ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

12:01 19.07.2021 • А. Федоров, журналист-международник

The New York Times: Европа реализует амбициозный план по изменению климата, но на горизонте препятствия

Европа обнародовала план отказа от ископаемого топлива, создавая потенциальные торговые зоны.

Предложение предусматривает введение тарифов на некоторые импортные товары из стран с более жесткими экологическими правилами. Это также будет означать прекращение продаж в Европейском Союзе новых автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем всего через 14 лет.

БРЮССЕЛЬ. В тот момент, который может стать поворотным в глобальных усилиях по борьбе с изменением климата, Европа в среду бросила вызов остальному миру, изложив амбициозный план отказа от ископаемого топлива в течение следующих девяти лет, план, который также предусматривает возможность разжечь глобальные торговые споры.

Наиболее радикальное и, возможно, спорное предложение предусматривает введение пошлин на импорт из стран с менее строгими правилами защиты климата. Предложения также включают прекращение продажи новых автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем всего за 14 лет и повышение цен на использование ископаемого топлива.

«Наша текущая экономика на ископаемом топливе достигла своего предела», - заявила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции в Брюсселе.

Усилия, продвигаемые Европейской комиссией, бюрократическим аппаратом ЕС, делают предложение блока из 27 стран самым агрессивным и подробным планом в мире по достижению углеродно-нейтральной экономики к 2050 году, предлагая большие изменения в течение этого десятилетия. Чтобы усилить эту борьбу, Брюссель взял на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 55 процентов к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Переговоры по законодательному пакету будут внимательно изучаться далеко за пределами Европы, чтобы понять, могут ли и каким образом различные страны с демократически избранными лидерами из всех политических кругов переориентировать экономику с ископаемого топлива и обеспечить подушку безопасности для тех, кто больше всего пострадал.

Европейское предложение, которое, по словам некоторых активистов-экологов, пока недостаточно, поднимает планку для США и Китая. Президент Байден сказал, что он хочет, чтобы Соединенные Штаты были лидером в усилиях по борьбе с изменением климата.

Официальный представитель Белого дома заявил в среду днем, что он рассматривает предложения Европейской комиссии, и в целом приветствовал идею введения пограничного налога на выбросы углерода. В среду демократы Конгресса сделали предварительный шаг в сторону введения аналогичного налога, который они назвали «импортной пошлиной за загрязнение окружающей среды», также направленной на сокращение выбросов.

Соединенные Штаты пообещали сократить выбросы на 40–43 процента к 2030 году. Ученые заявили, что к тому времени миру необходимо сократить выбросы вдвое, что потребует от крупнейших в истории загрязнителей, а именно Соединенных Штатов и Европы, самых резких и быстрых сокращений.

Великобритания, которая будет принимать COP-26, международные переговоры по климату в Глазго в ноябре, пообещала сократить выбросы на 68 процентов. Китай, который в настоящее время является крупнейшим в мире источником выбросов углерода, заявил лишь о том, что он стремится к достижению пика выбросов к 2030 году и находится под давлением, чтобы поставить более амбициозную цель до переговоров в Глазго.

В среду китайские официальные лица объявили о запуске в конце этого месяца долгожданного национального углеродного рынка, который, когда он будет реализован, станет крупнейшим в мире. Согласно плану, компаниям будет выделяться фиксированная квота на выбросы углерода каждый год, которую они могут покупать и продавать в зависимости от своих потребностей.

Подробные предложения Европейского Союза знаменуют только начало трудных и изнурительных двухлетних переговоров между промышленниками, 27 странами и Европейским парламентом о том, как достичь 55-процентного сокращения.

Но поступившие до переговоров в Глазго, предложения представляют собой попытку Европейского Союза утвердить глобальное лидерство в том, что должно быть многосторонним усилием по сокращению глобальных выбросов в достаточной степени, чтобы предотвратить наихудшие последствия изменения климата.

«Пакет политики ЕС по стабилизации нашего климата на сегодняшний день является наиболее всеобъемлющим в своем роде», - сказал Оттмар Эденхофер, директор Потсдамского института исследований воздействия на климат в Германии. «Экстремальные погодные условия во всем мире ясно показывают, что решительные действия являются ключевым моментом, если мы хотим ограничить расходы и риски и обеспечить безопасное будущее для всех».

В основе европейской дорожной карты - повышение цен на углерод. Практически каждый сектор экономики должен будет заплатить определенную цену за выбросы, которые он производит, что скажется на таких вещах, как цемент, используемый в строительстве, и топливо, используемое круизными судами. Предлагаемые налоги на импорт товаров, произведенных за пределами Европейского Союза, в странах с менее строгой климатической политикой, потенциально могут вызвать споры во Всемирной торговой организации.

Есть геополитические последствия. Согласно данным, проанализированным Центром европейских реформ, предложение о трансграничном налоге на выбросы углерода может оказать наибольшее влияние на товары из России и Турции, в основном железо, сталь и алюминий. Согласно анализу, влияние на экспорт США в Европу будет намного меньше.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

План по сокращению выбросов коснется почти каждой отрасли, что будет иметь серьезные последствия для экономики.

Пограничный налог на выбросы углерода может не только встряхнуть мировую торговлю и вызвать споры по поводу протекционизма, но также может создать новые дипломатические линии разлома перед переговорами в Глазго.

Встреча - важный момент для крупных стран-загрязнителей, чтобы показать, что они будут делать, чтобы уменьшить выбросы парниковых газов, которые поставили мир на путь опасного потепления. Все внимание приковано к целям, установленным Соединенными Штатами и Китаем, на которые в настоящее время приходится наибольшая доля выбросов углерода.

Хотя Европейский Союз производит лишь около 8 процентов текущих глобальных выбросов углерода, его совокупные выбросы с начала индустриальной эпохи являются одними из самых высоких в мире. Но как огромный рынок, он также считает себя важной регулирующей силой для всего мира и надеется показать пример, изобрести новые технологии, которые он может продавать, и предоставить новые глобальные стандарты, которые могут привести к углеродно-нейтральной экономике.

«Европа была первым континентом, объявившим о своей климатической нейтральности к 2050 году, и теперь мы первые, кто положил на стол конкретную дорожную карту», ​​- сказала г-жа фон дер Лайен.

Некоторые аналитики заявили, что, хотя пограничный налог на выбросы углерода повлечет введение новых тарифов на импорт, эти предложения не достаточны, чтобы помочь развивающимся странам отказаться от ископаемого топлива в своей экономике.

Цель Европейского союза в 55 процентов, увеличенная законом в июне с 40 процентов, вызвала значительный отпор со стороны промышленности, лоббистских групп и некоторых стран-членов, особенно в бедных странах Центральной Европы, которые традиционно больше полагались на ископаемое топливо. Таким образом, Комиссия попыталась ввести постепенные индикаторы для промышленности, включая бесплатные углеродные кредиты на десятилетие и многие миллионы евро финансовой помощи.

Одним из ключевых предложений, объявленных в среду, является пересмотр европейского углеродного рынка, известный как Схема торговли выбросами, в соответствии с которой основные производители углерода, такие как сталелитейная, цементная и энергетическая промышленность, платят непосредственно за свои выбросы углерода.

Сотни страниц предложенных законов будут остро обсуждаться и неизбежно изменяться, прежде чем они станут обязательными для блока из 27 членов.

Есть опасения, что бедные будут платить несправедливую долю затрат на декарбонизацию и что это будет рассматриваться как элитный проект, что вызовет усиление политической реакции со стороны популистских партий и групп, таких как протесты «желтых жилетов» 2018 года по поводу повышения цен на бензин во Франции, в связи с изменением климата.

Это предупреждение было поддержано Паскалем Канфином, французским главой парламентского комитета по окружающей среде, который предупредил, что распространение углеродного рынка на отопление и топливо может спровоцировать протесты. «Мы испытали это во Франции», - сказал он. «Мы получили желтые жилеты».

Но предложения также включают Фонд социального климата, созданный за счет этих новых налогов, который может предоставить до 70 миллиардов евро (около 83 миллиардов долларов) правительствам, что бы помочь людям, которые больше всего пострадали.

Европейский Союз - «первая крупная экономика в мире, которая начала воплощать амбиции климатической нейтральности в реальные политические действия», - сказала Симоне Тальяпьетра из Брюссельского экономического аналитического центра. «Но если существует один принцип, которым должны руководствоваться переговоры в течение следующих двух лет, то это, безусловно, принцип климатической справедливости».

Г-н Тиммерманс сказал, что «Комиссия должна доказать, что это ведет к солидарности и справедливости в этом переходном процессе».

Он добавил: «Если мы сможем это доказать, я думаю, что сопротивление будет меньше. Если нам не удастся это доказать, я думаю, сопротивление будет огромным».

Источник: https://www.nytimes.com/2021/07/14/world/europe/climate-change-carbon-green-new-deal.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати