В ММПЦ МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция, посвященная открытию в Государственном историческом музее выставки «Российская империя». В конференции приняли участие директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, руководитель Гохрана России Андрей Юрин, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский, президент Объединенной металлургической компании Наталья Еремина и художник выставки Юлия Наполова.
Новый выставочный проект (1 декабря 2021 года − 1 марта 2022 года) продолжит серию юбилейных мероприятий, приуроченных к 150-летию Государственного исторического музея. В экспозиции показана история становления Российской империи, раскрыты основные темы, связанные с политико-территориальным устройством государства: авторитарность власти, обширность территории, многонациональность, значительный социально-экономический потенциал, наличие сильной регулярной армии как гаранта безопасности и церкви как социальной и духовной опоры государства. Большая часть из 400 музейных предметов будет представлена впервые. Символическим экспонатом будет реплика одной из главных императорских регалий – Большой императорской короны, специально предоставленная Гохраном России.
Алексей Левыкин, начиная конференцию, напомнил, что открытие выставки приурочено к событию, которое произошло 300 лет назад – 22 октября (по старому стилю) 1721 года после подписания Ништадского мира с Швецией. В Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга Петр Алексеевич, тогда еще царь, был торжественно провозглашен «отцом Отечества», «Великим» и «Императором Всероссийским». С этого времени начинается отсчет истории Российской империи, которая просуществовала 200 лет и оказала огромное влияние на общественно-политические и культурные процессы, которые происходили во всем мире. Директор подчеркнул, что, хотя история империи и пишется с 1721 года, государство Российское начало идти к этому гораздо раньше. Он также указал, что для Государственного исторического музея эта выставка стала, своего рода, обязательной, так как он готовится в следующем году к празднованию собственного юбилея – 150-летия со дня своего учреждения. Тогда он назывался Российский императорский музей, что в полной мере отождествляет нынешний музей с империей. В собраниях и хранилищах музея находится много предметов, которые относятся к этому значимому периоду времени – периоду истории Российской империи. При создании выставки не ставилась задача показать хронологический ход событий с 1721 года, так как для того, чтобы представить себе развитие цивилизации не только за 200 лет и не только на территории Российской империи, а на всем Евразийском пространстве, начиная с пятого тысячелетия до нашей эры, достаточно посетить Государственный исторический музей и пройти по его залам.
«Мы попытались воссоздать образ Российской империи, показать ее политическую основу, авторитарность власти и огромную территорию, без которых империя не может существовать. Показать населявшие ее народы, вместе с правителями создававшие ее мощь и славу», − сказал ученый. Он добавил, что, естественно, на выставке будут отображены и значимые исторические события, начиная с завершения Северной войны и приращения российских земель и территорий. Выставка также покажет абсолютную власть в лице самодержца: на ней будут представлены памятники, связанные с правителями России и их образы. Будет показана история русского народа через его достижения в области науки и культуры, ставшие достоянием не только империи, но и всего человечества. Выставка расскажет о тех людях, которыми гордится Россия. Все это будет донесено до посетителей, интересующихся историей, через уникальные музейные артефакты. Левыкин также сообщил, что ему часто задают вопрос, что будет главным на выставке? По его словам, будет целая череда памятников исключительного исторического значения. Среди них: знаменитый мундир полковника Преображенского полка Петра Алексеевича; мундирное платье Семеновского полка Екатерины Второй, которое она надела, когда совершался дворцовый переворот в 1762 году; предметы, связанные с государственными деятелями, включая государственные награды. Например, «Детский орден» Великого князя Сергея Александровича Романова, который вручался членам императорской фамилии при рождении. Директор особо подчеркнул роль князя в становлении Императорского Российского Исторического музея, в котором он в течение ряда лет был почётным председателем правления. Хотя Сергей Александрович, получивший прозвище «князя Ходынского» после недоброй памяти давки на Ходынском поле, был неоднозначной фигурой.
Левыкин специально оговорился, что концепция выставки изначально предполагала ее неоднозначный характер, и устроители выставки этой неоднозначности не боялись. Так, в экспозиции есть материалы и о генерале Панине, подавившем пугачевское восстание, и о самом Пугачеве. Есть такой уникальный экспонат, как наградная сабля «За покорение Кавказа» князя, генерал-фельдмаршала Барятинского. Есть наградная сабля светлейшего князя Чернышева, который благодаря своей тайной дипломатии сумел выведать планы Наполеона накануне его вторжения в Россию в 1812 году, что позволило нашей стране хорошо подготовиться к войне. Но, при этом, выставка не обходит стороной и негативные события в истории Российской империи, которые, в конце концов, привели к ее упадку и разрушению. Одной из иллюстраций этого может служить наивное знамя Павловского полка, сшитое из подручных материалов после февраля 1917 года. Этот полк как раз и начал переворот, который впоследствии привел к крушению Империи. На выставке также представлены обручальные кольца Ленина и Крупской, состоявших в партии, которая готовила это крушение. Также в экспозиции есть вещи рабочего, послужившего Горькому прообразом главного героя в романе «Мать». Так, что выставка действительно разносторонняя и многообразная. С точки зрения директора, ее символическим образом может служить потрясающая реплика Императорской короны, изготовленная мастерами ювелирной группы «Смоленские бриллианты» и хранящаяся в Гохране. Он выразил особую благодарность руководителю Гохрана Юрину за то, что он предоставил реплику Большой короны для показа на выставке, а также спонсорам – Объединенной металлургической компании и Объединенной судостроительной корпорации.
Андрей Юрин, со своей стороны, поблагодарил Левыкина за инициативу выставить реплику Большой императорской короны на широкий обзор. Он рассказал, что это современное изделие, ему всего 10 лет. Корона была изготовлена на одном из лучших гранильных предприятий страны – смоленском заводе «Кристалл». Идея соединить глубинную историю с тем, что сделано сегодня, но по мотивам этой истории, безусловно интересна, и заслуживала внимания и поддержки. Оригинал Большой императорской короны прошел несколько коронаций − впервые в 1762 году, когда короновали Екатерину II, по чьему заказу она была изготовлена. Сейчас ее можно увидеть на выставке «Алмазный фонд» в Кремле, пределы которого она, как предмет регалий императоров России, не должна покидать по регламенту. Чтобы компенсировать это неудобство в 2011 году смоленские ювелиры предложили сделать образ Короны силами современных мастеров-огранщиков. Изначальный замысел Екатерины II состоял в том, чтобы через эту регалию передать блеск и величие империи. Главный хранитель сокровищ страны признал, что это удалось и мастерам тех времен, и современным ювелирам. По его экспертному мнению, реплика, которая будет представлена в Государственном историческом музее, прекрасно воплощает задуманное императрицей − «передает блеск и величие Российской империи». Она соединяет в себе почти 11 тысяч великолепно ограненных бриллиантов, общей массой около тысячи каратов. Корона разделена на две части, что символизирует западную и восточную части Российской империи как единое целое под началом императорской власти. Юрин выразил уверенность в том, что показ реплики Большой императорской короны в Государственном историческом музее привлечет дополнительное внимание к выставке «Российская империя». Посетители смогут любоваться ею и как символом государственности, и как ювелирным изделием. На уточняющий вопрос ведущей он ответил, что реплика содержит только натуральные бриллианты, а также жемчуг и турмалин, венчающий ее. Оценочная стоимость реплики – около 300 миллионов рублей.
Продолжая тему, Константин Могилевский заметил, что для фонда «История Отечества» нынешняя дата – 300-летие провозглашения России империей − важна еще и потому, что в будущем году будет отмечаться 350-летие Петра Первого. Это отличный повод для любителей российской истории еще раз поговорить о природе петровских преобразований, их значении, о смысле реформ в рамках имперского проекта и его последствиях. По словам Могилевского, фонд проводит в течение года различные конкурсы, и совершенно закономерно, что выставка «Российская империя», которую проводит Государственный исторический музей, получила его поддержку. Он также поделился точкой зрения, что любая выставка – это научное исследование, и Государственный исторический музей проводит его своими средствами, демонстрируя с помощью музейных инструментов особенности сложного исторического процесса в имперской России.
Юлия Наполова, в свою очередь, сообщила что для нее, как для художника выставки, уникальность проекта заключается в том, что помимо важных и ценных экспонатов, выставка не представляет собой классическую – с хронологией и типологией. Империя на ней представлена, как единый организм, который постоянно меняется и, меняясь, развивается. Этот организм объединяет разные сословия, находящиеся то в состоянии мира, то конфликтующие между собой. При создании выставки использовалось несколько образов. Так, строительство, без которого не бывает империй, символизировалось пудостским камнем, из которого был построен Санкт-Петербург. Он похож на современный бетон. Империй также не бывает без золота, и поэтому его олицетворяют золотистые шпалеры в залах. В дополнение в дизайне выставки используется бегущая строка, на которой воспроизводится переписка монархов. Все это должно создать необходимую атмосферу.
В заключение, участники онлайн-конференции выразили надежду, что выставка «Российская империя» вызовет большой интерес и привлечет внимание широкой публики, в первую очередь, любителей истории.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs