в интервью для нашего журнала:

– «Мастерская 18» – это уникальное женское творческое объединение. Другого такого в Москве нет вообще.

– В вашем объединении 18 женщин?

– Нет, женщин у нас 26. А называется «18» – потому что мы все начинали работать и работаем до сих пор в мастерской на ул. Верхняя Масловка, дом 18. Это у нас такой «секретный код». Но нас объединяет не только это, но и определенная живописная манера. Это некое наследство, которое мы приняли от художников «Бубнового валета» – так писали П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк. Нам эта живопись очень близка, мы сохраняем этот стиль и продвигаем. Поэтому мы и объединены. 

– По какому принципу подбирались работы на эту выставку, которая открывает работу Восточного культурного центра? Как формировалась выставка? Какова ее основная концепция?

– Восточный культурный центр при Институте востоковедения обратился к нам совсем недавно – буквально месяц назад. У нас оказалось очень много работ на восточную тему. Мы охотно приняли это предложение, очень быстро собрали материалы для каталога и пресс-релиза. Кстати, мы делаем всё сами, без всяких спонсоров. У нас нет никаких финансовых источников, кроме того, что мы получаем от продажи своих работ. Мы назвали нашу выставку «Восток и нежный, и блестящий…» – строчкой из стихотворения Николая Гумилева, который очень точно описал, как видела Восток почитаемая им художница Наталья Гончарова. Вот и нам хотелось показать женский взгляд на Восток, чтобы зритель смог почувствовать эту энергию, которая уравновешивает нервность мира, наполняет его красотой и гармонией.

– Что лично вы вкладываете в понятие «Восток»?

– Это многомерное понятие. Если говорить о Востоке вещественном, бытовом, то это ковры, прочная и красивой формы посуда, яркая женская одежда, украшения.

– Но вот почему-то существуют стереотипы, что женщина на Востоке – это всегда что-то сокрытое, неяркое, часто во всем черном…

– Да, в исламской традиции – скрывать от посторонних глаз то, что должны видеть только близкие. Но когда покрывало снимается, когда открывается завеса, то тайна под черным – всегда цветная! Я была в Эмиратах и неоднократно убеждалась, что под черной чадрой у этих женщин великолепные шелковые платья с изысканными рисунками, расшитые стразами босоножки. То есть Восток – это всегда тайна, мерцание, загадка.

– А в каких еще восточных странах вы побывали?

– Я была в Турции, Азербайджане, Казахстане, Египте, Тунисе, Марокко. Также была в Китае, Японии. Пять лет жила в Монголии. Восток есть и в моей крови – мой дед по национальности казах.

Руководитель Восточного культурного центра Лана Раванди-Фадаи – специалист по новой и новейшей истории Ирана, много лет проработавшая в секторе Ирана, а затем в Центре изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН. Она автор более 80 научных работ, в том числе нескольких монографий. При этом Лану Меджидовну нельзя назвать «кабинетным ученым» – ее отличают редкая коммуникабельность и организаторский талант. Не удивительно, что именно ей дирекцией Института было предложено возглавить новую структуру. В день открытия Центра, несмотря на невероятную суету, она нашла время ответить на наши вопросы:

– Какая главная цель этого Центра?

– В первую очередь – представлять культуру и искусство Востока для молодежи и для тех, кто далек от Востока. Мы хотим им привить любовь к Востоку. У нас в планах сотрудничество с посольствами, с культурными представительствами разных стран, с самими деятелями культуры Востока. Наш Центр создан при Институте востоковедения, где работают виднейшие специалисты по истории, культуре, литературе, экономике стран Востока, ученые изучают процессы, происходящие в этом регионе. Но мы должны представлять Восток не только с научной точки зрения, но и непосредственно знакомить с его культурой.

– А чем деятельность Восточного культурного центра Института востоковедения будет принципиально отличаться от работы Музея искусства народов Востока?

– Музей Востока – это уже более чем столетняя традиция. Мы, конечно, им не конкуренты, потому что у них такие артефакты, редчайшие исторические экспонаты. У нас тоже уже есть ценные вещи, мы ведем переговоры с коллекционерами древностей. Но в нашем Центре больше будет представлено современное искусство, будут встречи с художниками. Хотя мы планируем и совместные мероприятия с Музеем Востока.

– Я правильно поняла, что у них музей, а у вас скорее клуб?

– Нет, это не клуб, это центр – научно-просветительская площадка и в то же время выставочный зал. Здесь будут лекции по гончарному искусству, иранской керамике. Здесь будут уроки живописи и иконописи, а также каллиграфии, притом, не только японской, китайской, арабской и персидской, но и древнерусской. 

– Большой ли штат сотрудников у вас?

– Сейчас еще небольшой – всего три человека. Но планируем со временем расшириться. Возможно, пригласим специалистов из Музея Востока в качестве совместителей.

– Я желаю успеха вашему Центру и надеюсь, что с его помощью Восток будет нам еще ближе.

– Большое спасибо!

 

Фотo автора

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати