Президент Молдавии Майя Санду заявила о необходимости срочно решить вопрос с утилизацией советских боеприпасов на складах в с. Колбасна в Приднестровской Молдавской Республике в виду потенциальной угрозы экологической катастрофы в случае чрезвычайного происшествия.
Эти объекты остаются объектом внимания молдавских властей на протяжении многих лет. Склады охраняются подразделением российских миротворцев, и в Кишинёве, судя по последним заявлениям, надеются, что «утилизация» лишит российские "голубые каски" повода находиться на берегах Днестра, как будто миротворцы пришли туда единственно за тем, чтобы охранять эти объекты. Что интересно, это заявление последовало после встречи глав Молдавии, Украины, Польши и Румынии 27 августа, где были приняты решения, по сути подтверждающие сворачивание курса Кишинева на сотрудничество с Москвой. С другой стороны подсуетилась Украина, она внезапно решила не пропускать автотранспорт с номерами Приднестровья.
Можно согласиться, что условная проблема с хранением боеприпасов всегда существует, но сводить формат миротворческой операции исключительно к ней, значит умышленно ее упрощать. Тем более что за вроде бы покладистой риторикой Кишинёва скрывается желание интернационализировать этот вопрос, как будто его нельзя решить в двустороннем диалоге.
При этом вице-премьер Молдавии по реинтеграции Владислав Кульминский уже предлагает - проблема военных складов в Колбасне должна решаться под международным присмотром. Среди причин, заставивших Кишинёв снова поднять эту тему, называют нежелание Запада предоставить возможность России и Молдавии утилизировать боеприпасы согласно договорённостям на двустороннем уровне. Западным кураторам Кишинёва, судя по всему, хочется внедрить в процесс утилизации тему участия в нём наблюдателей от НАТО, ЕС, ОБСЕ, т.е. военного или дипломатического присутствия западных стран (1).
Нет нужды объяснять, что российские миротворцы в участии третьих сторон в утилизации боеприпасов не нуждаются. Ими накоплен достаточный опыт в обеспечении безопасности мест хранения боеприпасов, а обобщённый опыт ВС России по разминированию, полученный в Чечне, Сирии, Лаосе, Нагорном Карабахе позволяет всё сделать самостоятельно. Если бы были достигнуты двусторонние договоренности, эта проблема решилась без навязываемой «помощи».
Но именно негибкая позиция Кишинёва, прочно увязывающего проблему складов с присутствием российских "голубых касок", тормозит весь процесс. Санду хочет, чтобы эта проблема решалась без учёта мнения Приднестровья, что в современных условиях невозможно. Упрёки молдавского правительства в адрес Тирасполя в сепаратизме неуместны, потому что не Приднестровье отделилось от Молдавии, а Молдавия, ведомая политиками-радикалами, ринулась в объятия Румынии и в приказном порядке потащила туда приднестровцев. Ситуация в чем-то напоминает таковую на Донбассе, являясь ее историческим прообразом.
Приднестровье осталось там, где было - в лоне русско-православной цивилизации и внутри евразийского геополитического пространства. Не Приднестровье поменяло свою "геополитическую прописку", а Молдавия. Не Приднестровье - сепаратист, а Молдавия. На фоне откровенно прорумынской политики Санду Приднестровская Молдавская Республика остаётся не только последним «заповедником» кириллического варианта молдавского языка, но и в определенной мере гарантом сохранения суверенитета Молдавии для тех граждан, кто не согласен с превращением ее в Румынию. А таковых немало.
Молдавия настаивает на выводе российских "голубых касок", демонстрируя при этом далеко не миролюбивые планы. Так, Кишинёв участвует в т.н. Ассоциированном трио (Молдавия, Украина, Грузия), заявляет о стремлении в НАТО, пытается сотрудничать со странами т.н. Люблинского треугольника (Польша, Литва, Украина) и проекта Троеморья, участвует в инициативе Киева "Крымская платформа". А ведь ни один из этих проектов не является хотя бы нейтральным по отношению к России.
МИД ПМР при этом справедливо настаивает, что присутствие российского миротворческого контингента на Днестре является залогом продолжения цивилизованного и ненасильственного диалога Кишинёва и Тирасполя и исключает реваншистские настроения. Миссия сохранит актуальность до справедливого разрешения конфликта и исключения рецидива вооружённого противостояния (2). Тирасполь подчёркивает, что наиболее актуальными вопросами в повестке молдаво-приднестровских отношений являются вопросы социально-гуманитарного, а не военного характера. Намеренное игнорирование Кишинёвом гуманитарной проблематики свидетельствует об отсутствии у молдавских властей желания разрешения конфликта на цивилизованных взаимовыгодных условиях.
Оно и понятно, если вспомнить, что задача Санду как президента - содействовать максимально возможному сближению Молдавии и Румынии на условиях Румынии. Без полного контроля над Приднестровьем Молдавия не может рассчитывать на реализацию своих планов евроинтеграции и членства в НАТО. Без членства Молдавии в ЕС и НАТО Бухарест не может рассчитывать на реализацию проекта Великой Румынии. Иными словами, Приднестровье - это препятствие, от которого Бухаресту нужно избавиться.
Румыния стремится к установлению геополитического контроля над пространством от Балкан до Прута. Но в географическом треугольнике Чёрное море - Адриатика - Эгейское море содержится ключ к геополитическим процессам, которые могут оказать на румынское государство как стабилизирующий, так и дестабилизирующий эффект. Поддержка Бухарестом т.н. Ассоциированного трио Украина - Молдавия - Грузия обусловлена стремлением Бухареста обеспечить геополитическое доминирование на периферии того пространства, которое Бухарест считает зоной своих интересов.
Партнёрство с трио даёт Румынии опосредованный контроль над побережьем Чёрного моря, Карпатами (воплощение геополитической форумлы"горы и море" - munții și mare) и Кавказом. Последний играет в румынской геополитике второстепенную роль и служит не приоритетным, а вспомогательным направлением для содействия устремлениям Румынии на европейском фланге. Кавказ расположен практически напротив Румынии через Чёрное море, и Бухарест видит в нём тот условный «тыл», в котором Румыния нуждается для реализации проекта Великой Румынии.
Учитывая данные обстоятельства, вопрос сохранности и утилизации советских боеприпасов в Колбасне - это лишь верхушка проблемы. За ней скрываются более масштабные планы Бухареста по перекройке геополитического пространства Восточной Европы и увеличения своего веса при решении региональных вопросов. В контексте происходящего Москве, похоже, нет смысла рассматривать Кишинев как даже нейтрального регионального партнера, все его последние действия свидетельствуют о последовательной вовлеченности в антироссийский курс Румынии и Польши.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) Запад намерен контролировать ликвидацию российского военного арсена
2) https://novostipmr.com/ru/news/21-09-07/glava-mid-pmr-mirotvorcheskaya-operaciya-budet-aktualna-do
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs