Эффект разорвавшейся бомбы в Евросоюзе вызвал «недружественный акт» Польши, когда Конституционный суд (КС) страны подтвердил превосходство Конституции Польши над законодательством Европейского союза. Оглашая это решение, председатель Конституционного суда Юлия Пшелембская 7 октября 2021 года заявила, что Евросоюз (ЕС), созданный равными и суверенными странами, интеграция которых осуществляется на основании права ЕС, а также на основании решений суда ЕС, входит в новый этап, «когда органы Союза действуют за границами своих компетенции, переданных Польской Республикой».[1]
Что же сподвигло Польшу на столь жесткий и неординарный шаг?
Напомню хронологию событий, предшествующих этому. В апреле прошлого года Европейская комиссия (ЕК) выявила серьезные нарушения в деятельности дисциплинарной палаты Верховного суда (ВС) Польши, которая приняла ряд решений по профессиональной деятельности судей на основании нового закона страны о судебной реформе. По сообщениям из Европейской комиссии, такие действия Верховного суда Польши грубо нарушают положения Договора о Европейском союзе, которые Польша подписала, вступая в члены ЕС 1 мая 2004 года.
В связи с этим ЕК направила польским властям официальное уведомление о запуске процедуры устранения нарушений, исходя из верховенства законов Евросоюза, при которых Верховный суд Польши не является независимым судебным органом.[2]
27 января текущего года Еврокомиссия объявила Польше ультиматум, дав месяц для устранения многочисленных нарушений принципа верховенства европейского права.[3] Это настолько взбесило польские власти, что они вынуждены были обратиться в Конституционный суд страны за разъяснениями, в связи с чем уже в марте премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий обратился с соответствующим запросом.
Польские эксперты склоняются к тому, что Польша в этом плане не одинока, т.к. подобные действия в последнее время получили и в европейской, и мировой практике достаточно широкое применение.[4]
Кстати, и Россия в октябре 2020 года приняла решение о верховенстве Конституции Российской Федерации над международным правом, а Государственная дума закрепила это положение, в соответствии с которым были внесены изменения в ГК, УПК, АПК, ГПК и Кодекс административного судопроизводства. В общей сложности изменения коснулись больше 100 нормативно-правовых актов РФ.[5]
Но вернемся к Евросоюзу. Действия Польши, а также Венгрии и Словакии, по мнению Еврокомиссии, нанесли серьезный удар по репутации и престижу Евросоюза. Кстати, венгерское правительство, возглавляемое премьер-министром Виктором Орбаном, приветствовало решение Конституционного суда Польши, который подтвердил приоритет национального права над законами Евросоюза. В официальном заявлении венгерского правительства говорится, что решение Польши вызвано «плохим функционированием» европейских институтов, а Еврокомиссия обвиняется в «ползучем» расширении своих полномочий и ущемлении национального законодательства стран-членов ЕС. Будапешт потребовал от Брюсселя, чтобы Евросоюз уважал национальную идентичность государств, которые в него входят. По мнению Орбана, Европейская комиссия нарушила принцип, согласно которому национальные государства всего лишь делегируют Брюсселю часть своих полномочий, а приоритет европейского права действует только в тех областях, за которые отвечает ЕК, т.к. рамки таких полномочий четко определены в договорах об учреждении Евросоюза.[6]
Поэтому, вероятно сегодня уже можно говорить о некой деструктивной тенденции в рядах ЕС, когда с «легкой руки» стран Вышеградской группы, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, в Евросоюзе начались дезинтеграционные процессы, ставящие под сомнение не только их нахождение в составе Союза, но и целостность всей «европейской семьи». Поэтому все чаще и чаще в Европе стали поговаривать о Huxit и Polexit по аналогии с Brexit.[7]
Действительно, на протяжении ряда последних лет мировая и в особенности европейская общественность наблюдает серьезный разлад в стройных рядах Европейского союза. Некогда довольно сплоченный Союз сейчас все больше и больше погружается в перманентное состояние неопределенности. И не случайно, даже на Украине заговорили о нежелании вступления страны в Евросоюз, назвав такой шаг ошибочным, правда пока только на уровне экспертного сообщества, поскольку уверены в распаде этого «искусственного образования».[8]
В Европе многие уверены, что Евросоюз фактически сломал столетиями выстроенную систему европейских ценностей, а взамен навязал своим народам идеи ЛГБТ, мультикультурного и толерантного сообщества. Более того, в последние годы в европейских странах резко снизилась численность коренного населения, а на их место пришли мигранты, повысив и без того сложную криминогенную обстановку. Все эти и другие проблемы побудили британцев еще в 2016 году провести референдум о выходе страны из состава Евросоюза. И как не старались еврочиновники препятствовать этому процессу, официальный Лондон, объявил о своей твердой решимости осуществить желание большинства населения «туманного Альбиона» и выйти из Европейского союза, осуществив Brexit.[9]
Еще не остыли чернила на документах о выходе Британии из Евросоюза, как в Италии и Греции, а затем в Польше и Венгрии начали раздаваться голоса о нецелесообразности их членства в ЕС. Причины подобного поведения были вызваны, прежде всего, несбалансированной и политизированной миграционной политикой Евросоюза, открывшей свои границы для мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Так, 22 сентября 2015 года на экстренном заседании в Брюсселе министры внутренних дел 28 стран Евросоюза одобрили предложение Еврокомиссии о распределении между странами ЕС 160 тысяч мигрантов, прибывших ранее в Италию и Грецию по двум основным маршрутам - через Средиземное море и через Турцию, соответственно.[10]
Идея Еврокомиссии заключалась в том, что все 28 членов ЕС должны проявить «европейскую солидарность» и распределить «прибывших в Европу мигрантов ровным слоем», т.е. по строго утвержденным Еврокомиссией квотам, естественно, по всем странам Евросоюза, чтобы снизить демографическую нагрузку на южную приграничную часть Европы. Однако министры вынуждены были прибегнуть к голосованию, т.к. единства по этому вопросу достичь не удалось. Более того Венгрия, Словакия и Польша наотрез отказались голосовать «за» квотирование и лишь Финляндия воздержалась. Это был первый звонок подрыва единства Евросоюза и более того, как показывают последующие события он оказался далеко не последним.
Поэтому своим решением Европейский суд, в который обратились страны Вышеградской группы, «заломив руки» Венгрии, Польше и Словакии, отказавшимся пускать к себе мигрантов, фактически сам стал разваливать «европейскую семью», т.к. приняв на пике миграционного кризиса двухлетнюю программу распределения мигрантов, Евросоюз ее полностью провалил.
За два года реализации проекта «открытых дверей Европы» Евросоюзу удалось переселить из Италии и Греции в другие страны ЕС лишь около 30 тысяч человек, т.е. менее одной пятой части от согласованного числа «квотников», тогда как по данным Евростата, только за 2015 и 2016 годы в период действия программы переселения, границы Европы нелегально пересекли более 3 млн. человек и этот поток не ослабевает и по сей день, пополняя армию беженцев в среднем на 1 млн. человек ежегодно.
Важно отметить, что Венгрия и Польша, которых Еврокомиссия обязала в 2015-2016 годах принять 1,3 тысячи и 2,7 тысячи человек соответственно так и не подчинились решениям Европейского суда и, более того, премьер-министр Польши Эва Копач тогда отметила, что поляки против введения квот и автоматического распределения беженцев среди стран Евросоюза, а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан вообще заявил, что Венгрия может покинуть Евросоюз, если на нее будет оказываться давление по размещению беженцев.[11]
Сейчас, страны Восточной Европы, даже несмотря на пандемию коронавируса, выражают крайнее неудовлетворение действиями европейских институтов, и все увереннее встают в твердую оппозицию к Брюсселю. В авангарде возмутителей безмятежности по-прежнему выступают Варшава и Будапешт.
Венгерское руководство заявило, что страна не приемлет и никогда не примет давление Евросоюза, поэтому готова решительно противостоять нажиму Брюсселя. На днях проправительственная газета Magyar Nemze известная тем, что часто озвучивает темы, которые на официальном уровне не обсуждаются, но тем не менее отражают настроения венгерского правительства, опубликовала статью о реальности выхода Венгрии из Евросоюза, назвав его Hungarn Exit или Huxit, что дало толчок европейской общественной дискуссии на эту тему. Напомню, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан еще в 2017 году в связи с Brexit произнес ставшую знаменитой фразу: «конечно, возможна жизнь Венгрии и вне ЕС», тем самым фактически поставил под сомнение само существование Союза в его нынешней форме.[12]
Так что же ждет Венгрию и Польшу, и действительно ли возможен их выход из Евросоюза в перспективе?
Полагаю, что сейчас говорить об этом еще несколько преждевременно. Конечно, в Польше и Венгрии еще предостаточно приверженцев общеевропейских ценностей, как среди политической элиты, так и в обществе. Однако, сейчас Будапешт и Варшава посылают ясный и понятный сигнал Брюсселю: политика давления со стороны ЕС ни Польша, ни Венгрия не приемлют и более того Европа должна понять, что «младоевропейцы» готовы предпринять кардинальные шаги в отношении своего присутствия в структурах Евросоюза.
Кстати, должен особо подчеркнуть, что Венгрия накладывает вето на бюджет Евросоюза на ближайшие шесть лет, а также на дополнительный фонд, предназначенный на преодоление последствий эпидемии коронавируса. О таком же намерении заявила Польша и Словения. Это связано с тем, что в бюджет ЕС был введен механизм, который связывает выделение финансирования ЕС с верховенством закона в отдельных странах, а с таким положением дел ни Польша, ни Венгрия, как известно, не согласны.
Пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер заявил, что «приостановка выделения средств для Польши из Фонда восстановления ЕС не имеет юридических оснований». По его словам, Европейская комиссия поступает вопреки закону, одновременно пытаясь обвинять Польшу, Венгрию и другие страны в проблемах с верховенством права.
Напомню, что на внеочередном саммите ЕС 21 июля 2020 года был одобрен общеевропейский бюджет на 2021-2027 годы, в рамках которого на помощь странам, наиболее пострадавшим от пандемии коронавируса было выделено около 750 млрд. евро. Важным уточнением в документе является увязка выплат из Фонда с соблюдением стандартов правового государства и базовых европейских ценностей.[13]
Как заявил еврокомиссар по экономике Паоло Джентильони рассмотрение плана помощи Польше, который должен был быть принят до 1 августа текущего года отложено на неопределенный срок из-за проблем с верховенством права в республике. Кроме того, Еврокомиссия обратилась в Суд ЕС в Люксембурге с иском, в котором потребовала наложить на Варшаву ежедневный штраф в сумме около 100 тысяч евро до тех пор, пока не будут в полном объеме выполнены меры, предписанные Европейским судом и не будет распущена дисциплинарная палата Верховного суда страны. Еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс заявил, что речь может идти еще о 24 млрд. для Польши из бюджета на 2021-2027 год, которые будут заблокированы, если высшая судебная инстанция Евросоюза признает, что увязка выплат с соблюдением стандартов правового государства и базовых европейских ценностей не будет соответствовать существующим юридическим нормам Евросоюза.[14]
Таким образом, с одной стороны, на кон поставлены огромные для польского бюджета деньги, а с другой стороны, решение о выходе страны из Евросоюза в виде Polexit.
Что же может перевесить?
Польская элита и правящая партия «Право и справедливость», испортив отношения со своими соседями, включая Россию, Белоруссию, Чехию, Германию, Словакию, Литву и Украину, и теперь поссорившись еще и с руководством ЕС, совсем сломало голову, решая, что же делать дальше? Но выхода пока не нашли.
Масло в огонь подлил и российский «Газпром», заключив в конце сентября нынешнего года с венгерской компанией MVM CEEnergy два 15-летних контракта на поставку природного газа в Венгрию суммарным объемом до 4,5 млрд. кубометров в год в обход Украины. Поставки уже начались 1 октября через газопровод «Балканский поток», продолжающий «Турецкий поток» и по трубопроводам Юго-Восточной Европы. Безусловно, это придало Венгрии относительную независимость от Евросоюза, а еврочиновников побудило к большей сговорчивости с венгерским правительством. Кстати, британская Daily Express прогнозирует «драку в европейской семье за российский газ уже в самое ближайшее время».
Что касается российско-польских отношений в газовой сфере, то должен отметить, что Польша не намерена продлевать контракт с «Газпромом», т.к. планируют обойтись без российского газа. В планах Варшавы получать топливо по трубопроводу Baltic Pipe из Норвегии, правда, остается непонятным, чем можно его заполнить, т.к. норвежские месторождения практически истощены, а достаточных ресурсов у польской PGNiG нет.[15] В итоге придется покупать европейское сырье, а по сути, российское, которое пойдет по «Северному потоку -2», но обойдется полякам, как минимум, вдвое дороже. Вот и получается, как в известной поговорке: «назло врагам, отморожу себе уши!».
Таким образом, действия «младоевропейцев» в лице Венгрии и Польши, безусловно, заставят их задуматься, стоит ли «игра – свеч?», а Брюссель - более серьезно отнестись к отношениям с этими странами, тем более, что прецедент с Великобританией должен «европейское политбюро» чему-то да научить, ведь на кону само существование Европейского союза…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] В Польше подтвердили приоритет конституции над законодательством ЕС 07.10.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20211007/polsha-1753565216/.html
[2] Польша является членом Европейского союза с 1 мая 2004 года. Договор о присоединении был подписан 16 апреля 2003 года в Афинах, является правовой основой для вступления Польши в ЕС.
[3] ЕС выдвинул Польше ультиматум 27.01.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20210127/polsha-1594846519/.html
[4] Политолог Пискорский исключил вероятность польского Brexit 12.10.2021 года. Электронный ресурс: https://politexpert.net/category/incidents/.html
[5] Госдума закрепила приоритет Конституции над международным правом 28.10.2020 года. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/4549808/.html ; Путин одобрил верховенство Конституции над международным правом 08.12.2020 года. Электронный ресурс: https://pravo.ru/news/228128//.html
[6] Венгрия поддержала Польшу в конфликте с Еврокомиссией 11.10.2021 года. Электронный ресурс: https://inosmi.ru/politic/20211011/250675876/.html
[7] Полексит и Евромайдан в Варшаве: чем чревато решение Конституционного суда Польши о приоритете польских законов над европейскими 09.10.2021 года. Электронный ресурс: https://www.bbc.com/russian/features-58850465/.html
[8] «Украине это не нужно»: Гордон удивил заявлением о Евросоюзе 13.10.2021 года. Электронный ресурс: https://inosmi.ru/politic/20211013/250690963/.html
[9] Huxit не за горами: в Венгрии обсуждают возможный выход страны из ЕС 30.08.2021 года. Электронный ресурс: https://az.sputniknews.ru/20210830/SEG-V/.html
[10] Конец системы квот на мигрантов в ЕС: надежды и фиаско 27.09.2017 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/4591501/.html
[11] Премьер Польши выступила против квот по приему беженцев в ЕС 14.09.2015 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20150914/1250539914/.html
[12] Венгрия против Евросоюза. Поддержит ли премьер Орбан Нuxit? Электронный ресурс: https://www.dw.com/ru/.html
[13] План спасения евроэкономики. Саммит ЕС завершился сложным компромиссом 21.07.2020 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/ekonomika/9016461/.html
[14] В Польше назвали приостановку выделения средств из Фонда ЕС незаконной 11.10.2021 года. Электронный ресурс: https://interaffairs.ru/news/show/32032/.html; Польша может лишиться миллиардов из бюджета Евросоюза 13.09.2021 года. Электронный ресурс: https://rg.ru/spec/.html
[15] Вылетят в трубу: поляки "отказались" от российского газа 20.09.2021 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20210920/polsha-1750596451/.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs