Истоки украинского национализма, приближённого в своём идеологическом измерении к его нынешнему современному варианту, следует искать в конце XIX - начале ХХ века, когда австрийские власти задались задачей взрастить в подконтрольной им Галичине одновременно русофобские и полонофобские настроения среди местного населения.
Население Галичины было преимущественно польским и, скажем так, украинским, хотя на тот момент украинская идентичность ещё не утвердилась окончательно и те, кого даже современные историки задним числом именуют украинцами, были носителями русского (карпаторусского) самосознания. Поэтому называть галичан XIX-XX века украинцами исторически не совсем верно.
Их русскость не была полным аналогом русскости жителей Рязани или Урала. Она имела массу различных культурно-идеологических и религиозных оттенков. Например, многие карпаторусские деятели, сторонники сближения с Россией, были униатами и униатскую веру считали русской верой в противовес римскому католичеству.
Сегодня назвать униатство русской верой никак не возможно, но в изолированной от русско-православной ойкумены Галичине в то время всё виделось по-другому. XIX век дал целый ряд галицких деятелей - верных приверженцев триединства русского народа. Галицко-русский историк Осип Мончаловский (1858-1906) называл украинство отречением от исторических корней и "обтиркой польских и немецких сапог" (приношу извинения, прямая цитата).
Одновременно с этим не все галичане, кто называл себя русинами или руськими (с одним "с"), отождествляли себя с Россией. Долгие века пребывания под иноземным владычеством сделали своё дело, зародили в людях семена изоляционизма, переориентировали под эту потребность местную культуру и язык. Имело место смешение религиозных границ, когда среди униатов было немало поляков, а среди римских католиков - галицких русинов.
Польский патриотизм считал польской верой только римское католичество и неохотно мирился с наличием среди поляков последователей униатской церкви. Австрийские власти поддержали призыв польских патриотов к полякам-униатам переходить в лоно римской церкви, тем самым добившись окончательного религиозного размежевания русинов и поляков во избежание их единения на почве антиавстрийских настроений.
Со временем униатсво превратилось в местное галичанское вероисповедание, изолированное от польского идеологического влияния. На этом этапе австрийцам оставалось только закрепить этот водораздел ещё больше. Отныне римские католики и греко-католики следовали непересекающимся идеологическим курсом. Униатство превращалось в домашнюю религию политического украинства, римское католичество - в исключительную религию польского народа.
Религиозно разобщив два потенциально опасных движения, польское и русинское, австрийцы перешли к переделке русинов в политических украинцев. На этом базисе и появилась идеология украинского национализма, получившая олицетворение в своих лидерах - Степане Бандере, Романе Шухевиче и ОУН-УПА (запрещена в России). Эта идеология, как показала жизнь, со временем стала весьма близка к нацизму (1).
С развалом СССР у Киева была возможность выбрать конструктивную идеологию для построения наклёвывающегося самостийного государства. Можно было идеологически опереться на историю Киевской Руси или частично советское наследие, как это сделали в Белоруссии. Вместо этого украинские власти выбрали идеологию, во-первых, деструктивную, во-вторых, по историческим меркам абсолютно свежую, родом из начала ХХ века, «необкатанную» политическим опытом и до этого не применявшуюся в масштабах всего государства.
Даже своё название эта идеология (бандеровщина) получила от имени человека, жившего сравнительно недавно, как будто у нынешних украинцев до Бандеры не было ни истории, ни жизни. Бандеровщина как идеология сформировалась в условиях, свойственных исключительно Западной Украине - в условиях польской оккупации, ассимиляторского давления и тайного вмешательства Германии в польско-украинских противостояние. Германия заменила здесь Австрию, но идеологический формат и конкретная наполненность действий немцев на польско-украинском направлении не намного отличались от австрийских.
К столкновениям с реалиями всей Украины, как государства, бандеровская идеология, ограниченная местечковым рамками, не была готова. От бессилия она перешла на единственный язык, на котором умела говорить - язык ненависти и насилия.
Бандеровщина не знает иного существования, кроме как в окружении врагов. На заре появления ОУН в 1920-х основным врагом этой идеологии считались поляки. Украинская политическая идентичность к тому времени практически полностью перемолола карпаторусскую идентичность. Украинская идентичность рождалась в условиях конфликта, развивалась внутри него и не знает других методов взаимодействия с окружающим миром, кроме вражды.
Набор этих качеств бандеровская идеология принесла с собой и в ХХI век. Будучи националистической, она нуждается в образе извечного врага в качестве "значимого иного", т.е. того, глядя на которого, осознает себя как нечто иное и противоположное. Социологам и психологам известен этот механизм ориентации субъекта во внешнем мире. Без образа вечного врага национализм теряет смысл существования, и если врага нет, национализм его придумывает.
Древнеиндийский политический трактат "Артха-шастра" называет выдуманного врага самым удобным врагом, ибо ты сам наделяешь его теми качествами, которые тебе нужны. Русский мир для бандеровщины и есть придуманный враг, и она наделяет его теми чертами, которые бы служили оправданием для существования её самой.
Опыт мирного сосуществования с другими народами у этого националистического проекта попросту отсутствует. Бесконечная «борьба с недругами» - её императив. Это в итоге и обусловило внутреннее разложение украинской государственности, далеко зашедшие последствия этого процесса мы наблюдаем сейчас. В дополнение эти процессы наслоились на смену краткосрочного (30-40 лет) и долгосрочного (500 лет) геополитических циклов (1).
За период краткосрочного геополитического цикла украинское государство не сумело выработать позитивные смыслы своего существования. Это совпало с кардинальной перестройкой мировой геополитической архитектуры - снижением геополитического авторитета Запада и ростом геополитического влияния Востока. Украина словно "провалилась" в мировоззренческую воронку этих двух процессов, будучи не в состоянии адекватно ответить на вызовы времени.
Иначе и не могло быть, ибо бандеровщина не является интеллектуально развитым течением, это идеология грубых физических действий и полного игнорирования мировых процессов, не укладывающихся в её прокрустово ложе. Она не породила ни одного яркого интеллектуала, философа, мыслителя, несмотря на неуклюжие многолетние попытки Научно-интеллектуального центра им. Дмитро Донцова (г. Дрогобыч, Львовская область) представить в виде интеллектуалов и мыслителей главарей этого движения. В итоге, «растянув» бандеровщину на всю Украину, киевский режим добился лишь того, что эта токсичная идеология отравила всю страну. Печальные плоды этого мы и пожинаем сегодня.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://odnarodyna.org/content/politicheskoe-ukrainstvo-ot-folklora-i-yazyka-k-nacizmu
2) http://dergachev.ru/book-20/index.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs