ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Нарышкин: «Уроки Нюрнбергского процесса сохраняют свою актуальность в современном мире»

11:08 25.11.2020 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: dostoinstvo2017.ru.

Современные политики обязаны помнить уроки Нюрнбергского процесса и противодействовать любым попыткам глорификации нацизма и появлению его новых форм. Об этом заявил председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин в своем открытом интервью, которое он дал российскому информационному агентству ТАСС.

Сергей Нарышкин подчеркнул, что международному военному трибуналу в Нюрнберге суждено было выполнить историческую миссию. Он стал одним из важнейших правовых механизмов подведения итога Второй мировой войны. В его ходе была осуждена сама нацистская идеология, ее человеконенавистническая суть, основанная на расовой нетерпимости и расширении жизненного пространства. Проведение этого судебного процесса ознаменовало установление законности на пространстве Европы и формирование международного уголовного права. Впервые осужденным за военные преступления не удалось уйти от ответственности, ссылаясь на то, что они лишь выполняли приказы вышестоящих структур.

Председатель Российского исторического общества также отметил, что в ходе Нюрнбергского процесса удалось преодолеть последний рубеж обороны гитлеровской Германии и одержать победу в умах немецкого народа. «Хотя и не сразу, но постепенно немцы осознали преступный характер гитлеровского режима и его идеологии. В этом большая заслуга не только крупных юристов, но и прессы. Хорошо известно, что в зале Дворца правосудия было 350 мест, и 250 из них были предназначены для журналистов, в том числе советских, и среди них – представителей Телеграфного Агентства Советского Союза», - заявил С. Нарышкин.

Сама идея проведения процесса над нацистскими преступниками рассматривалась Москвой с первых же месяцев создания антигитлеровской коалиции. В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, председатель Совета Народных Комиссаров Вячеслав Молотов в своем знаменитом выступлении по радио подчеркнул ответственность за развязывание военной агрессии против Советского Союза военной и политической верхушки гитлеровской Германии. В ноте Наркомата иностранных дел СССР от 14 октября 1942 года говорилось: «Советское правительство считает необходимым безотлагательное предание суду специального международного трибунала и наказание по всей строгости уголовного закона любого из главарей фашистской Германии, оказавшихся уже в процессе войны в руках властей государств, борющихся против гитлеровской Германии».

Однако союзники Советского Союза по борьбе с нацизмом поначалу отнеслись безо всякого энтузиазма к идее, предложенной Москвой. Их отчасти можно было понять: ни Ф.Рузвельт, ни У.Черчилль не хотели, чтобы в процессе судебного разбирательства всплыли неприглядные факты связей политиков Европы и Америки с представителями гитлеровской верхушки. Не хотелось и лишнего упоминания о предвоенном «умиротворении» Берлина, и в том числе об аншлюсе Австрии и Мюнхенском соглашении, по итогам которых были созданы непосредственные предпосылки для начала мировой войны.

Правда, постепенно советскому руководству удалось убедить своих британских и американских союзников, что проведение открытого процесса будет важнее, чем предполагаемые ими репутационные издержки.

В ноябре 1945 года на скамье подсудимых во Дворце правосудия в Нюрнберге оказались представители верхушки нацистского государства. Правда, не все. Часть из них (Гитлер, Геббельс, Гиммлер) покончили с собой еще до процесса, но большинство из них понесли заслуженное наказание. Тех, кто скрылся в конце войны или после нее, впоследствии разыскивали в странах Азии, Африки, Латинской Америки и привлекали к суду. Но значительная часть функционеров режима «третьего рейха» дожила до преклонного возраста и так и не понесла заслуженного наказания. Почему так произошло? Как отметил С.Нарышкин, этому способствовало ухудшение отношений между участниками антигитлеровской коалиции и начало холодной войны. Конкуренция в рамках Организации Объединенных Наций, ситуация в Иране, где столкнулись интересы Лондона и Москвы, и, наконец, речь, произнесенная 5 марта 1946 года Уинстоном Черчиллем в Фултоне, показали, что конфликт будет лишь усугубляться. Примеров лояльного отношения к бывшим нацистским функционерам существует множество. Достаточно напомнить, что бывший руководитель 12-го отдела Генерального штаба Сухопутных войск Германии «Иностранные армии Востока» Рейнхард Гелен возглавлял разведслужбы ФРГ, а непосредственные спонсоры нацизма Фридрих Флик и промышленная династия Круппов, многое потеряв после гибели рейха, вскоре восстановили свои финансовые позиции. «Таких примеров существуют десятки», - подчеркнул С. Нарышкин.

Председатель Российского исторического общества напомнил, что Генеральная Ассамблея ООН ежегодно по инициативе российской делегации принимает резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. 18 ноября 2020 года это произошло в очередной раз. За документ проголосовали 122 государства, 53 воздержались, США и Украина выступили против.

По словам директора Службы внешней разведки России, одной из действенных мер, которая могла бы помочь противостоять попыткам глорификации нацизма, должно стать изучение темы Нюрнбергского процесса в рамках школьной программы. «Только широкое историческое просвещение позволит не забыть уроки Суда народов. Поэтому необходимо продолжать работу по исследованию и публикации документального архива Нюрнбергского военного трибунала, а также развивать международное сотрудничество историков по этой теме», - подчеркнул С.Нарышкин.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати