Фото: iarex.ru.
В Москве состоялась пресс-конференция Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «НАТО перед судом истории. Военные преступления Североатлантического альянса (1949-2022 гг.)», в рамках которой был представлен доклад Центра политического анализа и социальных исследований об агрессивных действиях альянса с момента его создания и до сегодняшнего дня.
Доклад представил директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин. «На днях Североатлантический альянс отметил свой очередной день рождения. Мы подготовили документ, в котором проанализировали, что же происходило все эти годы», - заявил он.
Докладчик напомнил, что НАТО (North Atlantic Treaty Organization – Организация Североатлантического договора, или Североатлантический альянс) появилась на свет 4 апреля 1949 года по инициативе США. Целью этого военно-политического блока было сдерживание СССР, а затем (с 1955 года) – Организации Варшавского договора. Первоначальный состав НАТО насчитывал 12 стран-соосновательниц: Канаду, Исландию, Великобританию, Францию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Норвегию, Данию, Италию, Португалию и сами США.
Как отметил П.Данилин, формально с момента создания блока и до распада биполярной системы международных отношений ни одна военная операция не была проведена под флагом альянса. Однако если подробно проанализировать ход основных военных конфликтов второй половины ХХ века, то будет очевидно, что те из них, в которых Соединенные Штаты выступали ведущей военной силой, де-факто можно отнести к тем конфликтам, в которых тем или иным способом были задействованы силы НАТО. Вплоть до распада СССР использование сил альянса напрямую сдерживалось наличием на международной арене мощной противоборствующей силы. Но после краха Советского Союза система сдержек и противовесов перестала работать и, начиная с последнего десятилетия ХХ века, весь мир может наблюдать, как заявляющий себя оборонительным союзом альянс все чаще использует силу для решения вопросов, лежащих далеко вне сферы заявленных интересов НАТО. В итоге целый ряд стран в результате военных действий НАТО лежит в руинах, лежит в руинах и отброшен на десятилетия в развитии.
При этом НАТО продолжала расширяться. На сегодняшний день в этот военный блок входят уже 30 стран, многие из которых никакого отношения к Северной Атлантике не имеют. Кроме основателей, в состав блока вошли ФРГ, Греция, Турция, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Испания, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Албания, Черногория. Последней на данный момент страной, вступившей в ряды альянса, стала Северная Македония. Готовится принятие в блок Боснии и Герцеговины, есть и планы по включению в нее Грузии.
Как отметил П.Данилин, в исследование вошли не только зафиксированные формальные акты применения военной силы со стороны НАТО, но и те случаи, когда США, действовали якобы в одностороннем порядке, но на самом деле при полной поддержке со стороны союзников по альянсу.
Например, вряд ли кто-то скажет, что НАТО принимало участие в войнах во Вьетнаме (1955-1975 годы). Но если обратить внимание на список стран-участниц, то, не считая Франции, выступившей «застрельщиком» еще первой войны в Индокитае, вместе с Соединенными Штатами в регионе воевали в разное время (в том числе на добровольных основах) солдаты Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи, Таиланда, Тайваня, Японии, Бельгии, Филиппин, Канады. В результате 58 тыс. военнослужащих США погибли, Северный Вьетнам потерял примерно 850 тыс. солдат, Южный (союзник США) – 250 тыс. солдат, что же касается гражданских лиц, то их потери не поддаются точному учету. Вопиющим преступлением против человечности стала акция в деревне Сонгми, где военными США были сожжены более 500 человек, из которых 200 были детьми от 3 до 14 лет.
Силы НАТО активно были задействованы в ходе операций в Лаосе (1960-1973 гг.), в Ливане (операция «Мир Галилее», июнь-сентябрь 1982 г.). Но наиболее показательной была операция, проведенная силами Североатлантического альянса в Ираке («Буря в пустыне», август 1990-февраль 1991 гг.). В ее ходе Ирак потерял более 200 тыс. человек (эта цифра включает как комбатантов, так и мирных жителей). Военная и гражданская инфраструктура страны была разрушена. Произошла экологическая катастрофа, вызванная разливом нефти. Ирак оказался в международной изоляции, а север этой страны стал зоной нестабильности. Правда, стоит отметить что операция в Ираке осуществлялась США и странами НАТО формально на законных основаниях, в соответствии с резолюцией №660 Совета Безопасности ООН от 2 августа 1990 г. Но чаще всего подобного не было.
После распада СССР НАТО принялось все чаще вмешиваться в конфликты как на территории Европы, так и в других частях света. Первой «пробой пера» стало участие в операциях на территории Югославии. Здесь на первом этапе альянс обеспечивал контроль над соблюдением запрета на полеты и режим соблюдения эмбарго в рамках операций «Морской монитор», «Воздушный монитор», «Морской страж», «Зоркий страж», «Запрет полетов», «Способный часовой», «Совместные усилия», «Обдуманная сила», «Совместная стража» и «Совместная кузница»).
Формально первые боевые действия, в которых НАТО приняла непосредственное участие – это воздушный бой над Баня-Лукой в ходе войны в Боснии и Герцеговине. Альянс участвовал в операции «Запрет полета», направленной на обеспечение «чистого неба» над территорией Боснии. 28 февраля 1994 г, произошел бой между двумя натовскими истребителями F-16 и шестью штурмовиками боснийских сербов J-21. В результате были сбиты четыре штурмовика и погибли три пилота.
Следующим этапом стало участие сил НАТО в операции «Обдуманная сила» (30 августа – 5 сентября 1995 г.), предпринятой с целью воздушной поддержки хорватских и боснийских частей в гражданской войне с сербами. Жертвами конфликта стали около 1 тыс. комбатантов и 150 гражданских лиц, а около 300 человек получили радиоактивное заражение и погибли из-за применения боеприпасов с обедненным ураном со стороны стран-членов НАТО, чего они не имели права делать по всем международным конвенциям.
Распад Югославии подтолкнула операция «Союзная сила» (24 марта – 10 июня 1999 г.). Югославия потеряла в ходе этого конфликта, инициированного США и НАТО в поддержку албанских группировок, действовавших в автономном крае Косово и Метохия, более 7 тыс. человек. Бомбежки привели к распаду страны, отделению Косово и этническим чисткам сербов. Добавим, что эта операция проводилась против информационной кампании, носившей антисербский характер. Непосредственными поводами бомбадировок НАТО стали резня в Сребренице и инцидент в селе Рачак. Сербов обвиняли в геноциде косовских албанцев. Впоследствии выяснилось, что эти обвинения были ложными. Никакого геноцида не было, а присутствовали единичные случаи, раздутые пропагандистскими ресурсами до гипертрофированных масштабов. Итогом стало бегство почти 180 тыс. жителей Югославии из мест их проживания, распад страны и громадный ущерб для экологии и экономики всего Балканского региона.
В свою очередь, война США и НАТО в Афганистане длилась 20 лет (2001-2021 гг.) и закончилась поражением Североатлантического альянса. В этой кампании приняли участие как страны, уже принятые в блок, так и желавшие заслужить это право, в том числе Украина и Грузия. Целями военных действий объявлялись разгром движения «Талибан» (запрещено на территории России), борьба с экстремизмом и терроризмом, в том числе с движением «Аль-Каида» (запрещено нак территории России), установление демократии в Афганистане. Ни одна из этих целей достигнута не была. Жертвами войны стали 100 тыс. человек, более 0,5 млн. человек стали беженцами. Печально известная тюрьма в Гуантанамо в американском секторе на Кубе стала символом беззаконий, насилия и пыток американских военных над пленными афганцами, далеко не все из которых имели отношение к экстремистским группировкам. В те же годы были созданы секретные тюрьмы НАТО в ряде стран Восточной Европы. Все это привело к радикализации афганского населения и к росту терроризма, в том числе в странах исламского мира, к дестабилизации в странах Центральной Азии, а также к грандиозному росту наркотрафика (в частности, по данным 2020 года, объем опийного мака, выращенного в Афганистане, составил 3 тыс. тонн, а за три года до этого, в 2017 году – 9 тыс. тонн). При этом опиум шел, в том числе и на военных самолетах, в США, в Россию, Китай. Тем не менее, война закончилась поражением США и их союзников, а талибы, занявшие Кабул, приняли в апреле 2022 года постановление о запрете на выращивание опиумного мака.
Стоит отметить, что поначалу война в Афганистане велась в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. На самом деле резолюция была тут же забыта, и все действия велись вне мандата, который был передан Советом Безопасности ООН.
Что же касается войны в Ираке (2003-2011 гг.), то она велась вообще без какого-либо международного мандата. Более того, официальные лица США публично лгали для того, чтобы убедить международное сообщество в необходимости вмешательства в иракские дела, но, несмотря на попытки доказать, что Багдад ведет работы по созданию оружия массового поражения, так и не убедили. Франция, Германия и Россия выступили однозначно против этого. Тем не менее, США не приняли это во внимание. Сначала они создали коалицию, в которую вошли Великобритания, Австралия, Польша, Италия и Нидерланды. Затем ее дополнила «коалиция согласных», в которую вошли 49 стран. Именно тогда США поняли, что даже при отсутствии резолюции СБ ООН, нужно обязательно максимально жестко поработать со своими союзниками, выстроить их в одну линию. чтобы в любом случае привлечь их к военным действиям и не оказаться в меньшинстве. Целью операции в Ираке являлось свержение режима Саддама Хусейна и установление контроля над нефтью в этой стране. «Режим свергли, а с демократией «не срослось». Итогом стало более 200 тыс. погибших военных и 650 тыс. нонкомбатантов, миллионы беженцев, разрушение гражданской инфраструктуры, грабеж и уничтожение культурных ценностей страны, экологическая катастрофа. Но самое главное – были созданы все условия для возникновения на территории Ирака террористического государства ИГИЛ («Исламского государства Ирака и Леванта», запрещено в России), распространившегося затем на территории сопредельных государств, в том числе Сирии.
Вопиющим преступлением стала операция НАТО в Ливии («Союзный защитник», 19 марта – 31 октября 2011 г. К сожалению, США и Североатлантическому альянсу удалось добиться от Совета Безопасности ООН резолюции №1973 от 11 марта 2011 года о введении беспилотной зоны над Ливией. Это была ошибка, за которую пришлось жестоко расплачиваться, в том числе на международной арене. Практически НАТО, прикрываясь этим документом, спровоцировала в Ливии гражданскую войну, продолжающуюся там по сей день, для того, чтобы получить контроль над сирийскими углеводородами. В результате самое развитое государство Северной Африки было уничтожено буквально за полгода.
Подводя итоги, П.Данилин отметил, что за последние 30 лет альянс НАТО совершил 23 военных операции против других стран. Силами Североатлантического блока полностью уничтожена государственность в 3 странах (Югославии, Ираке и Ливии). До сих пор продолжается вторжение НАТО в Сирию. Не менее 10 государств были лишены натовцами суверенитета и стали либо колониями и сателлитами стран-членов НАТО, либо полигоном для военных экспериментов (Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония, Словения, Сербия, Афганистан, Ирак, Ливия, Сомали).
Говоря строго математически, НАТО за последние три десятилетия находится в состоянии войны 42,5 года (!). То есть одновременно альянс ведет несколько войн. В общей сложности военные операции НАТО продолжаются уже в течение 15,5 тыс. дней. Жертвами операций НАТО, по самым скромным оценкам, стало около 1 млн. мирных жителей, не говоря уже о комбатантах. Этнические чистки, гражданские войны, экологические и гуманитарные катастрофы, разразившиеся после вторжения НАТО, унесли еще больше жизней. Беженцы из стран, ставших жертвами блока, исчисляются десятками миллионов человек. Ущерб экологии, а также инфраструктуре стран, ставших целью нападения Североатлантического альянса, не может быть подсчитан с абсолютной точностью, но по самым общим данным, превышает несколько триллионов долларов США. Особенно стоит обратить внимание на грандиозный проект пресной воды в Ливии, который находится сейчас на грани уничтожения именно из-за действий Североатлантического альянса, спровоцировавших жесточайшую гражданскую войну в этой стране. «Визитными карточками вооруженных сил НАТО стали пытки, насилие над женщинами, использование оружия, запрещенного Нюрнбергской хартией, Гаагской и Женевской конвенциями», - подчеркнул П.Данилин.
Тезисы П.Данилина были дополнены его коллегами. Участник конференции, политолог и политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов огласил результаты опроса ВЦИОМ, согласно которому 62% опрошенных согласились с тезисом, что НАТО – это военная структура, нацеленная на агрессивные действия в отношении России. Особо эксперт обратил внимание на дискуссию, которая в настоящее время идет в Финляндии и Швеции по вопросу о вступлении в ряды Североатлантического блока. А.Асафов отметил,что подобный шаг, если он произойдет, станет дополнительным подтверждением агрессивности блока, который с самого начала 1990-х годов грубо нарушает данные советскому, а затем и российскому руководству обещания не приближаться к границам России.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов дополнил выступления своих коллег, остановившись на специфике украинского кризиса. По его словам, за последние десятилетия, и в особенности с 2014 года, Украину целенаправленно готовили к исполнению роли «анти-России». «Всё, что предпринимает НАТО на международной арене, в том числе на территории Украины, предпринимается вовсе не для того, чтобы обеспечить благополучие и процветание других стран. Действия Брюсселя и Вашингтона следуют строго в русле политических и экономических интересов США и направлены не только на давление в отношении России, но и на соседние с ней государства, включая Закавказье и страны Центральной Азии. Ели бы, например, планы о принятии Украины и Грузии в НАТО были бы реализованы еще 17 лет тому назад, когда они впервые были озвучены, сегодня было бы весьма затруднительно говорить о какой-либо суверенной политике России, не говоря уже о самостоятельном развитии нашей страны», - подчеркнул А.Мартынов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs