Черное море - традиционный «перекресток цивилизаций», на котором пересекаются православная, исламская и западная культуры. Черноморский регион является стратегически важной зоной благодаря географическому положению на границе Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока, богатой природными ресурсами и обладающей значительным экономическим потенциалом. Положение и растущая роль в сфере транзита энергоресурсов увеличивает геополитическую значимость данной области как связующего звена между Европой и Каспийским регионом, при этом способствуя росту проблем в сфере обеспечения безопасности.

Главным фактором торможения развития этого географического района выступает именно его потенциально высокая конфликтогенность. Густонаселенность черноморских территорий создает как дополнительные возможности для экономического роста, так и дополнительные сложности. Имеется и ряд проблем, связанных с экологией, пограничным контролем, незаконной миграцией. Область также является ареной борьбы за влияние между мощными акторами глобального и регионального уровней.

Совокупность указанных факторов обуславливает рост заинтересованности Европейского союза к региону Черного моря. Одной из ключевых сил в регионе является Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), объединяющая 12 стран Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС была создана с целью укрепления взаимодействия стран-участниц, поддержания мира и стабильности и интенсификации процветания региона. Российская Федерация является на сегодняшний день одним из наиболее значительных акторов на Черном море. Интересы России широко представлены как в экономической, так и геополитической сферах. Активная политика России на Черном море может, с одной стороны, послужить катализатором экономического развития региона, а с другой - способствовать налаживанию отношений Российской Федерации со странами Запада.

Этапы становления европейской политики в Черноморском регионе

На протяжении длительного времени Европейский союз не проводил последовательной политики в отношении района Черного моря. В 1990-х годах контакты с причерноморскими странами оставались в рамках отдельных региональных проектов, финансировавшихся Евросоюзом. Однако уже во второй половине 1990-х годов была признана необходимость более широкого вовлечения европейских государств в дела региона1. В ноябре 1997 года появилось Сообщение Еврокомиссии по региональному сотрудничеству с оценкой потенциала черноморских областей и возможностей взаимодействия ЕС со странами региона. В декабре того же года Европейский совет подчеркнул их важность для Европы, а в 1998 году Совет министров ЕС заявил о необходимости развивать маршруты экспорта каспийских энергоресурсов, в том числе для роста процветания черноморских областей. В 2000-х годах отношения преимущественно оставались в рамках двусторонних соглашений, а в 2004 году был дан старт «Бакинской инициативе» - региональному политическому диалогу, направленному на укрепление сотрудничества ЕС со странами Черноморско-Каспийского региона в энергетической и транспортной сферах. С 2004 года отношения развивались в рамках Европейской политики соседства.

Вступление Румынии и Болгарии в ЕС в 2007 году сделало неизбежной интенсификацию европейской политики в Черноморском регионе, прежде всего в сфере безопасности собственных границ. Возникла необходимость интегрировать черноморские страны в систему внешнеполитических приоритетов Евросоюза. После присоединения Румынии и Болгарии к ЕС Черное море было провозглашено «зоной европейской ответственности», и в 2007 году была принята программа «Черноморская синергия», предусматривающая расширение сотрудничества в сфере энергетики, транспорта и окружающей среды. «Черноморская синергия» является инициативой, направленной на укрепление региональной кооперации через конкретные проекты при как можно более эффективном использовании широкого спектра инструментов, имеющихся в распоряжении ЕС2. Эта программа определила общие направления деятельности ЕС в регионе, такие как демократия, права человека, безопасность и «замороженные конфликты», энергетика и транспорт, рыболовство и торговля3.

«Черноморская синергия» стала принципиально новой региональной инициативой ЕС, открытой для всех черноморских государств. В число государств - партнеров «Синергии» с 2010 года вошла и Россия. Задачей программы является развитие кооперации как между причерноморскими странами, так и между регионом и Евросоюзом. При этом «Синергия» не рассматривается ЕС как отдельная политика, а представляет собой дополнение к программам сотрудничества с Россией и другими странами региона4.

«Черноморская синергия» нацелена на развитие связей с существующими организациями, в частности с ОЧЭС. При рассмотрении проекта «Синергии» главным был именно ответ на вопрос о том, каковы будут ее взаимоотношения с этой организацией. Поощряя развитие отношений между странами, окружающими Черное море, «Синергия» предлагает форум для решения общих проблем5. Ее цель - интенсифицировать демократическое развитие и экономические реформы и содействовать разрешению конфликтов в регионе. «Синергия» предназначена для обеспечения большей согласованности в рамках осуществления совместных проектов по целому ряду направлений сотрудничества. Одним из итогов принятия программы стало получение Евросоюзом статуса наблюдателя в ОЧЭС.

Следующим этапом политики ЕС в районе Черного моря стал проект «Восточное партнерство» 2008 года. Он представляет собой развитие интеграционных связей Европейского союза с Белоруссией, Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией и Грузией и частично дублирует содержание «Черноморской синергии», что вызывает некоторую критику в самом Евросоюзе. Программа фактически стала некой демаркационной линией, определившей круг приоритетных партнеров для Евросоюза на всем постсоветском пространстве.

Изначально «Восточное партнерство» предполагало обсуждение и совместное осуществление проектов в энергетической сфере, торговле и общей безопасности. Партнерство предусматривает заключение соглашений об ассоциации нового типа, подразумевающих не только более тесное политическое сотрудничество, но и согласованность законодательства, а также внешнеполитическую корреляцию. Целью многостороннего взаимодействия в сферах демократии, экономики, энергетической безопасности, межличностных контактов является содействие большей интеграции государств, входящих в регион. Программа была утверждена в 2009 году, после временного охлаждения отношений ЕС и России в связи с грузино-абхазским конфликтом в августе 2008 года. Тогда же был принят энергетический проект «Южный коридор - Новый шелковый путь», предусматривающий увеличение поставок энергоресурсов в Европу через Турцию и Балканы. Ключевое различие между «Черноморской синергией» и «Восточным партнерством» заключается в том, что первая базируется на общерегиональном подходе, тогда как второе предусматривает развитие отношений со странами региона в индивидуальном порядке. Важно, что Россия не является участницей «Восточного партнерства» и фактически лишена возможности влиять на его реализацию.

Среди приоритетных направлений сотрудничества в рамках программы уже на начальном этапе ее существования были выделены экономическая интеграция, энергетическая стабильность, обеспечение стабильности и совершенствование системы управления, контакты между людьми6.

В декларации, принятой по итогам саммита «Восточного партнерства», прошедшего в ноябре 2017 года, было отдельно отмечено стремление участников содействию мирному урегулированию конфликтов в регионе. Кроме того, как приоритетные направления выделялись улучшение и повышение безопасности транспортных связей, соблюдение энергетической безопасности, повышение эффективности управления, борьба с дезинформацией и поддержка независимых СМИ7. Важным этапом стало заключение на саммите Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС8, которое стало подтверждением стремления Евросоюза к созданию надежной «буферной зоны» вокруг своих границ.

В октябре 2018 года состоялась встреча министров иностранных дел 28 стран-членов Европейского союза с представителями шести стран «Восточного партнерства» - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины, на которой рассматривались итоги принятой за год до этого программы «20 Deliverables for 2020»9, где верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности в комиссии Юнкера Федерика Могерини подчеркнула, что «Восточное партнерство» является ключевым элементом внешней политики Европейского союза10.

Следующий саммит «Восточного партнерства» состоялся в Брюсселе в мае 2019 года. Среди главных вопросов, рассматривавшихся участниками, выделяется тема взаимоотношений с Россией и вопрос о санкциях, а также проблема прекращения конфликтов в Восточной Европе и странах Кавказа. Линия на снижение конфронтации с Россией, очевидно, просматривается в данном контексте. Однако необходимо отметить, что «Восточное партнерство», скорее, является полем для противостояния Российской Федерации и Евросоюза. При этом представляется, что программа «Восточное партнерство» поспособствует развитию возможностей сотрудничества двух интеграционных объединений - ЕС и ЕАЭС.

Касательно отношения к «Восточному партнерству» в самом ЕС необходимо подчеркнуть, что программа, несмотря на десятилетнее существование, вызывает некоторые критические оценки, при этом руководители ЕС неизменно положительно отзываются о проекте, указывая на наличие результатов сотрудничества11.

Среди инициатив, выходящих за рамки указанных программ, выделяется финансовая поддержка Европейской комиссией ряда проектов, связанных с морской и прибрежной экологией Черного моря12. В 2009 году был разработан Стратегический план действий по охране окружающей среды и реабилитации Черного моря. Одновременно ЕС осуществлял в Черноморском регионе реализацию программы координации действий местных органов власти с привлечением организаций гражданского общества (Black Sea Basin Joint Operational Programme 2007-2013).

В январе 2011 года была принята резолюция Европарламента «Стратегия ЕС в отношении Черного моря», ставшая важным шагом, конкретизирующим программу «Черноморской синергии». Главной особенностью «Стратегии» стало требование предусмотреть в бюджете ЕС финансирование приоритетных региональных программ. Особое место в рамках этого документа отводилось проблемам безопасности в Черноморском регионе в свете конфликтов в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии. В целом «Стратегия» направлена на расширение влияния ЕС в регионе. Так, в 2011 году была подписана совместная декларация ЕС и Азербайджана по проекту «Южный газовый коридор» (газопровод «Набукко»). Инициатива была поддержана Турцией, Украиной, Молдавией и странами Южного Кавказа, однако в 2013 году было объявлено о закрытии проекта.

Сферы интересов ЕС в Черноморском регионе

На протяжении последних десятилетий Черноморский регион постепенно занимал все более и более важное место во внешней политике Европейского союза. Интересы ЕС в данной области разнообразны и сводятся к целому ряду направлений: экономика, транзит энергоресурсов, безопасность, экологические и климатические проблемы, вопросы рыболовного промысла, общественные и культурные инициативы.

Определяются следующие цели политики ЕС на Черном море:

- стимулирование демократических и экономических реформ;

- поддержка стабильности и содействие развитию региона;

- осуществление проектов в областях, представляющих общий интерес для стран региона и ЕС;

- реагирование на проблемы путем скоординированных действий;

- развитие благоприятного для решения конфликтов климата13.

Основными факторами повышенного внимания Евросоюза к Черному морю являются заинтересованность в экономической сфере и транспортировке энергоресурсов. Очевидно, что энергетические и транспортные потоки, проходящие через Черноморский регион, а также возможность доступа к широким рынкам сбыта - это ключевые факторы интереса ЕС к региону.

Основой в реализации стратегии по диверсификации импорта энергоресурсов для Евросоюза в Черноморском регионе является «Южный газовый коридор». Главное внимание в данном контексте уделяется сотрудничеству с Азербайджаном14. Еще в 2006 году был подписан Меморандум об энергетическом партнерстве ЕС и Азербайджана, призванный обеспечить безопасность европейских рынков за счет каспийской нефти. Как отмечается в докладе Нидерландского института международных отношений, посвященном сфере энергетики, то там «ЕС должен стимулировать и поддерживать интеграцию стран-партнеров в европейский рынок энергоресурсов. Энергетическая безопасность ЕС и партнеров может обеспечиваться созданием общего рынка под управлением европейских принципов. Больший рынок будет нуждаться в прозрачности и энергетической эффективности со стороны всех стран. ЕС будет необходимо прикладывать значительные усилия к стимулированию реформ в энергетическом секторе стран «Восточного партнерства»15.

Постепенная политическая ассоциация стран региона с Евросоюзом, которая предусматривается программой «Восточное партнерство», осуществляется в том числе и через проекты в сфере безопасности. Визовая политика ЕС демонстрирует стремление к укреплению отношений с этими странами для дальнейшего развития экономического и политического сотрудничества.

Нельзя оставить без внимания и вложения значительных средств в различные европейские проекты, которые реализуются в причерноморских государствах. На это направление политики Евросоюза оказывают влияние отношения с Россией, трансатлантические отношения и внутренняя ситуация в ЕС. Отношения с Россией серьезно влияют как на политику безопасности Евросоюза в целом, так и на политику непосредственно в районе Черного моря, поскольку Российская Федерация является ключевой силой в регионе и любые шаги в данном направлении не могут осуществляться за рамками двустороннего сотрудничества.

Важным моментом трансатлантического аспекта черноморской политики ЕС выступает различная направленность интересов Евросоюза и США: для последних Черное море не является одной из приоритетных областей и представляет интерес лишь в качестве «связующего звена» между Европой и Ближним Востоком. Среди внутриевропейских факторов следует выделить экономические интересы и процесс расширения ЕС на Восток, что делает Евросоюз непосредственным региональным актором на Черном море.

Черноморский регион с момента окончания холодной войны активно включается в развитие геополитических процессов на континенте, однако ряд острых территориально-этнических, экономических вопросов и вопросов безопасности остается не разрешенным до настоящего времени. Несмотря на высокую заинтересованность в интенсификации политики на Черном море, Европейский союз традиционно ограничивал свое присутствие в этой географической области, стремясь сохранить существующий баланс сил. Это было связано с нежеланием вступать в конфронтацию с непосредственными интересами России.

В последние годы интерес Евросоюза к черноморским территориям особенно возрос: в связи с присоединением Болгарии и Румынии в 2007 году. ЕС приобрел прямой выход к Черному морю. Кроме того, повышается роль Причерноморья и Южного Кавказа как транзитных путей транспортировки энергоресурсов. В связи с этими изменениями интенсифицировались контакты ЕС с ОЧЭС. Это взаимодействие способно сыграть значительную роль в развитии черноморских экономических проектов, но в отношениях наблюдается расхождение по приоритетам сотрудничества и характеру взаимоотношений субъектов.

В рамках политики Евросоюза в регионе осуществляется пространственное планирование морского законодательства - процесс, предусматривающий рациональное использование морских пространств и устанавливающий рамки соответствующего трансграничного сотрудничества. В своей речи еврокомиссар К.Велья от 24 марта 2015 года подчеркнул, что ЕС стремится стать участником Бухарестской конвенции 1992 года о защите Черного моря от загрязнения16. Помимо этого, отмечаются инициативы Европейского союза по созданию единой общедоступной цифровой базы картографии европейского морского дна. Интересы ЕС на Черном море сохраняются в области рыболовства, туризма, защиты окружающей среды. Для реализации проектов в данных сферах предлагается распространять на Черноморский регион идеологические аспекты европейского процесса интеграции, оставаясь, однако, в формате национальных государств.

В июне 2015 года еврокомиссар Тибор Наврачич сделал заявление о том, что у ЕС есть интересы и обязанности на Черном море и Евросоюзу необходима всеобъемлющая стратегия по Черноморскому региону17. Важное значение в данном контексте имеет вопрос о возможной либерализации визового режима государств региона с Евросоюзом. Более широкое присутствие ЕС на территориях около Черного моря может стать оплотом защиты от угроз, исходящих из нестабильных областей Ближнего Востока. Ключевыми факторами политики Евросоюза остаются экономические интересы и расширение доступа к энергоресурсам.

Следует отметить, что «мягкой силе» в стратегии относительно Черноморского региона уделяется все более широкое внимание: «Европейская комиссия поддерживает исследования больше, чем десятки научно-исследовательских институтов и общественных организаций по созданию единой цифровой карты Черного моря. Осуществляется финансирование различных программ, предусматривающих содействие экономическому и социальному развитию в приграничных областях, решению региональных проблем различных уровней, сотрудничеству локального характера». Запущена специальная программа «Черноморский горизонт», объединяющая ресурсы всех черноморских государств для проектов в области науки, технологии и инноваций18.

Безопасность в Черноморском регионе, несомненно, является одной из основных задач для Евросоюза, поскольку его границы вышли непосредственно к берегам Черного моря. Однако в настоящее время ЕС все еще не уделяет этой проблеме столь широкого внимания, как вопросам экономического характера и транзита энергоресурсов. Тем не менее в долгосрочной перспективе именно укрепление позиций ЕС с экономической точки зрения способно положительно влиять как на решение вопросов безопасности внешних границ Европейского союза, так и на общее снижение конфликтогенности Черноморского региона.

ЕС и Организация черноморского экономического сотрудничества

Так как ОЧЭС объединяет значительное количество государств, не только географически включенных в Черноморский регион, но и экономически заинтересованных в нем, Евросоюз рассматривает данную организацию как платформу для осуществления собственной черноморской политики. При этом необходимо отметить, что Черноморское экономическое сотрудничество традиционно осуществляется в условиях ограниченных финансовых возможностей стран-участниц и нуждается в дополнительных вложениях, а инвестиции и стратегическое сотрудничество со стороны Евросоюза способны повысить эффективность организации.

В связи с этим инвестиционные проекты Европейского союза представляются особенно привлекательными, все же не следует забывать, что этот инструмент «мягкой силы» способен стать жестким орудием диктата интересов ЕС в регионе. Изначально потенциал ОЧЭС как форума для обсуждения общих интересов и укрепления доверия выступал именно инструментом реализации европейской политики «мягкой силы», способной быстро разрешить существующие в регионе проблемы, но со временем его функциональная эффективность в данном направлении не подтвердилась, и в дальнейшем следует с осторожностью относиться к подобным европейским инициативам.

«В причерноморских странах предполагали, что сотрудничество с ЕС могло бы реализоваться в ряде отраслей, которые рассматривали как приоритетные в ОЧЭС и также были в фокусе внимания ЕС. К ним относились развитие инфраструктуры, торговля и создание благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций, устойчивое развитие и охрана окружающей среды, в том числе ядерная безопасность, наука и техника, борьба с терроризмом и различными формами организованной преступности»19.

Очевидно, что именно интересы Евросоюза на Черном море могут дать толчок развитию сотрудничества в рамках организации. При этом следует опасаться чрезмерного усиления влияния ЕС в регионе за счет вытеснения других глобальных акторов, в первую очередь - России.

ОЧЭС представляет собой платформу для возможности широкого сотрудничества России со своими ближайшими соседями. В рамках ОЧЭС в ближайшем будущем могут быть созданы эффективно действующие механизмы экономического развития Черноморского региона и с привлечением европейских инвестиций, и оставаясь в формате стран - участниц организации. Для России более перспективным представляется второй вариант, при котором ее роль и влияние в регионе значительно возрастают. Ключевым моментом является необходимость использования уже существующих транзитных путей транспортировки энергоресурсов через регион в Европу и сохраняющаяся возможность сотрудничества с Балканскими странами в области строительства новых трубопроводов.

Политика ЕС в Черноморском регионе и Российская Федерация

После событий 2014 года на Украине позиция ЕС по Черному морю претерпела изменения. 11 июня 2015 года на сессии Европарламента была принята резолюция по стратегической военной ситуации в Черноморском регионе в связи с воссоединением Крыма с Российской Федерацией, фактически направленная на критику внешней политики России20. В этом документе речь шла о необходимости пересмотра внешней политики и политики безопасности стран - членов ЕС в связи с действиями России, а сама Российская Федерация лишалась статуса «стратегического партнера». В указанном документе отмечалось, что «присоединение» Крыма к России, которое, по мнению ЕП, носит незаконный характер, внесло глубокие изменения «в стратегическую ситуацию» в бассейне Черного моря и прилегающих к нему областях. В резолюции заявлено о полной поддержке Европарламентом суверенитета и территориальной целостности Украины. Проект резолюции, принятый еще в мае 2015 года, содержал заявление о необходимости сотрудничества ЕС с США и НАТО в обеспечении безопасности в черноморских областях (общее морское и воздушное превосходство в бассейне Черного моря) и затрагивал вопрос о продлении санкций против Российской Федерации21.

Инициативы Европейского союза в отношении Черноморского региона в настоящее время напрямую затрагивают интересы Российской Федерации. Если раньше Россия считалась «стратегическим партнером», то сейчас, в свете общего охлаждения отношений и сокращения сотрудничества, действия ЕС могут вступать в более серьезные противоречия с региональным присутствием России. Стремление Евросоюза консолидировать интересы стран региона можно рассматривать как направленную против сохранения лидирующих позиций России спланированную стратегию. Ведущая роль в данном контексте отводится Болгарии и Румынии. Важным моментом является значение Причерноморья в качестве оплота борьбы с угрозами, исходящими с Ближнего Востока. В свете этих тенденций представляется необходимой выработка Российской Федерацией собственной широкой стратегии в отношении Черного моря с привлечением партнеров из числа государств, географически и экономически включенных в регион.

 

Возрастающий на протяжении десятилетий интерес Европейского союза к Черноморскому региону и развитие ряда программ по сотрудничеству со странами, географически относящимися к нему, обусловлен в первую очередь важностью региона как ключевого элемента энергетических и транспортных потоков. Именно Черноморский регион является областью добычи и транспортировки углеводородов для обеспечения энергетической безопасности ЕС. Получение прямого выхода к Черному морю после присоединения Болгарии и Румынии к ЕС стало дополнительным стимулом для интенсификации европейской политики в данном направлении. Важную роль в этом контексте для ЕС по-прежнему играют отношения с Российской Федерацией как ключевым игроком на данном геополитическом поле.

 

 

1Гриневецкий С.Р., Жильцов С.С, Зонн И.С. Геополитическое казино Причерноморья. М.: Восток - Запад, 2009. С. 286.

2Black Sea Synergy / European Union External Action // URL: http://eeas.europa.eu/blacksea/index_en.htm

3Жильцов С.С. ЕС расширяет Черноморские инициативы / Независимая газета // URL: http://www.ng.ru/courier/2011-06-27/9_es.html

4Черное море / Представительство Европейского союза в России // URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/fields_cooperation/regional_issues/black_sea_synergy/index_ru.htm

5Black Sea Synergy…

6Борко Ю.А. Восточное партнерство: проект, реальность, будущее. М., ИЕ РАН. 2018. С. 14.

7Шишелина Л.Н. Программа «Восточное партнерство» накануне десятилетия // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №6. С. 14.

8Айвазян А.С. Новое измерение Европейской политики соседства (на примере соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве ЕС и Армении // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №1. С. 124-128.

9Eastern Partnership - 20 Deliverables for 2020 Focusing on key priorities and tangible results / European Union External Action // URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/eap_20_deliverables_for_2020.pdf

10The EU and the EaP countries review the progress achieved under the 20 Deliverables for 2020 / European Union External Action // URL: https://eeas.europa.eu/diplomatic-network/eastern-partnership/52216/eu-and-eap-countries-review-progress-achieved-under-20-deliverables-2020_en

11Забелин С.А. Концепции и политика Европейского союза: причерноморское измерение / Большое причерноморье: на перекрестках сотрудничества и конфликтов. Доклады Института Европы РАН. М., 2018. С. 64.

12The Black Sea / The Bucharest Convention on the Protection of the Black Sea against Pollution adopted in 1992 / European Comission // URL: http://ec.europa.eu/environment/marine/international-cooperation/regional-sea-conventions/bucharest/index_en.htm

13Черное море / Представительство…

14Айвазян Д.С. Южный газовый коридор как инструмент диверсификации импорта газа в Европейский союз // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №2. С. 128-134.

15The Eastern Partnership: Towards a New Era of Cooperation between the EU and its Eastern Neighbours? / Clingendael // URL: http://www.clingendael.nl/sites/default/files/20091200_cesp_paper_rood.pdf P. 22.

16Speech by Commissioner Vella at the 2nd Black Sea Stakeholders conference on blue economy / European Commission // URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-15-4657_en.htm

17Наврачич: ЕК за всеобъемлющую стратегию ЕС по Черноморскому региону / РИА // URL: http://ria.ru/world/20150610/1069297320.html

18Sea basin strategy: Black Sea / European Commission // URL: http://ec.europa.eu/maritimeaffairs/policy/sea_basins/black_sea/index_en.htm

19Гончаренко С.Н. Черноморское экономическое сотрудничество: первые 25 лет. Монография. М.: ИЕ РАН, 2018. С. 60.

20Russia is no longer a strategic partner of the EU, say MEPs / European Parliament // URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=IM-PRESS&reference=20150604IPR62878&language=EN

21Russia has transformed Black Sea military landscape, say foreign affairs MEPs European Parliament // URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=IM-PRESS&reference=20150504IPR49639&language=EN