ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Владимир Легойда: «День Крещения Руси – главный день рождения нашего народа»

10:42 28.07.2021 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

В.М. Васнецов. «Крещение Руси». 1895-1896. Источник: Диалог-нн.рф.

В Москве состоялась онлайн-конференция, приуроченная к Дню Крещения Руси и Дню памяти равноапостольного великого князя Владимира. Эта памятная дата отмечается ежегодно 28 июля. Она имеет огромное значение для истории нашей страны и её культурно-исторического развития. Об исторических и современных аспектах этой даты рассказали участники мероприятия - церковные деятели и известные религиоведы.

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук отметил, что установление праздника Дня крещения Руси – инициатива Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, одна из первых, которую он выдвинул, как только возглавил Русскую Православную Церковь. Этот шаг вызвал большой отклик в трёх славянских странах – России, Украине и Белоруссии. Везде этот праздник, по уже сложившейся традиции, широко отмечается как на государственном, так и на общественном уровне.

«Обычно к этой дате приурочивалось множество мероприятий, но в последние два года пандемия внесла свои коррективы. Уже в 2020 году празднование прошло в очень ограниченном масштабе. В нынешнем году всё будет зависеть от ситуации на местах. Но точно можно сказать, что дата будет отмечаться на всей канонической территории Русской Православной церкви», - подчеркнул И. Якимчук.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Русской Православной Церкви Владимир Легойда назвал День Крещения Руси «главным днём рождения», вехой, обозначившей духовно-цивилизационный вектор, который определил дальнейшее развитие государственности и культуры народов исторической Руси. «Отмечая этот праздник, мы говорим о своей верности определенным ценностным ориентирам. Известный историк и этнолог Лев Гумилёв в свое время сказал, что Крещение дало нашим предкам подлинную свободу выбора между добром и злом. В современном мире часто бросаются вызовы этому традиционному пониманию добра и зла. Сам факт широкого, и в том числе общественного празднования этой даты показывает, что мы остаемся верными тому выбору, который был сделан более тысячелетия тому назад, подчеркиваем свое каноническое единство, несмотря на все сложности политического характера, с которыми приходится сегодня сталкиваться», - отметил В. Легойда.

Участники круглого стола раскритиковали версию насильственной христианизации Руси. «Исторические источники говорят, что принятие христианства в его византийском варианте было свободным выбором. Трудно себе представить, что православную веру можно насильственно укоренить в сердцах народа, тем более что она стала приносить культурные и духовные плоды уже спустя несколько лет», - заметил И. Якимчук.

В.Легойда предположил, что версия о насильственном крещении Руси связана не столько с историей, сколько с политической конъюнктурой и ангажированностью её сторонников. «Конечно, фразу, которую, согласно некоторым источникам, произнёс князь Владимир – «кто не придёт креститься, тот не друг мне» - при желании тоже можно трактовать как угрозу. Но, если мы сравним принятие христианства на Руси с крещением некоторых западноевропейских стран и народов, то увидим, что в нашем случае был использован максимально мягкий вариант», - подчеркнул он.

Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Иоанн Воробьев дал более развернутые пояснения: «В летописных источниках сохранились свидетельства о восстании 989 года в Новгороде, которое было подавлено. Именно на этом факте основывают свою позицию сторонники версии «насильственного крещения». Правда, они не рассказывают, что это выступление имело политический подтекст, и его разгром стал исключением из общего правила. Чаще всего крещение происходило при восстании язычников, которые попросту убивали миссионеров. К тому же, если вспомнить, как примерно в те же годы крестил Западную и Центральную Европу Карл Великий и его наследники, у любого скептика отпадут вопросы – кто именно крестил огнём и мечом, а кто словом и убеждением».

Отец Иоанн Воробьев также подчеркнул, что христианизация на Руси не проходила и не могла пройти единовременно. «Этот процесс занял столетия. Но сами плоды крещения мы увидели уже в XI веке. Это и деятельность князя Ярослава Мудрого, и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, и почитание князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, погибших по вине своего брата Святополка, как покровителей Русской земли, и канонизация первой христианки равноапостольной княгини Ольги. Ничего из этого не было навязано. Это была именно воля людей. Поэтому заявления о том, что Русь именно «заставили» уверовать, не выдерживает ни малейшей критики», - заключил И.Воробьёв.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати