ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и ее соседи: пространство без границ?

19:17 21.12.2021 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: yamoscow.ru.

На площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Москве состоялась презентация доклада «Пространство без границ: Россия и ее соседи», подготовленного к тридцатилетней годовщине распада СССР.

Напомним, что 25 декабря 1991 года официально прекратил свое существование Советский Союз. Результатом этого события стало появление современной России и четырнадцати независимых государств по её периметру. В новом докладе клуба «Валдай» проанализирована российская внешняя политика в отношении своих ближайших соседей, прежде всего в последние годы, а также ее восприятие в этих государствах.

Модератор дискуссии, директор по научной работе клуба «Валдай» Федор Лукьянов отметил в своем вступительном слове, что основной пафос нового доклада заключается в призыве к адекватности в международных делах: окружающую реальность необходимо воспринимать такой, какая она есть, а не такой, какой мы сами хотели бы ее видеть.

Автор доклада, программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев, отметил, что его труд стал результатом нового опыта работы, в ходе которого теоретические разработки автора прошли апробацию более чем в 50 «глубинных» интервью, которые прошли в формате встреч с политиками, мыслителями и экспертами стран бывшего СССР. Политолог, в частности, отметил, что, поскольку Российская Федерация остается самым сильным государством на постсоветском пространстве, соседи относятся к ней с известной долей опасения. В свою очередь, Россия, опасается того, что территория соседних стран будет использована против нее другими центрами силы. Т.Бордачев подчеркнул, что его, как приверженца школы политического реализма в науке о международных отношениях, подобное положение дел не смущает, поскольку страх – естественное чувство во взаимоотношениях между государствами. Его не нужно пугаться. Напротив, с ним необходимо работать, способствуя его минимизации. «Принципиальным вопросом для России является геополитическая независимость соседних государств. Москва хочет, чтобы они принимали важные дипломатические решения с учетом своего реального положения в мире и без воздействия каких-либо внешних сил. Россия многократно сильнее своих соседей, и поэтому ни один из них сам по себе не может представлять собой для нее угрозу, чего нельзя сказать о другой опасности – утрате нашими соседями суверенитета», - подчеркнул политолог.

По словам Т.Бордачева, политика России в отношении соседей определяется взаимодействием трех факторов: традиционного силового компонента, наличием общего геополитического пространства и исторического опыта. «Первый и второй фактор мы менять не должны. Но историческое наследие более гибко и вполне может быть подвергнуто пересмотру совместно с нашими соседями. В частности, Россия не должна рассматриваться как метрополия, хотя от нее по инерции этого часто ожидают. Вообще от Москвы нередко ждут стремления к тому, чтобы добиться закрытости пространства вокруг себя. На самом деле ей необходимо стремиться к максимальной открытости этого пространства. У нашей страны уникальное геополитическое положение: она всегда может выбирать, на каком направлении ей действовать. В этом смысле не стоит ждать от России выбора в пользу Запада или Востока. Она всегда может быть там, где есть ее геополитические интересы. Пространство, занимаемое ею и ее соседями – общее, на нем невозможно прочертить границы», - констатировал эксперт.

По словам политолога, единственной естественной границей в Евразии остается река Амур на Дальнем Востоке. За ней начинается китайское цивилизационное пространство, самобытность которого не требует дополнительных доказательств. Более того, любые попытки обозначить в Евразии внутренние границы и сравнительно изолированные от остального мира зоны сотрудничества являются, по мнению Т.Бордачева, скорее умозрительными. Любая подобная попытка («Европа от Атлантики до Урала», «Европа от Атлантики до Владивостока», «Туран») сводится, в конечном счете, к политической доктрине, не имеющей четкой географической основы.

Доклад Тимофея Бордачева прокомментировал заместитель министра иностранных дел Андрей Руденко. По его словам, в этой работе есть тезисы, вполне применимые в практической сфере внешнеполитической деятельности, но есть и положения откровенно дискуссионные, с которыми вряд ли можно согласиться. В частности, вряд ли можно однозначно утверждать, что фактор страха доминирует в отношениях России со странами бывшего СССР. «Можно только согласиться с тезисом о том, что интересы России были бы полностью обеспечены, если бы государства, которые ее окружают, проводили подлинно суверенную политику и не становились бы объектами чужих геополитических игр. Но для России большую значимость имеют и взаимоотношения с соседями, не входящими в состав постсоветского пространства. Поэтому необходимо формировать комплексный взгляд, учитывающий их влияние и не выделяющий исключительно бывшие республики СССР», - заметил он.

Дипломат также отметил, что за 30 лет, прошедшие с момента распада Советского Союза, все республики бывшего СССР стали самостоятельными. Несмотря на определенные противоречия, сохраняющиеся между ними, они представляют собой независимых игроков на международной арене. «У всех стран постсоветского пространства в приоритете находятся задачи развития. Многие тенденции, вызовы и риски являются для них общими. «Все эти страны объединены с нами общим геополитическим пространством. Военно-политический фактор сохраняется, но он не является детерминантой внешней политики. Куда бы эти страны ни шли и как бы они ни развивались, они всегда будут находиться в приоритете нашего внешнеполитического контекста», - пояснил он.

Директор Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО (У) МИД России Иван Сафранчук считает, что новый доклад клуба «Валдай» представляет собой значительный вклад в дискуссию, в ходе которой будет выработана новая тактика и стратегия отношений России с ее ближайшими соседями. По словам ученого, на протяжении всей своей истории Россия «нащупывала» свои границы, при этом совместить рубежи политические и культурные удавалось с очень большим трудом.

И. Сафранчук напомнил, что у России на протяжении всей ее истории было два подхода к евразийскому пространству. Первый из них сводился к восприятию Евразии как плацдарма или моста для продвижения дальше, в другие регионы. Второй, проявлявший себя в определенные периоды, предполагал консолидацию этого пространства, его интеграцию без ассимиляции. Оба эти подхода стали частью нашей стратегической культуры. В настоящий момент оба они нереализуемы: у России нет стремления к экспансии, но нет и особых усилий по интеграции. Напротив, в последние пять-семь лет, когда Россия вошла в противостояние со странами Запада, ей стала важна устойчивость политической и экономической системы, которая в целом не коррелирует с интеграционными приоритетами. В свою очередь, постсоветские страны в течение последних десятилетий стремились «встроиться» в западный мир. Но сейчас глобализация переживает очевидный спад, который неизбежно привел их к кризису стратегической мысли. В этой ситуации необходимо искать новую политическую парадигму. Новый доклад как раз и предлагает один из ее вариантов, приглашая к обсуждению и представляя собой источник новых идей.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати