Это первое впечатление от новости о том, что комитет сената США по международным отношениям одобрил законопроект о введении санкций в отношении ряда физических и юридических лиц КНР в связи с деятельностью Пекина в спорных районах Южно-Китайского моря. Законопроект предполагает введение санкций против физлиц и юрлиц Китая, которые "участвуют в определенных действиях, связанных с территориальными спорами в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях".[1]
Каких только санкций США не вводили против Китая и под какими, пусть самыми смехотворными предлогами, но все же пытались сохранить хотя бы видимость какой-либо логики. Например, права человека в Синьцзяне – выдвигались обвинения, санкции вводились, китайская сторона обвинения аргументировано опровергала. Но речь шла о части территории страны, за которые Пекин несет ответственность.
Однако ситуация в Южно-Китайском море (ЮКМ) касается территориальных споров, в которые уже не первый десяток лет вовлечены Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. То есть, речь не о положении в Китае, а о споре нескольких стран между собой в акватории ЮКМ, к которому, кстати, США не имеют никакого отношения: сам факт территориального спора, которые США признают, не может быть основанием для введения санкций, - даже если Соединенные Штаты поддерживают в споре одну из сторон (и это всегда почему-то не Китай).
А если это происходит, то Вашингтон без каких-либо оснований в очередной раз пытается выступать арбитром в споре третьих сторон. Кстати, в ситуации с ЮКМ США постоянно ссылаются на Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS), при том, что отказались ее ратифицировать, но учат других, как эту конвенцию соблюдать. И заявляют о защите права на свободу судоходства, под предлогом которой постоянно патрулируют акватории ЮКМ, создавая опасность непреднамеренных столкновений и усиления опасной военно-морской деятельности.
Поэтому, когда Госсекретарь США Энтони Блинкен говорит об «отсутствии попыток сдерживания Китая» и о том, что Вашингтон «не просит партнеров из других стран выбирать между Соединенными Штатами и КНР»[2], то в это верится с трудом. Речь идет именно о попытках сдерживания и попытках вбить клин между сторонами спора в ЮКМ.
А ситуация там действительно непростая. Китай прагматично настаивает на том, чтобы урегулировать проблему между вовлеченными сторонами, без участия внешних сил. Китай и АСЕАН уже не первый год пытаются согласовать текст Кодекса поведения в Южно-Китайском море и условились финализировать текст кодекса к 2022 году, но чем ближе этот срок, тем менее реалистичным это выглядит. Ведь вовлеченным странам нужно решить сразу несколько сложных вопросов, уже не раз приводивших к провалу переговоров. Им нужно договориться о географическом охвате и правовом статусе территориального спора в ЮКМ, механизме урегулирования споров, правоприменении и возможности вмешательства третьих сторон.[3]
В этом контексте санкционные попытки американского Сената откровенно деструктивны. Теоретически сохраняется вероятность того, что санкционный документ не выйдет за пределы сенатского комитета в силу своей безграмотности и абсурдности. Но надежды на это, учитывая общий антикитайский настрой американского Конгресса и невысокий уровень политической грамотности его обитателей, к сожалению, немного.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Комитет сената США одобрил законопроект об антикитайских санкциях», https://ria.ru/20211019/sanktsii-1755302164.html
[2] «США заявили об отсутствии попыток сдержать Китай», https://lenta.ru/news/2021/10/20/blinken_china/
[3] «Идеальный шторм. Китай и США стягивают военные силы в Южно-Китайское море. Чем закончится битва за господство в регионе?», https://lenta.ru/articles/2021/10/15/south_china_sea/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs