15 июля президент США Джозеф Байден принял в Вашингтоне канцлера ФРГ Ангелу Меркель. Глава правительства Германии стала первым европейским лидером, которого президент США пригласил в Белый дом.
В отличие от Трампа, администрация Байдена хорошо понимает, какие преимущества дает Америке наличие многочисленных союзников и партнеров. Новый президент сразу же заявил о намерении восстановить отношения с партнерами в Европе. Вашингтон делал выбор между немцами, французами и англичанами. Мог бы пригласить сразу и Меркель, и Макрона, как глав государств признанного европейского «тандема». Мог, наконец, прислать приглашение руководству ЕС.
Выбор пал на Германию, поскольку именно эта страна, в одно и то же время, является самым важным и одним из самых потенциально проблемных европейских партнеров США. С первых дней после объединения Германии, англо-саксы высказывают опасения по поводу ее потенциально негативного влияния на единство НАТО и даже шире – Запада в целом. Германия не раз демонстрировала, что является самостоятельным центром силы, с «собственной политической философией». ФРГ приняла на себя многочисленные самоограничения в стратегической сфере. Вместе с тем, и в Европе, и в Америке всегда сохранялся страх перед «геополитическими инстинктами» немцев.
Америка, как и многие в Европе, также пытается предугадать, какой внешней политики можно ожидать от потенциальных кандидатов на пост лидера ФРГ. «Германский вопрос» снова в европейской повестке. В годы правления Меркель Берлин неуклонно усиливал свое доминирование в экономике и финансовой сфере Евросоюза. На волне смятения и сомнений, которые внес в ряды Запада Трамп, Меркель подавала сигналы о претензиях на роль альтернативного лидера. Немцы и сейчас демонстрируют способность противостоять давлению Вашингтона в вопросах отношений с Москвой и Пекином. Не захотят ли те, кто неизбежно придет на смену Меркель, «вернуть своей стране всю полноту государственного суверенитета»?
Бывший министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль указывал, что «ни Великобритания, ни Франция не в состоянии оказать давление на Германию, когда речь идет о прокладывании курса для ЕС». Только Соединенные Штаты обладают необходимым для этого политическим и экономическим влиянием.[i] Развивая мысль Габриэля, антинемецкая риторика, взятая на вооружение Трампом, скорее всего, уже подтолкнула Берлин «дистанцироваться от трансатлантического альянса и сосредоточить своё внимание на ЕС».
«Если необходимо было исправить ущерб, нанесенный трансатлантическим отношениям предыдущим президентом, то выбор канцлера Германии … становится вполне символичным», указывает французская Le Figaro. Вашингтон уже сделал ряд «жестов примирения» в адрес немцев. Вместо заявленного Трампом сокращения, американцы направили в Германию дополнительный воинский контингент. В ходе недавнего визита в Берлин, американский госсекретарь Энтони Блинкен назвал Германию «лучшим другом» США. Байден даже пошел против мнения большинства конгрессменов и отложил новые санкции против России в связи со строительством газопровода «Северный поток - 2».[ii]
Однако сможет ли Байден переломить возобладавшую в Берлине линию на усиление глобальной роли ЕС? В том числе в вопросах безопасности и обороны? Европа мечется между желанием сохранить «особые» трансатлантические отношения и явным снижением лидерского потенциала Америки. «Перетягивание каната» между противостоящими политическим лагерями США сеют новые сомнения в стратегической дееспособности США. «Однополярный момент», обретенный Вашингтоном после окончания «холодной войны», воспринимается европейцами как «уходящая натура».
Наконец, при Трампе США очевидным образом демонстрировали желание подорвать единство Евросоюза. Каков подход Байдена? Нынешний глава Белого дома предложил европейцам воссоздать Запад «в политических контурах холодной войны». Можно предполагать, что Байден особенно рассчитывает привлечь таким образом именно Германию, где многие сейчас изо всех сил стараются забыть о «кошмаре Трампа». Вместе с тем, продвигаемая Байденом геополитическая формула «возвращения Америки» вместо ее безоговорочного «глобального лидерства», оставляет слишком большое пространство для интерпретаций. И для сомнений…
Во-первых, нынешний кризис на фоне пандемии показал несостоятельность ожиданий союзников относительно готовности и способности Вашингтона взять на себя роль лидера. Несмотря на все обещания Байдена «восстановить отношения», его реальная приверженность многостороннему сотрудничеству остается под вопросом. А «тень Трампа» по-прежнему витает в атмосфере отношений внутри Запада в свете предстоящих в США в 2024 году очередных президентских выборов.
Предыдущие четыре года в трансатлантических отношениях заставили и Германию, и Евросоюз в целом, начать глубокое переосмысление своего международного положения. Теперь Европа настойчиво ищет «страховку» на случай возвращения Америки к радикальному изоляционизму в будущем.
Во-вторых, Америка и Европа всё также расходятся во мнениях и относительно будущего НАТО. И «заводилой» по-прежнему выступает Германия. Как написал немецкий Der Spiegel, «НАТО - напоминание об этом кажется старомодным - является оборонительным союзом. Не альянсом, который должен продвигать "наши ценности" и наши экономические интересы во всем мире, при необходимости силой».[iii]
Как показали недавние переговоры Байдена с руководством стран-членов Евросоюза, «как прежде» по-американски означает желание вновь видеть европейцев в роли «подчиненных» США. Прим этом фокус внимания Вашингтона заметно перемещается в Азию, борьба с КНР поглощает всё больше ресурсов, в том числе дипломатических и военных. Европа же превращается в этом контексте в «периферийную зону» американского внимания. От Германии и ее партнеров по ЕС в Вашингтоне ожидают отказа от геополитических амбиций и самостоятельных решений во всех случаях, когда это необходимо Соединенным Штатам.
Наконец, идея Байдена о «долгосрочной идеологической битве», будь то с Китаем или с Россией, по мнению многих европейцев, совершенно не учитывает современных реалий. Так, не разделяют воинственности Байдена в отношении России два наиболее вероятных претендента на пост нового канцлера Германии. Ни новый лидер ведущей немецкой партии ХДС Армин Лашет. Ни кандидат от СДПГ Олаф Шольц. Более того, оба немецких политика критикуют Америку за желание развязать новую «холодную войну» и заставить ЕС отказаться от взаимовыгодных связей с Китаем. В этой связи, видный ветеран американской внешней политики Николас Бернс недавно выразил сомнения в сохранении тесных дипломатических и стратегических отношений между США и Европой.
Встреча Байдена и Меркель подтвердила, что двумя главными противоречиями в американо-немецких отношениях остаются Китай и Россия.
Именно с подачи Берлина Евросоюз недвусмысленно продемонстрировал свое скептическое отношение к «перезагрузке» отношений с Вашингтоном при Байдене, когда заключил масштабное инвестиционное соглашения с КНР. Тогда сделку с Китаем многие европейские наблюдатели называли не иначе как «триумф Меркель». Теперь, по данным британских СМИ, в ходе саммита G7 Меркель «вынудила» коллег по «семерке» смягчить формулировки финального коммюнике, касающиеся Китая».
На российском направлении, Вашингтон не оставляет попыток помешать проекту газопровода «Северный Поток – 2». Признав неизбежность его достройки к августу-сентябрю нынешнего года, Белый дом, по данным западных СМИ, рассчитывает достичь окончательного соглашения с Германией «до августа», когда должен будет отчитаться перед Конгрессом о ходе реализации санкций против газопровода.
По мнению The Economist, Берлин мог бы дать обещание об отключении поставок по «СП-2» в случае прекращения российского газового транзита через Украину. Или помочь Киеву в развитии иных источников бюджетных доходов, включая поставки «зеленой» энергии в ЕС. Наконец, Германия могла бы поддержать инвестициями проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры в ЦВЕ в рамках «Инициативы трех морей», что позволило бы США нарастить поставки в регион своего СПГ. Добавим, что, в последнем случае, Берлин попытается извлечь выгоду для себя даже в такой ситуации и взять под контроль инициативу, которую изначально воспринял как неприкрытую попытку стран ЦВЕ «сдержать» саму Германию.
Те же западные наблюдатели, которые не верят, что Берлин согласится увязать газопровод с другими вопросами немецко-американских отношений, предсказывают драматичное ужесточение позиции Джо Байдена в случае, если ФРГ не пойдет на уступки.
К слову, именно на китайском и российском направлениях Меркель потерпела наиболее чувствительные политические поражения в Европе в последнее время. Ратификацию инвестиционной сделки ЕС с КНР заблокировал Европарламент. А предложение Берлина и Парижа о возобновлении встреч на высшем уровне между Евросоюзом и Россией, было отвергнуто в ходе недавнего саммита ЕС.
С другой стороны, пример «СП - 2» показывает, что немцы способны противостоять даже давлению США - в тех случаях, когда речь идет об их жизненно важных интересах. В определенном смысле, немецким избирателям вскоре предстоит решать, в какой мере ФРГ готова и дальше ставить своё будущее в зависимость от интересов других стран. Если экономические позиции Германии окажутся подорваны, то под угрозой, в «лучшем» случае, окажется политическое наследие Ангелы Меркель, её «программа обеспечения европейского будущего страны и придания ЕС статуса весомого глобального игрока».
К настоящему моменту, похоже, сама история выводит Берлин на лидирующую роль в Европе. Фактически, «не оставляя немцам выбора». Еще до начала пандемии коронавируса, Ангела Меркель, несмотря на снижение рейтинга поддержки у себя дома, на уровне ЕС завоевала репутацию успешного «кризисного менеджера». Именно Берлин сумел обеспечить Сообществу минимально приемлемый уровень «сопротивляемости» в таких вопросах, как кризис вокруг Украины, «брекзит», а также усиливающееся давление со стороны США.
Тем не менее, пессимисты опасаются, что номинально экономические проблемы разбудят старые «геополитические инстинкты» и, рано или поздно, подтолкнут немцев к проведению более «эгоистичной» и «агрессивной» во всех смыслах этого слова политике. Так это, или нет – все потенциальные преемники Меркель обещают если не «ещё четыре года меркелизма», то выступают за «преемственность» ее курса. Но при этом Берлин будет вынужден переосмысливать те «политические рамки, в которых страна развивалась с середины прошлого века», а также срочно искать новые «гарантии общего европейского баланса»[iv].
Трамп демонстративно пытался использовать политическое и экономическое влияние США для обуздания всего Евросоюза и ограничения его конкурентоспособности. Байден, как принято считать, «действует тоньше». Но едва ли новая администрация Белого дома откажется от возможности использовать «дипломатический багаж», оставшийся после Трампа, «для наращивания, а не ослабления давления на Европу». При всем том, Белый дом совершит большую ошибку, если будет самонадеянно полагать, что партнеры и союзники США готовы безоговорочно поддержать проамериканскую позицию по любому стратегическому вопросу по сигналу из Вашингтона.
Нет сомнений, что президент США очень внимательно слушал все, что говорила ему госпожа Меркель. Однако думал он, при этом, о будущем, которое, в случае Германии, уже очень скоро будут определять другие люди.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs