В Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации состоялась церемония открытия выставки «Нюрнберг. Начало мира. Международный военный трибунал в рисунках Николая Жукова» в рамках трансмедийного проекта медиагруппы «Россия сегодня», Министерства обороны Российской Федерации и Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации. В церемонии приняли участие генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, директор Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации Александр Никонов, автор идеи выставки и руководитель проекта «Нюрнберг. Начало мира.» Наталия Осипова, публицист, ведущий телепрограммы «Вести» Эрнест Мацкявичюс и директор Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации Артем Горный. Вела церемонию открытия выставки журналист, старший продюсер Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» Оксана Буряк.
Во вступительном слове она рассказала, что выставка – это совместная работа в рамках проекта, запущенного медиагруппой «Россия сегодня», Министерством обороны России и Центральным музеем ВС РФ в год 75-летия главного судебного процесса XX века. Ключевой составляющей выставки стала графическая серия «Тени минувшего» Николая Жукова, ранее никогда не публиковавшаяся и не экспонировавшаяся. Площадкой экспозиции выступает Центральный музей ВС РФ. Серия включает портреты двадцати одного подсудимого Нюрнбергского процесса, за исключением Мартина Бормана, которого судили заочно, и зарисовки двух сцен трибунала, выполненных на черной бумаге белой пастелью. Художник пробыл на процессе 40 дней – работал как в самом зале заседаний, так и в кулуарах. Сделал более 250 графических работ на тему трибунала непосредственно в Нюрнберге и по возвращении в Москву. «Черная коллекция», как ее еще называют, была создана в 1971 году, и стала итогом этой огромной работы. Буряк уточнила, что на премьерном показе выставки зрители смогут увидеть оригиналы десяти графических портретов из серии «Тени минувшего», которые впервые с момента их создания будут показаны публике.
Для открытия церемонии Оксана Буряк предоставила слово Дмитрию Киселеву. Он, в частности, сказал: «В нашей стране свято чтут память миллионов погибших, замученных, умерших от болезней и голода в святой борьбе с гитлеровским фашизмом. Мы присутствуем на премьере выставки рисунков Николая Николаевича Жукова, которого в 1946 году газета «Правда» направила в качестве корреспондента на Нюрнбергский процесс, где, подводя итог жестокой и кровопролитной войны, Международный военный трибунал судил фашистских преступников». Судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившемся в «Зале 600» нюрнбергского Дворца юстиции. Жукову было поручено запечатлеть облик тех, кто развязал Вторую мировую войну и был повинен во всех человеческих страданиях. Киселев пояснил, что рисунки долгое время не выставлялись, исходя из логики: «Зачем показывать портреты преступников?». Но, как считает руководитель проекта, «дьявола надо показывать в шерсти», и художнику удалось исторически и психологически точно представить портреты, которые были созданы на основе сотен набросков, сделанных непосредственно в зале суда. Журналист добавил, что эта выставка не может никого оставить равнодушным: она точно показывает, кто исторически победил, кто проиграл, на ком вина и на кого легла тяжесть Победы.
Ведущая зачитала послание от помощника Президента России Владимира Мединского, который не смог присутствовать на церемонии открытия. В послании, в частности, говорится: «Нюрнбергский процесс, его буква и дух подразумевают безусловное осуждение всяческого искажения истории Второй мировой войны и ее итогов. Попытки прикрепить к Советскому Союзу ярлык автора развязывания Второй мировой войны исторически ущербны и наносят непоправимый моральный ущерб всей системе международного права, сложившейся после ее окончания. Они разрушают устойчивость современного мироустройства».
Выступивший вслед за этим представитель Минобороны Артем Горный напомнил, что московский художник Жуков прошел путь в Великой Отечественной войне от первого до последнего дня, от рядового до капитана. Своими фронтовыми рисунками, листовками, плакатами создавал историко-художественную летопись подвига советского народа. За время своего пребывания на Нюрнбергском процессе Жуков сделал около 400 зарисовок выступавших на процессе свидетелей советского обвинения, прокуроров Советского Союза, судей и присутствовавших гостей, корреспондентов всех стран, а также всех военных преступников и их адвокатов. Эти рисунки носят характер беглого репортажа. В своих работах Жуков не стремился к шаржу или карикатуре. Его рисунки исторически достоверны и реалистичны. В этих образах художник хотел передать внутренний мир нацистских преступников. Горный констатировал, что тема выставки близка каждому россиянину: для него лично она важна, так как один из его дедов прошел всю войну, был военным прокурором и закончил ее в Берлине. Он убежден, что Нюрнбергский процесс, который дал определение военным преступлениям, преступлениям против человечности, преступлениям против мира и заговору с целью совершения этих преступлений, остается важнейшим событием ХХ века.
Наталия Осипова, выступившая инициатором создания выставки, рассказала, что для нее тема выставки – это тоже глубоко личное, так как ее дедушки и бабушки также участвовали в Великой Отечественной войне. Она высказала слова благодарности МИА «Россия сегодня» и ее руководителю Дмитрию Киселеву, а также Министерству обороны и Центральному музею ВС РФ за всестороннюю поддержку проекта «Нюрнберг. Начало мира». Выставка, по ее убеждению, особенно актуальна сегодня. В подтверждение она привела слова одного из подсудимых на процессе, который в своем последнем слове сказал буквально следующее: «Вы думаете это конец? Отнюдь, мы присутствуем при начале гитлеровской легенды». По иронии судьбы этот обвиняемый был оправдан. Осипова считает, что, к сожалению, он оказался прав – гитлеровская легенда оказалась живучей. По ее мнению, в этом контексте «Тени минувшего» − коллекция рисунков Жукова, которую он сформировал в 1971 году на последних годах жизни, − это взрослая мудрая попытка яркого представителя советской интеллигенции вбить свой гвоздь в «гроб гитлеровской легенды».
Александр Никонов, в свою очередь, поделился тем, что его отец и деды тоже участвовали в Великой Отечественной войне – отец вернулся инвалидом. Что касается экспонирования выставки, то директор Музея сообщил, что предположительно выставка будет работать до конца февраля 2022 года. Затем после всех необходимых согласований ее планируется показать в Военно-историческом музее Санкт-Петербурга. Прорабатывается также вопрос об экспонировании выставки в Германо-российском музее «Берлин-Карлсхорст» (бывший Музей капитуляции), открытом в 1995 году к 50-летию окончания Второй мировой войны в Европе по договоренности правительств России и Германии. Музей находится под совместным управлением двух государств, а Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации является одним из его учредителей. Никонов также рассказал об интересной детали из биографии Николая Жукова. По его словам, в 1935 году, когда художнику было всего 27 лет, четыре его работы из пяти были признаны лучшими на Всесоюзном конкурсе политического плаката. Работы участвовали в конкурсе на условиях анонимности.
Продолжил тему Эрнест Мацкявичюс, который тоже вспомнил своих дедов – участников Великой Отечественной войны. «Когда мы общались с ними, мы думали, что все точки расставлены: и Нюрнбергский процесс и то, что произошло в середине ХХ века всем объяснило и показало, что такое абсолютное зло» − рассказал журналист, − «Оказалось, что этой прививки хватило надолго, но сейчас ее действие ослабло». По его словам, все рожденные в СССР очень близко принимают к сердцу события той войны и любое напоминание о ней. Одним из таких напоминаний, по мнению телеведущего, в полной мере можно считать выставку рисунков Николая Жукова.
Подытожить значение выставочного проекта «Нюрнберг. Начало мира.» можно словами Мацкявичюса: «Если Нюрнбергский процесс был ''вакциной'' против человеконенавистничества, то выставка Жукова – это ''ревакцинация''».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs