ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина: отставка Авакова как индикатор изменений во внутренней и внешней политике

10:51 15.07.2021 • Денис Батурин, политолог

В начале месяца Верховная Рада Украины приняла в первом чтении закон об олигархах. В основном голосовала фракция партии «Слуга народа», что объяснимо – законопроект президентский. С помощью этого закона Владимир Зеленский выполняет установку Вашингтона на деолигархизацию.

13 июля стало известно, что министр внутренних дел Арсен Аваков написал заявление об отставке. Аваков был «героем» еще «оранжевой революции», а должность министра занимал с 2014 года, что является рекордом для украинской политики и не только постреволюционного периода. Поддержав Виктора Ющенко в далеком 2005 году, Аваков стал губернатором Харьковской области, где были сосредоточены его активы. По информации украинских СМИ Аваков свои доходы и активы скрывает[i], а связаны они с банковской деятельностью, недвижимостью, добычей, не всегда законной, полезных ископаемых. В списке самых богатых людей Украины Аваков занимал скромные 76 (2008 г.), и 118 место (2013 г.). Однако, учитывая, что украинские олигархи традиционно скрывают размеры своего состояния, можно с уверенностью предположить, что реальное состояние и активы Авакова гораздо больше задекларированных. За годы на министерской должности его политическое влияние выросло настолько, что уравняло и даже поставило его выше более состоятельных представителей украинской элиты.

Почему стоит обратить внимание на отставку украинского министра? Почему вспоминаем закон об олигархах? Украина так устроена, что отставка Авакова является неким индикатором внутриполитических процессов, влияние на которые оказывают внешние силы, а результаты и причины этого влияния касаются интересов нашей страны.

Начнем с внутриполитической ситуации. Как уже упоминалось – Аваков министр-долгожитель. Причин здесь множество. Это заслуги с «оранжевых» времен и значимая роль в войне на Донбассе. Затем он становится политическим игроком, самым мощным – с организованным силовым ресурсом в стране – МВД, который сочетает с контролем и влиянием, в том числе спонсорским, на некоторые незаконные вооруженные формирования националистов – «добробаты». При этом стоит отметить, что МВД на Украине исторически самая мощная, организованная и управляемая силовая структура, в отличие от СБУ, армии, не говоря уже о новосозданных под американские инструкции так называемые антикоррупционные ведомства.

Будучи министром, он не отошел от дел финансовых, таким образом, занимаясь политикой и находясь во взаимодействии с другими олигархами, в отношении которых принимается инициированный Вашингтоном закон с целью снижения их политического влияния га Украине. На этом фоне фиксировались особые отношения Авакова с олигархом Игорем Коломойским, который уже давно неугоден Вашингтону и к нему есть вопросы, например, у ФБР.

Одним из ключевых ресурсов Авакова был контроль улицы, то есть возможность влиять на протестную активность, контролировать ее. Аваков контролировал улицу с двух противоположных сторон: как министр внутренних дел, и как спонсор организаций националистов. Кстати, с уходом Авакова возникает вопрос – кто теперь будет контролировать улицу, а украинская власть после майданов улицы боится. Еще интересный вопрос – не намерен ли экс-министр сохранить контроль улицы за собой, хотя бы частично, по крайней мере, попробовать это сделать. Тем более что новому министру, кандидатура которого уже известна, сначала надо будет войти в должность, установить контроль над своим ведомством. Здесь могут возникнуть трудности. Если Аваков контролировал министерство практически единолично, то теперь, как любой другой институт власти на Украине, традиционно, оно может быть разорвано между группами влияния, олигархами. При этом Аваков может остаться одним из них.

Что будет дальше? За отставку Авакова Верховная Рада, скорее всего, проголосует – 15 или 16 июля. Политик он – амбициозный, при этом о должности премьер-министра и мечтает, и не отказался бы. Должность эта пока занята выдвиженцем олигарха Рината Ахметова, а значит нужно переформатирование элитных договоренностей, а это не так просто и нарушит сложившийся элитный же баланс. Заинтересованные в пересмотре договоренностей, конечно, есть, но есть и те, кто в этом не заинтересован. Переформатирование может быть достигнуто только путем выборов, внеочередных – парламента или даже президента. Станет ли Аваков причиной или инициатором таких процессов, тем более, несколько он значим, чтобы делать его конечным бенефициаром, выдвигая премьером, или кандидатом в президенты в пику Зеленскому? Такой сценарий исключать нельзя, на берегах Днепра подобное случалось и не раз. Однако, есть мощные ограничители для реализации такого сценария.

Ключевые ограничители политических интересов украинской элиты находятся за границей. Работают уже давно, о чем свидетельствует преследование украинских олигархов, начиная с Дмитрия Фирташа, и заканчивая, пока Игорем Коломойским. Делать президентом или премьером в этой ситуации олигарха Авакова? – не для того писался в Вашингтоне закон об олигархах.

Украинский эксперт Олег Пастернак так сформулировал причины отставки министра: «Госсекретарь Блинкен не зря недавно намекнул на потери экономики Украины из-за коррупции. Без перезагрузки силовых структур обещанная Зеленским "антикоррупционная весна" невозможна. Поэтому на повестке стоит отставка не только Авакова, но и ротация руководителя Минобороны, Минюста, генпрокурора. Похоже, стране действительно нужно готовиться к посадкам и громким антикоррупционным делам. (…) Аваков – альтернативный политически-силовой ресурс власти, который влиял на депутатов, губернаторов, суды. Зеленский стремится к выравниванию политической системы и ее «декланизации», что подразумевает ликвидацию этого центра влияния».[ii]

Таким образом, Украина готовится к большой антикоррупционной кампании, исполняя указание Вашингтона. В этой ситуации олигарх на посту силового министра не нужен.

Ключевым вопросом для внутриполитической ситуации станет такой – готов ли Аваков использовать ресурс контроля улицы в политической борьбе? Если да – то Украину, возможно, ждут досрочные выборы. Если нет, то Аваков вернется в свою вотчину, Харьков, где может избраться мэром, так как после умершего Геннадия Кернеса на этой должности уже сидит его человек. Это для него не предел мечтаний, тем более после должности могущественного министра, но - возможность остаться на виду и на государственной должности, не говоря уже о сохранении и наращивании активов в родном регионе.

Кроме вектора влияния по антикоррупционной повестке со стороны США стоит сказать о более значимых причинах отставки. Речь - о роли Авакова в войне на Донбассе и его позиции в отношении Минских соглашений. 2017 год: «Глава МВД выразил глубокие сомнения в том, что реализация Минских договорённостей может стать реальным механизмом для достижения мира и разрешения конфликта в Донбассе. Он отметил необходимость заключения «новых соглашений». Вот так – прямолинейно и откровенно. По словам Авакова, для обеспечения безопасности Киеву среди прочего необходимо установить полный контроль над украинско-российской границей совместно с миротворцами ООН, а также вернуть Донбасс под юрисдикцию украинских органов юстиции. Как? - можно предположить. Это «война до победного конца».

Министр в свое время даже заявил, что он не согласен со спецпредставителем США по Украине Куртом Волкером, который выступает за принятие закона об ограниченной амнистии. Аваков считает, что необходимо принять закон о коллаборационистах по аналогии с мерами, принятыми генералом Шарлем де Голлем во Франции после Второй мировой войны».[iii] Позиция Авакова с годами не поменялась, как и то, что он не отказался от спонсорства националистов. Для Зеленского это трудная ситуация, которая в очередной раз актуализировалась на встрече с германским канцлером Ангелой Меркель, которая высказалась о необходимости выполнений Минских соглашений. А с таким министром, как Аваков, с его уличным ресурсом в виде националистов – с выполнением Минских соглашений, даже в случае некоего движения в сторону выполнения, могут возникнуть несомненные трудности. 

Главной задачей Зеленского на встрече с Меркель было получение неких гарантий безопасности в связи с реализацией проекта «Северный поток – 2» после встречи канцлера Германии Ангелы Меркель и президента США Джо Байдена, которая должна состояться 15 июля.

Напомним, что отставка Авакова произошла после встречи Зеленского и Меркель, и до встречи Меркель - Байден. Можно с уверенностью предположить, что между этими тремя событиями есть связь. Для украинской политики отставка Авакова событие значимое. На мой взгляд, она может быть индикатором готовности Запада разговаривать о неких компромиссах по Украине, в частности – в отношении выполнения Минских соглашений. «Северный поток -2» по-прежнему раздражает Вашингтон, но Байден относится к нему более спокойно, чем его предшественник, намеривавшийся заменить газопровод караванами американских судов с сжиженным газом. Тем более, сейчас они плывут в азиатские страны – туда, где на него выше цена.

Таким образом, отставка Авакова может свидетельствовать и о намерениях Меркель перед уходом добиться продвижения Минских соглашений, прослыть миротворцем, запустить «Северный поток – 2», нужный наращивающей потребление газа экономике Германии. Без поддержки США в этих делах Берлину не обойтись, поэтому будем наблюдать, что об Украине скажут Меркель и Байден после встречи в четверг 15 июля.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати