Фото: thepoliticalroom.com
Соединённым Штатам не удаётся держать под контролем политические процессы, происходящие в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), посредством делегирования части геополитических полномочий своим союзникам - Австралии и Новой Зеландии.
Волнения на Соломоновых островах в ноябре прошлого года, последовавшие за отзывом властями признания суверенитета Тайваня в пользу идеи "одного Китая", продемонстрировали неспособность Австралии и Новой Зеландии обеспечить в регионе необходимую предсказуемость общественно-политических процессов (1). Ключевыми с точки зрения национальной безопасности для Канберры и Веллингтона являются субрегионы Океании - Полинезия, Микронезия и Меланезия. В каждом субрегионе есть свои локальные лидеры, и не все из них ориентируются во внешней политике на США.
В Микронезии проамериканского курса придерживаются Федеративные штаты Микронезии, Палау и Маршалловы острова. Эти тихоокеанские государства предоставляют флоту США доступ к необходимой инфраструктуре на их территории и обязуются не допускать сюда геополитических конкурентов Вашингтона.
Меланезия и Полинезия, в свою очередь, остаются без внимания Вашингтона, понадеявшегося на Австралию и Новую Зеландию (2). Австралия и Новая Зеландия проигрывают Китаю в этой точке планеты политически и экономически. Одним из потенциальных лидеров субрегионе является Папуа-Новая Гвинея (ПНГ). Официально ПНГ придерживается нейтралитета, избегая открыто ввязываться в противостояние западных держав с Китаем. Для обеспечения многовекторного развития это государство одновременно развивает отношения с Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Индией (3). Назвать ПНГ прозападным государством нельзя, здесь сохраняются устойчивые перспективы роста китайского влияния.
Эксперты указывают на нехватку дипломатического персонала США в Океании (4). Американское посольство на Фиджи обслуживает граждан пяти государств. Посольство США в ПНГ старается "дотянуться" до Вануату, Тонга, Кирибати и других островных государств, но пока усиления американского влияния там не чувствуется. При этом Кирибати, как и Соломоновы о-ва, отозвал дипломатическое признание Тайваня в 2019 году в пользу КНР (2).
В данном раскладе сил Науру, Тувалу и Кирибати имеют для США особое стратегическое значение. Они находятся на стыке Меланезии, Микронезии и Полинезии и соподчинение их внешней политики интересам Вашингтона позволит последнему возвести определенные препоны на пути продвижения Пекина в Океанию.
Проамериканский курс Федеративных штатов Микронезии, Маршалловых островов и Палау гарантирует Вашингтону опосредованный доступ к стратегически важному треугольнику Филиппины - Гавайи - Папуа-Новая Гвинея. Но для гарантированного контроля над субрегионом союза с вышеназванными государствами недостаточно. Вне зоны прочного американского присутствия остается целая череда выгодно расположенных островов - Вануату, Тонга, Тувалу и т.д. Исключительная прибрежная экономическая зона Кирибати составляет 3,5 млн.кв.км. – это дополнительный плюс, который заставляет американских аналитиков обращать внимание на это государство, как и на экономические ресурсы Океании в целом.
Вашингтон опасается, что придя в Океанию, Китай обоснуется в водах между Австралией и восточным побережьем США, а Гавайи с расположенной там штаб-квартирой Тихоокеанского флота США, превратятся в осаждённый клочок суши в неприятельских водах. Если это произойдёт, будут поколеблены позиции не только США, Австралии и Новой Зеландии в Океании, но и их европейских партнёров.
Восточную часть Полинезии занимает Французская Полинезия, обеспечивающая Франции военно-экономическое присутствие в Тихом океане. На условной границе Полинезии и Меланезии расположен о. Фиджи, чьи власти открыто демонстрируют готовность развивать сотрудничество с Пекином, чему Париж совсем не рад. Без постоянного доступа в Тихий океан Франция утратит статус ядерной и мировой державы, что приведёт к реконфигурации сил в европейской политике, в которой безъядерная Франция не сможет играть прежнюю роль.
Недостатком политики западных стран в Океании является её разобщённость на субрегиональном уровне. Новая Зеландия часто предпочитает работать на собственные краткосрочные экономические выгоды, чем на долгосрочную стратегию коллективного Запада по сдерживанию Китая. В этом вырисовываются контуры новой тихоокеанской политики Веллингтона, которая постепенно, и пока ещё несмело приходит на смену прежней односторонней ориентации на США и Австралию.
Новая Зеландия мыслит себя уже как страна с частично полинезийской идентичностью, демографическая доля новозеландцев полинезийского, меланезийского и микронезийского происхождения постоянно растёт. 62% новозеландских граждан, ассоциирующих себя как минимум с одной полинезийской народностью, родились на территории Новой Зеландии. Власти страны вынуждены учитывать изменяющийся национально-этнический состав общества и соответственно координировать свою внутреннюю и внешнюю политику.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://asiatimes.com/2021/11/us-misses-golden-opportunity-in-the-solomon-islands/
3) https://interaffairs.ru/news/show/30192
4) https://www.upi.com/Top_News/US/2021/10/20/Pacific-embassies-China/2631634754029/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs