20 июля, в очередную годовщину высадки турецких войск на Кипре (1974 г.) на параде в столице так называемой Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Лефкоше (турецкое название Никосии) прозвучали резонансные заявления.
Прибывший с визитом в ТРСК президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган констатировал факт существования на острове двух государств, а лидер турок-киприотов Эрсин Татар объявил, что часть района Вароша будет демилитаризована, и обратившиеся к турецко-кипрским властям наследники греческих собственников смогут вернуться к управлению своими домами и отелями (кстати, помимо киприотов, недвижимость здесь до сих пор юридически принадлежит гражданам еще двух десятков стран).
Напомним: Вароша — это прибрежный туристический квартал города Фамагуста (по-турецки Газимагуса), примыкающий к «зеленой линии», которая разделяет «турецкую» и греческую территории Кипра. После захвата города турецкие оккупационные власти изгнали отсюда греческое население, объявив квартал закрытой зоной.
В 1984 и 1992 годах Совбез ООН принял резолюции, в соответствие с которыми Вароша должна оставаться незаселенной вплоть до возвращения потомков греко-кипрских собственников, а квартал должен перейти под контроль миротворцев ООН. Но, несмотря на это он до сих пор находится под контролем турецких военных. Переговоры между греческой и турецкой общинами о воссоединении Кипра при посредничестве ООН были прерваны в 2017 году.
В 2020 году турецко-кипрские власти уже «приоткрыли» Варошу для туристов, вызвав протесты со стороны не только Никосии и Афин, но и ЕС. В МИД РФ тогда сочли, что «Односторонние действия, нарушающие ранее принятые резолюции Совета Безопасности ООН 414, 482, 550, 789 и 2483, создают дополнительные сложности для возобновления переговорного процесса по кипрской проблематике».[i]
Ни Анкара, ни Лефкоша к этим протестам тогда не прислушались.
Что же касается июльских заявлений Эрдогана и Татара, то они вызвали настоящую волну возмущения в Республике Кипр: Никосия по-прежнему надеется на объединение страны, а призыв обратиться к нелигитимным, по мнению греков-киприотов, властям за разрешением вступить в права наследства расценили здесь - как попытку добиться фактического признания ТРСК. Сергею Лаврову даже пришлось призвать своего кипрского коллегу воздержаться от «любых шагов, чреватых дестабилизацией обстановки и создающих дополнительные препятствия на пути поиска решения кипрской проблемы в известных международно-правовых рамках».[ii]
С осуждением попытки изменить статус Вароши выступили Совбез ООН, ЕС и министерства иностранных дел многих стран. Турция отвергла все обвинения по причине того, что они якобы «базируются на необоснованных претензиях и не соответствуют реалиям на острове»[iii].
Позиция России по этому вопросу сформулирована в ответном письме Владимира Путина в адрес президента Республики Кипр. Выдержки из документа обнародовало Правительственное бюро печати и информации Кипра. Заявив о недопустимости нарушений резолюций СБ ООН по Фамагусте, президент РФ подчеркнул: «Российская Федерация последовательно поддерживает решение кипрской проблемы в хорошо известных рамках международного права, которые установлены решениями Совета Безопасности и предусматривают решение с созданием двухзональной двухобщинной федерации», и Россия будет и дальше «способствовать созданию благоприятных внешних условий для достижения прогресса в урегулировании кипрского вопроса»[iv]. Анкара промолчала, а Лефкоша в очередной раз посетовала на то, что мировое сообщество не видит «реалий, сложившихся на острове».
В ряду событий «по теме» следует указать на интервью известного турецкого политолога Хасана Юнала изданию Lenta.ru, в котором он предложил план по привлечению России к решению кипрской проблемы - «с турецкой стороны». По мнению профессора, Москва могла бы «возглавить движение по признанию ТРСК», а взамен турецкие власти перестали бы называть Крым украинской территорией и турецкие авиакомпании начали бы летать на полуостров. Комментируя это предложение, Дмитрий Песков отметил: «российские регионы не были и никогда не будут предметом каких-либо сделок», а сам «уважаемый профессор из Турции» вряд ли олицетворяет официальную точку зрения Анкары[v]. И тем не менее, экстравагантное предложение турецкого политолога очень похоже на завуалированное предложение – власть предержащие в разных странах иногда транслируют свои месседжи внешнему миру посредством выступлений публичной интеллигенции.
В целом, совокупность последних событий являет собой определенную картину. Победа в Карабахе, нерешительность ЕС по отношению к часто рискованным действиям Турции и, судя по всему, неожиданно мягкий разговор с Джо Байденом окрылили турецкого лидера. С одной стороны, «раздавая» недвижимость в Вароше, с другой, - предлагая очень серьезному международному актору некий политический бартер турецкие власти в очередной раз пытаются легитимировать ТРСК в глазах мирового сообщества.
Россия заявила, что «меняться» не готова, а план ООН по созданию двухобщинной федерации для Турции, как стало понятно, неприемлем. Его реализация приведет к серьезным издержкам: потере «лица», военных баз на острове и надежды на добычу газа в Средиземном море. Выход из патовой ситуации может быть найден в юридическом оформлении фактического положения дел путем предоставления ТРСК статуса «заморской территории». Каким образом? – вопрос открытый. Это, скорее всего, поправит слабеющий рейтинг президента Эрдогана, позволив ему пойти на досрочные выборы, а Брюссель и Вашингтон, скорее всего, снова ограничатся символическими санкциями, ведь любой напор с Запада выдавливает Турцию на Восток. Хотя, фактический аншлюс территории государства - члена ЕС может вызвать и куда более серьезную реакцию. И Россия здесь Турции не будет подыгрывать. В любом случае Анкаре (и не только ей) следует помнить, что российские регионы не были и никогда не будут предметом каких-либо сделок.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs