ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Первый ком Блинкена (к визиту Энтони Блинкена по странам Юго-Восточной Азии)

11:02 23.12.2021 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Программа стартовавшего 13 декабря турне госсекретаря США Энтони Блинкена по странам Юго-Восточной Азии, предполагавшая посещение столиц Индонезии, Малайзии и Таиланда, была реализована не в полном объёме. После прибытия главного американского дипломата в Куала-Лумпур 14 декабря выяснилось, что один из сопровождавших его журналистов сдал положительный тест на коронавирус. На следующий день было принято решение о возвращении делегации домой, в Бангкоке самолёт Э. Блинкена совершил лишь техническую посадку для замены экипажа. Госсекретарь лишь передал своему тайскому коллеге Дону Прамудвинаю, являющемуся также заместителем главы правительства Королевства, свои сожаления по поводу отмены запланированных мероприятий, а также приглашение посетить Вашингтон в самое ближайшее время[1].

Надо сказать, что Э. Блинкен – отнюдь не единственный представитель администрации Джо Байдена, успевший побывать в Юго-Восточной Азии. Так, ещё в мае, Венди Шерман, заместитель госсекретаря США, первой из администрации Д. Байдена «доехала» до Юго-Восточной Азии, посетив столицы Индонезии, Таиланда и Камбоджи. Согласно пресс-релизу Госдепартамента, цель её поездки состояла в том, чтобы подтвердить приверженность Вашингтона принципу централизма АСЕАН, а также решить ряд других задач, в частности, «настоятельно призвать бирманских военных прекратить насилие, освободить всех несправедливо задержанных и вернуть Бирму (Мьянму – авт.) на путь демократии»[2]. Интрига заключалась во включении Камбоджи в маршрут азиатского турне В. Шерман. Эта страна в прежние времена редко попадала в фокус внимания американской дипломатии. Однако ситуация стала меняться после расширения связей между Пномпенем и Пекином. В частности, Вашингтон обеспокоился информацией об использовании китайскими военными камбоджийской военно-морской базы Реам[3]. О «результативности» миссии В. Шерман свидетельствует состоявшееся осенью объявление американцами персональных санкций в отношении высокопоставленных камбоджийских военных чиновников, а также введение в декабре оружейного эмбарго, хотя без закупок американского оружия Пномпень и так обходился[4].

В июле Ллойд Остин, глава Пентагона, побывал в Сингапуре, во Вьетнаме и на Филиппинах. По словам пресс-секретаря военного ведомства Джона Кирби, эта поездка должна была подчеркнуть неизменную приверженность США региональной повестке, а также их заинтересованность в поддержании основанного на правилах регионального порядка[5]. В этот раз траектория поездки генерала армии США не преподнесла особых поводов для дискуссий. Не секрет, Ханой и Манила являются наиболее последовательными оппонентами Пекина по чувствительным вопросам региональной безопасности. Манила ещё и американский союзник. Что касается Сингапура, то эта страна имеет репутацию надёжного и предсказуемого партнёра Вашингтона, что, впрочем, не способствовало получению Сингапуром приглашения на организованный Дж. Байденом 13 декабря «Саммит за демократию». Филиппины, несмотря на претензии к ним со стороны Госдепартамента по поводу внесудебных казней наркоконтрабандистов, в саммите поучаствовали. Вьетнам и Сингапур вошли в маршрут зарубежной миссии вице-президента США Камаллы Харис, состоявшейся во второй половине августа. Эта поездка происходила на фоне шока от эвакуации американцев из Афганистана и была связана, в том числе, с желанием показать Пекину и американским избирателем, что демократы умеют не только отступать[6]. Но это турне едва ли скрасило откровенное фиаско США в этой стране.

Предыдущие десятилетия часто называют «золотыми временами» асеаноцентричных форумов Восточной Азии. Но в последнее время что-то пошло не так. Сказались ситуация вокруг Мьянмы, пандемия.

Однако, вышеупомянутые заверения представителей администрации Д. Байдена о приверженности принципу централизма АСЕАН применительно к концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», были фактически девальвированы учреждением стратегического партнёрства AUKUS. Данное партнёрство стало наиболее резонансным шагом Вашингтона и его союзников в направлении выстраивания «паутины коалиций», центром которой является Quad, и включающей в себя не только старые военные альянсы с участием США, но и регулярные военные и военно-морские учения, приобретающие сетевой характер. А также соглашения о тыловой поддержке и взаимном доступе, стратегические партнёрства, в том числе, между участниками Quad и членами АСЕАН. Новыми «полями битвы» стали зоны свободной торговли, проекты в области инфраструктуры, в том числе, цифровой, вакцинная дипломатия, цепочки добавленной стоимости.

Для централизма АСЕАН остаётся всё меньше места в меняющемся региональном масштабе. Возникли риски потери консенсуса внутри самой Ассоциации по базовым подходам к региональной безопасности. Филиппины в целом позитивно отнеслись к AUKUS. Индонезия, являющаяся, не только одной из стран-основательниц АСЕАН, но и «ветераном» движения неприсоединения, выступила с критикой нового партнёрства, солидарность с ней продемонстрировала лишь Малайзия. Остальные страны, в том числе, Таиланд, заняли настороженно-выжидательную позицию. Видимо, этим объясняется, почему с относительной лёгкостью делегация Э. Блинкена «пожертвовала» посещением Таиланда.

Выступление госсекретаря США в Университете Индонезия от 14 декабря, задуманное как презентация стратегических взглядов администрации Д. Байдена на Индо-Тихоокеанский регион, стало, пожалуй, самым заметным событием в его поездке[7]. Э. Блинкен говорил о желании администрации Д. Байдена обеспечить страны региона высококачественной инфраструктурой, поделился планами по наращиванию американских инвестиций в Индо-Тихоокеанском регионе, в том числе, в новые производственно-сбытовые цепочки. Не забыл госсекретарь и про «традиционную» безопасность, упомянув про укрепление альянсов, расширение сотрудничества в области обороны и разведывательной деятельности со странами-партнёрами. 

Вместе с тем, выстраиваемая Вашингтоном «паутина коалиций» сталкивается с серьёзными вызовами. Дело в том, что страны Юго-Восточной Азии, хотя и испытывают беспокойство из-за напористого регионального проникновения Пекина, особенно его военно-морской активностью в Южно-Китайском море, в целом не готовы жертвовать экономическим сотрудничеством с ключевым региональным экономическим игроком. Да и в этот раз «торгово-экономическая часть» выступления госсекретаря выглядела недостаточно внятно. В частности, он так и не смог предложить что-либо соразмерное участию Вашингтона в Транстихоокеанском партнёрстве, из которого США вышли при Дональде Трампе[8].

Не внушает оптимизма государствам АСЕАН, да и некоторым участникам Quad, усилия демократической администрации США по усилению ценностно-идеологической составляющей региональной повестки.

Что касается планов на будущее, то, поскольку, фактически в Джакарте была представлена «доктрина Байдена» в отношении Индо-Тихоокеанского региона[9], Вашингтон будет и далее пытаться убедить ведущие страны Юго-Восточной Азии в том, что Quad, AUKUS, другие звенья «паутины коалиций» не создают риски для их базовых интересов и ценностей. Но реальность будет неизбежно подталкивать эти страны к более осторожным подходам в региональном сотрудничестве с США.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати