Мухаметшин Ф. М., Степанов В. П. Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего (Очерки постсоветского времени 1991-2020 гг.). М.: Прогресс- Традиция, 2021. - 416 с., ил.
Представленная книга авторов Ф.М. Мухаметшина и В.П. Степанова «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего» (Очерки постсоветского времени 1991-2020 гг.) является первой монографией из задуманного ими трехтомника.
Выход второй книги, которая уже находится в печати под названием «Очерки русского времени в Бессарабии: конец XVIII – начало XX вв.», ожидается в ближайшее время.
Третья книга, над которой авторы работают, будет представлена в формате очерков исторических, культурных и династических связей в XIV-XVIII вв.
Таким образом, авторами осуществляется попытка комплексного рассмотрения российско-молдавских связей со времен формирования молдавской государственности до наших дней в исторической динамике.
Подготовка трехтомника идет в рамках проекта в области фундаментальных исследований РФФИ 19-09-00374 «Россия – Молдова в XIV-XXI вв.: история политических, торгово-экономических и духовно-культурных связей».
На суд читателей выносим первый том монографии Ф.М. Мухаметшина и В.П. Степанова, в котором исследуется процесс эволюции российско-молдавских отношений на постсоветском этапе.
Комплексное исследование
Нестабильная и зачастую противоречивая этнополитическая обстановка в современной Республике Молдова постоянно обращает на себя внимание специалистов: действующих политиков, общественных деятелей, ученых-обществоведов.
Совсем недавно увидела свет монография экс-посла Российской Федерации в Республике Молдова, доктора политических наук Ф. М. Мухаметшина и ведущего научного сотрудника Института славяноведения РАН, доктора исторических наук, профессора В. П. Степанова «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего (Очерки постсоветского времени 1991-2020 гг.)». Комплексное исследование лишний раз подтверждает многоаспектность проблем этносоциального характера, сложившихся в современном сообществе Республики Молдова.
В книге исследуются процессы эволюции российско-молдавских отношений на постсоветском этапе. Особое внимание авторами уделяется специфике региональной идентичности и ценностей, рассматривается тема трансформации культурного кода. Многогранность исследования осуществляется посредством рассмотрения русскокультурного фактора и его влияния на этнотрансформационные процессы в Республике Молдова. Пытаясь привлечь к анализу тему влияния гражданского общества в этнокультурном строительстве, авторы представляют проблему через призму деятельности русского этнокультурного движения, организаций, способствующих сохранению русского слова в республике.
Считаю важным обратить внимание на термин «русскокультурное население», которое используют исследователи. Данный термин авторы распространяют не только на этнических русских, проживающих в современной Республике Молдова, но и на всех жителей страны, для кого русская культура (естественно, и русский язык) являются знаковыми личностными ценностями. Таким образом, к русскокультурному населению авторы относят определенное число украинцев, болгар, гагаузов, ромов, евреев и даже отдельный процент молдаван (вспомним, что на момент распада СССР 200 тыс. лиц молдавской национальности назвали русский язык родным). Можно констатировать, что исследователи аргументированно вводят в научный оборот достаточно удачный термин «русскокультурное население», надэтнически объединяющий носителей русских этнокультурных ценностей, причем не в ущерб собственной этничности. Полагаю, что подобная инновация встретит поддержку научного сообщества.
Отдельно анализируется деятельность центров изучения русскокультурного и русского населения: Института национальных меньшинств, лингвистов-русистов МолдГУ, кафедры русского языка и литературы Бельцкого государственного университета им. А. Руссо, славянского университета Молдовы, Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко.
При этом исследователи подчеркивают многосторонние отзвуки трансформационных процессов, дающие о себе знать через насыщенную полиэтническую атмосферу, сложную экономическую ситуацию и сильную геополитическую зависимость страны.
Труд Ф. М. Мухаметшина и В. П. Степанова оформлен в виде очеркового исследования, что объясняется широтой охвата изучаемой проблематики. Это, однако, не помешало придать результатам изучения названной темы черты классического монографического исследования.
Согласно классическим требованиям монографического жанра, авторы начинают диалог с читателем с обзора историографии проблемы, – с освещения многоцветной палитры русской культуры, которая гармонично вписалась в полиэтническую культуру историко-культурного наследия Молдовы. В анализе историографии их отличают политкорректность и профессиональное знание тончайшей ткани этнокультурного мира, в который уверенными шагами ведут читателя авторы по собственной тропе научного поиска. Исследователи подчеркивают важность фиксирования в науке первых реакций на выходящие актуальные публикации современников. Может случится так, что время пригладит и отшлифует восприятие актуальных сегодня книг и статей, некоторые из них вообще забудутся и затеряются во времени. Коллеги-историки подтвердят, что писать о современниках, и тем более оценивать их деятельность значительно сложнее, чем говорить о людях и событиях, уже ставших легендой. С другой стороны, тот самый «первый взгляд», зафиксировавший или оценивший событие, ложится в основу последующего раскрытия темы.
Рассуждая о положении русскокультурного сообщества, авторы констатируют два параллельно проистекающих процесса искусственного и естественного сокращения русскокультурной составляющей в полиэтническом пространстве современной Республики Молдова.
Отдельной страницей в данном контексте выступает раздел с фактологической конкретикой, в котором представлена этническая политика молдавского государства последних лет. Важно отметить, что анализ внутренних процессов в Молдове, который осуществляется авторами, показывает, что они серьезно коррелируют с процессами в соседней Украине, что делает выводы еще более объемными и доказательными в том, что геополитический фактор во внутренней политике молдавского государства является схемой, реализуемой на гораздо более широком этнополитическом поле. Особое звучание приобретает анализ современности в контексте нового витка отдаления молдавской правящей элиты, в лице действующего президента и его парламентской партии от взаимодействия, а по сути – сотрудничества с Россией.
Рассуждая о русскокультурном сообществе и его проблемах в условиях иноэтничного окружения, авторы подробно останавливаются на анализе этноязыковой ситуации в республике. В частности, демонстрируется влияние нерешенной языковой проблемы, в том числе со статусом русского языка на формирование идентичностей у населения поликультурного государства.
Несмотря на маленькие размеры, Республика Молдова представляет собой сложную в этнокультурных приоритетах территорию (центральные регионы республики, Приднестровье, гагаузско-болгарский юг, молдавско-украинский север), где сталкиваются внутренние и внешние факторы, определяющие, в том числе этномобилизационные настроения в обществе.
Еще одна сторона, раскрываемая в книге, - это тема этнокультурного развития в Республике Молдова после распада Союза ССР. Исследователи подчеркивают необходимость изучения этнокультурного мира, с учетом его тонкостей: гибкости, изменчивости и, наконец, человеческого фактора. Последнему, нужно отметить, уделяется серьезное внимание на протяжении всей книги. Вообще работу отличает комплексный междисциплинарный подход, помимо исторических методов авторы активно используют социологические методы исследования, в частности интервьюирование экспертов.
Важно, что ряд интервью являются в своем роде уникальными в связи с тем, что многие люди (лидеры этнокультурного движения) ушли из жизни, и их имена начали забываться.
Обращают на себя внимание глубокие рассуждения авторов в самих интервью, что создает атмосферу диалога исследователей не только с респондентом, но и с читателем.
Почти тридцать лет для истории – миг, а для человеческого измерения – это целая эпоха, особенно в переходное время. Повседневные заботы и проблемы, естественная сменяемость лидеров и элементарное отсутствие фиксированной документации привели к тому, что с течением времени многие события оказались просто забыты. Стало проблематичным узнать и познакомиться с лидерами первой волны русского движения. Кто-то покинул Молдову и уехал в Россию, кого-то, увы, уже нет в живых. Но самое печальное, – не осталось архивов. Почти стерлись из памяти фамилии людей, стоявших у основ формирования движения национальных меньшинств. В этой связи практически архивную ценность играют интервью с теми людьми, кто стоял у истоков русского движения, видел первые плоды деятельности этнокультурных организаций, помогал в их становлении на государственном уровне. Нужно сказать, таких остались единицы. По сути, авторы пошли по пути привлечения современников к делу написания устной истории недавнего прошлого. В этом контексте эксклюзивными выглядят воспоминания одного из сотрудников Бюро межэтнических отношений республики Т. М. Левандовской, по-своему уникального специалиста, работающего в данной структуре практически со дня основания организации, в начале носившей название Департамент межэтнических отношений. На глазах этого человека формировалось этнокультурное сообщество страны. Она лично участвовала в процессе его становления и укрепления. К сожалению, многие лидеры русского движения, о которых вспоминает Татьяна Михайловна, уже ушли из жизни. Информацию о них, по сути, приходится собирать по крупицам, поэтому подобные воспоминания являются очень ценными.
В этой же главе представлены интервью со старейшим лидером русского движения в Приднестровье В. М. Арестовым. Здесь же следует назвать воспоминания активистки русского этнокультурного движения Л. Н. Хромовой. Авторы применяют обращение к индивидуальным воспоминаниям современников – подведение к своего рода субъективизации взгляда на историю, но взгляда эксперта – специалиста, работающего в сфере этнокультурного движения, аналитики современных этносоциальных общественных процессов. Думается, это является интересным и актуальным подходом, широко практикуемым в современной научной литературе, которая обращается к проблеме исторической памяти.
Исследователи дают картину формирования и развития этнокультурного движения в Республике Молдова, выделяя собственное, образное видение его динамики, «условно разделив его на три периода: бурление и пробуждение, оформление и становление, осмысление и ожидание».
В последнем разделе исследования используется оригинальный подход к рассмотрению проблемы региональной идентичности населения Республики Молдова, подчеркивающий её множественность и разнообразие. Авторы выделяют множественность идентичностей в Молдове, среди которых молдавская и румынская, гагаузская, приднестровская, при этом отдельно рассматривается феномен русскокультурности. Все указанные понятия включают в себя составляющую многоэтничности. В то же время сама многоэтничность включает в себя все эти понятия.
Книгу можно назвать злободневной по проблематике и не менее актуальной в выводах. Работу отличает глубоко авторский подход и умение чувствовать остроту современного этнокультурного поля в сложном полиэтничном пространстве. Исследование Ф. М. Мухаметшина и В. П. Степанова «Россия и Молдова: между наследием прошлого и горизонтами будущего (Очерки постсоветского времени 1991-2020 гг.)» будет интересно для действующих политиков и дипломатов, специалистов-историков, политологов, этнологов, для всех интересующихся этносоциальными и этнополитическими процессами в Республике Молдова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs