ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

О новой стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе

10:37 27.02.2022 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Документ опубликован на сайте Белого дома после недавней министерской встречи Госсекретаря США Блинкена со странами Quad и Южной части Тихого океана в Австралии. Он стал окончательной версией обнародованных в мае 2021 г. «Контуров стратегии США для Индо-Тихоокеанского региона» (U.S. Strategic Framework for the Indo-Pacific), демонстрируя преемственность внешнеполитической линии на азиатском направлении.

Наиболее очевидное доказательство такой преемственности – стремление сдерживать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), хоть при Обаме, хоть при Трампе, хоть при Байдене. В стратегии заявлено, что «КНР объединяет свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, преследуя цель получить сферу влияния в Индо-Тихоокеанском регионе и стремясь стать самой влиятельной державой в мире … Принуждение и агрессия КНР охватывают весь земной шар, но наиболее остро они проявляются в Индо-Тихоокеанском регионе.. ».[1] При этом авторы документа все таки делают оговорку, что «не собираются менять Китай» и придерживаются (несмотря на поддержку Тайваня) политики «одного Китая». Но это не меняет его сути.

В ответ на это глава МИД КНР Ван И в ходе телефонного разговора с госсекретарем США Энтони Блинкеном заявил, что новая стратегия США в Индо-Тихоокеанском регионе направлена сдерживание развития Китая. "Попытка США включить использование Тайваня для контроля над Китаем в свою региональную стратегию, очевидно, является явным ошибочным сигналом по сдерживанию Китая",- заявил он. Ван И также предупредил, что призывы некоторых официальных лиц в США к ведению ожесточенной конкуренции с Китаем могут перерасти в полномасштабную конфронтацию.

Что же сказано в новой версии этого документа? Стратегия гласит, что Соединенные Штаты будут преследовать в ИТР пять целей: «продвигать свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион, создавать связи внутри региона и за его пределами, обеспечивать региональное процветание, укреплять индо-тихоокеанскую безопасность, повышать стрессоустойчивость региона к транснациональным угрозам». При этом упомянуты пять региональных союзнических договоров - с Австралией, Японией, Республикой Корея, Филиппинами и Таиландом, и существующие взаимоотношения с ведущими региональными партнерами, включая Индию, Индонезию, Малайзию, Монголию, Новую Зеландию, Сингапур, Тайвань, Вьетнам и острова Тихого океана.[2]

Нельзя не заметить некоторой избирательности в выборе партнеров. Среди них нет, например, Пакистана, вполне себе индо-тихоокеанской страны. Или Шри-Ланки и Мьянмы. Не потому ли, что у этих стран тесные отношения с Китаем? Говорится также о желании «работать с АСЕАН, чтобы повысить ее устойчивость в качестве ведущего регионального института». Однако в списке региональных партнеров страны АСЕАН упомянуты по отдельности, и одновременно подчеркивается стремление подключить АСЕАН к военно-политическому формату Quad.

Отдельно говорится в Стратегии и о желании согласовывать подходы и реализацию инициатив в ИТР с «союзниками и партнерами за пределами региона», особенно ЕС и НАТО.

В этом документе впервые упоминаются инициативы в сфере экономики и торговли, при том, что раньше речь шла исключительно о военно-политической составляющей деятельности США в ИТР. Говорится о том, что двусторонняя торговля между Соединенными Штатами и регионом в 2020 г. составила 1,75 триллиона долларов, а прямые иностранные инвестиции из США в 2020 г составили более 969 миллиардов долларов, почти удвоившись за последнее десятилетие. Как бы доказывая свою экономическую заинтересованность в региональном развитии и пытаясь «отодвинуть» Китай в документе заявлено: «Соединенные Штаты остаются инвестиционным партнером номер один в странах-членах АСЕАН, инвестируя больше, чем следующие три инвестиционных партнера Юго-Восточной Азии вместе взятые».

Понимая ожидания стран региона в контексте китайских инициатив США пафосно предлагают своим партнерам «индо-тихоокеанскую рамочную экономическую основу - многостороннее партнерство для XXI века».[3] Однако идея этой экономической основы для ИТР предлагается лишь в самой общей форме. Возможно, действительно речь идет об американском стремлении заменить чем-то Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), из которого США вышли при Дж. Байдене. Однако пока видны лишь самые общие контуры этой очередной инициативы, и ее успех далеко не очевиден.

При этом в новой стратегии США подробно говорится о стремлении «уделять приоритетное внимание нашей единственной величайшей асимметричной силе: нашей сети союзов и партнерств в области безопасности». И это - главный смысл документа. Что, по сути, означает стремление - утвердить доминирование США в ИТР, изолировать Китай и его региональных партнеров, расколоть АСЕАН и создать некую, подчиненную Вашингтону, региональную торгово-экономическую платформу.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] “Indo-Pacific Strategy of the United States. February 2022. The White House, Washington”, p. 5. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf

[2] Там же, с. 7-9.

[3] Там же, с. 11.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати