Несмотря на заверения о приверженности курсу на дальнейшее расширение, руководство Европейского союза весьма скептически оценивает перспективы приема в свой состав новых государств-членов. Согласно имеющейся информации, в настоящее время в Брюсселе озабочены углублением противоречий в рамках уже существующей конфигурации ЕС и не горят желанием принимать в свои ряды страны, которые могут создать дополнительные проблемы для единства организации, - в первую очередь, на Балканах.
В балканских столицах также настроены весьма скептически относительно дальнейших перспектив евроинтеграции. Президент Сербии Александар Вучич на днях выразил принципиальное сомнение в том, что в ближайшее время Евросоюз будет расширяться за счет балканских государств. При этом он не склонен видеть в происходящем стремление отдельных стран-членов ЕС заблокировать прием своих геополитических «оппонентов», при котором Хорватия якобы блокирует заявку Сербии, а Болгария – Северной Македонии. По словам Александара Вучича, подобные заявления – это «сказки для маленьких детей». «У ЕС нет желания расширяться. Мы готовы сделать все, мы добились прогресса в верховенстве права, мы конструктивно вели переговоры с Приштиной… Добились ли мы этим чего-нибудь? Нет. ЕС политически пресыщен процессом расширения», – подчеркнул сербский президент. По его убеждению, проблема коррупции, которой ЕС мотивирует пробуксовку процесса евроинтеграции, также является лишь предлогом. Он привел в пример Северную Македонию, которая выполнила все требования, и даже изменила свое название, но это не приблизило ее к вступлению в Евросоюз: «Что же они не открыли никаких новых переговорных глав для македонцев?» Аналогичная ситуация складывается и с Сербией, в которой проделана «огромная работа» для евроинтеграции, но завершение этого процесса зависит не от Белграда, - напомнил Александар Вучич. [1]
«Политическое пресыщение» Европейского союза от собственного расширения, о котором весьма справедливо говорит президент Сербии, имеет под собой целый ряд причин как внутреннего, так и внешнего свойства. В том, что касается внутренних факторов, на первое место в настоящее время выходят существующие противоречия Брюсселя со столицами ряда государств Центральной и Восточной Европы – в первую очередь, с Будапештом, а также с Варшавой. Эти противоречия уже имеют многолетнюю историю, однако именно в последнее время серьезно обострились. В этих условиях принимать в свои ряды еще более непредсказуемые в политическом плане Сербию, Албанию или Северную Македонию многие в руководстве ЕС считают потенциально опасным.
Второй фактор, которого опасаются в Брюсселе – усилившиеся в последнее время на Балканах позиции России и Китая. Этому способствовала, в том числе, невнятная позиция Евросоюза (в отличие от усилий Москвы и Пекина) в плане оказания помощи государствам балканского региона в борьбе с пандемией COVID-19.
Третий фактор – предстоящие всеобщие выборы в Германии, от исхода которых напрямую зависит будущая конфигурация «единой Европы». Сегодняшний ЕС – в значительной мере проект уходящей на политический покой Ангелы Меркель, а также президента Франции Эммануэля Макрона (чьи позиции, как показали недавние региональные выборы, также стали весьма непрочными). А следовательно, руководство общеевропейских институтов предпочтет дождаться исхода борьбы за власть в двух государствах-«локомотивах» ЕС, прежде чем решать ключевые вопросы дальнейшего расширения организации.
В данной связи даже не питающее симпатий к России и Сербии американское издание The National Interest вынуждено признать, что «успех российской внешней политики в Сербии и на Балканах в целом стал результатом неразрешенного конфликта с Косово, в котором Белград зависит от права вето Москвы и Пекина в Совбезе ООН как барьера на пути официального признания бывшей провинции. Вторая причина - вакуум власти, который возник в результате несвоевременного ухода США с Балкан и последующей неспособности ЕС довести до конца расширение на регион». [2]
Не следует недооценивать и внешний фактор по отношению к ЕС – а именно, стремление новой администрации США наладить взаимоотношения с Европой. При предшественнике Джозефа Байдена Вашингтон делал ставку на достижение торгово-экономических сделок с балканскими столицами. Нынешний хозяин Белого дома от подобной практики отказался, однако новый формат в отношениях США-ЕС-Балканы пока не просматривается. И в этих условиях Евросоюз не будет бежать впереди американского паровоза. К тому же Джозеф Байден явно намерен стабилизировать отношения с Россией, не размениваясь на более мелкие темы. Как обоснованно пишет в этой связи французская газета Le Monde, «за полвека общественной жизни Джо Байден много времени посвятил международным вопросам. В этой области Москва всегда была для него главным предметом озабоченности с двумя постоянными константами: готовность к диалогу, несмотря на препятствия, и приоритет контроля над вооружениями над всеми остальными проблемами». [3]
Сложившаяся ситуация неопределенности в целом достаточно благоприятна для России. При этом Москве в сложившейся ситуации есть смысл максимально использовать имеющиеся возможности для дальнейшего укрепления собственных позиций на Балканах.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://newdaynews.ru/balkans/728543.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs