ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Неизвестный Катар в Российском этнографическом музее

12:55 17.06.2021 • Елена Рубинова,

Фото: https://vk.com/ethnomuseum

Выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» открылась 5 июня в Российском этнографическом музее, расположенном в самом центре Санкт-Петербурга на знаменитой площади Искусств. Один из старейших этнографических музеев страны стал этим летом главной площадкой для международного культурного диалога, а выставка — центральным, но далеко не единственным событием обширной культурной программы Государства Катар, страны-гостя на XXIV Петербургском международном экономическом форуме.

 

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге

Однако именно экспозиция в Мраморном зале этнографического музея, посвященная историко-культурному наследию, имеет особое значение для Катара — страны с уникальным географическим положением, на пересечении исторических торговых путей между Западом и Востоком.

Известно, что катарские программы в мире никогда не забывают о собственном историческом наследии и традициях: в этой арабской стране убеждены, что наследие — это не только дух прошлого, но настоящее и даже будущее, и потому так бережно относятся к своему культурному достоянию.

Общий вид экспозиции в Мраморном зале музея

Активный культурный диалог Катара и России начался еще в 2018 году с ярких и масштабных мероприятий, состоявшихся в рамках перекрестного Года культуры Катара в РФ. Проведение Года культуры в РФ заложило крепкий фундамент для культурных, туристических и экономических связей между двумя государствами, а нынешняя культурная программа на ПМЭФ — кульминация новой фазы двусторонних отношений.

Команда организаторов на торжественном открытии выставки

«Созданная группой международных специалистов выставка раскрывает многогранность культуры Катара. Она открывает очень многие стороны жизни катарского общества. Показывает, насколько актуальны и важны традиции сегодня. Без них нельзя построить современное общество», — сказала в своем выступлении на открытии директор Российского этнографического музея Юлия Купина.

В выставке участвуют около 200 предметов из коллекции Национального музея Катара, частной коллекции Музея шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани и Арабского музея современного искусства (Матхаф). Хронология экспонатов охватывает XVII–XX вв., создавая объемное представление о разных периодах катарской истории и культуры. Приветствуя собравшихся, директор комплекса музеев шейха Фейсала бин Кассима Aль Тани Клаудио Кравера пояснил, что главная цель выставки — познакомить российскую публику с катарской культурой. И добавил, что «все произведения, представленные в экспозиции, наглядно показывают ту связующую нить культур, которая соединяет далекие друг от друга общества в разных странах и частях света — в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Южной Азии».

Торжественное открытие выставки

Музей шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани — не что иное, как собранный лично шейхом современный вариант Кунсткамеры («Кабинета редкостей»), эклектичный тип коллекции. «Моя коллекция начиналась как небольшое частное собрание и хранилась у меня в доме, но когда она начала расширяться, ею заинтересовались как профессионалы — ученые, университетские профессора, — так и дипломаты, другие выдающиеся личности. Мне захотелось поделиться своим увлечением и страстью к коллекционированию через музей, в котором архитектурный дизайн отражает национальные особенности Катара, и представить артефакты так, чтобы они отражали мое видение», — рассказал шейх Фейсал в интервью Сultural Creative Agency накануне открытия выставки в России.

Фрагмент экспозиции

В основе кураторской концепции — стремление показать самобытность катарской культуры, уходящей вглубь веков, и ее место в мире. По экспонатам, которые формируют увлекательные сюжеты, можно читать историю Катара. «Именно через культуру Катар видит свою принадлежность мировой цивилизации, что уже давно доказано во многих областях человеческих знаний», — говорит куратор музея шейха Фейсала Валид Аль Дулайми.

Катар — страна с эстетически тонкой культурой, и этнографическая экспозиция в Санкт-Петербурге, колыбели отечественного востоковедения, обещает быть настоящим открытием и для профессионалов, и для ценителей изысканного стиля и недемонстративных ценностей.

На выставке — около 200 артефактов из трех катарских музеев

В экспозиции представлены предметы самых разных размеров с временным охватом в сто и более лет: от замысловато украшенной стеклянной лампы до ларцов, декорированных слоновой костью, или драгоценных камней и ювелирных изделий, никогда ранее не выставлявшихся за пределами Катара. Экспонаты выставки — много больше, чем просто коллекция каталогизированных объектов. Артефакты сгруппированы по темам таким образом, чтобы посетители могли ознакомиться с широким диапазоном основных видов материального и нематериального наследия: ювелирное искусство, лодки, ковры и покрывала, домашняя утварь, одежда.

Пространство в самом центре экспозиции представляет собой жилое помещение в форме куба, где посетителям предлагают погрузиться в созерцательную атмосферу традиционного арабского меджлиса, хотя там присутствуют и развлекательные моменты.

Дизайн экспозиции отражает концепцию выставки

Меджлис — неотъемлемая часть катарского дома, часто выполняющая функцию гостиной, где собираются хозяева и их гости, которым подают угощение — кофе и финики. Меджлис выражает «групповой дух» катарской семьи и общины, проявляющийся в щедрости и неизменном гостеприимстве. В экспозиции об этом красноречиво говорит арабская посуда, которая отражает национальный колорит и имеет собственные названия: кофейник далла и керамические или стеклянные чашечки финджан. Эти предметы являются обязательными атрибутами в доме, создавая атмосферу удовольствия и комфорта.

Почти весь второй этаж экспозиции в Мраморном зале занимают ковры ручной работы, причем не только из Катара, но и из других стран региона. Ковры и покрывала всегда являются частью обстановки катарского дома, независимо от социального положения.

Экспозиция ковров на втором этаже Мраморного зала

В домах зажиточных людей в Катаре не редкостью были ковры, сделанные в Турции или в Иране, но для подушечек, ковровых дорожек, подстилок и шатров использовалась традиционная техника ковроткачества — саду. Когда-то она была распространена на всем Аравийском полуострове.

Образцы ковроткачества из разных стран региона

Представленные в экспозиции образцы холодного оружия — ножи, кинжалы, сабли, винтовки, — так же, как и верблюжьи и конские седла, демонстрируют опасности и испытания жизни в пустыне.

Оружие на Востоке всегда имело не только утилитарный характер, являясь показателем социального статуса. Художественное оформление многих экспонатов свидетельствует о высоком мастерстве оружейников: в декоре использовались гравировка, насечка золотом, чернь, филигрань, а также инкрустация камнями, костью, перламутром, кораллами, черепаховым панцирем.

В разделе выставки, посвященной жизни в пустыне, есть и приспособления для соколиной охоты, свидетельствующие о том, насколько ценилась эта хищная птица, так как добыча имела решающее значение для выживания. Сегодня соколиная охота стала для катарцев и туристов дорогостоящим хобби и видом спорта, а хищных птиц, которых раньше ловили и приручали, теперь взращивают на фермах.

Одна из витрин с экспонатами холодного оружия

Не менее зрелищной частью экспозиции является раздел, рассказывающий о традиционных промыслах, связанных с морем. Там представлены модели лодок, инструменты для добычи и обработки жемчуга, специальный камень для погружения в воду, нож для раскрытия раковин. Сохранились приборы XIX века, показывающие, как производили оценку жемчужин в Катаре, как их измеряли и сортировали с помощью металлических ситечек и рычажных весов. Некоторые вещи и сегодня удивляют материалом изготовления, например, зажим для носа ныряльщика сделан в XIX веке из рога барана.

Модели традиционных лодок

Среди артефактов есть и архивные фотографии, рассказывающие о жизни в Катаре до открытия месторождений нефти в 1930-е годы.

Катар, XX век. Из коллекции Музея шейха Фейсала

С давних пор ювелирные изделия в Катаре были знаком экономического и социального статуса их владельца, символизируя одновременно красоту и власть. Именно в украшениях находит свое выражение восточная тенденция к изобилию в декоре. Ювелирное искусство на Аравийском полуострове насчитывает не одну тысячу лет и славится изысканным сочетанием различных металлов с жемчугом, перламутром и драгоценными камнями. В этом разделе экспозиции представлены традиционные ювелирные изделия, изготовленные в период с конца XIX до середины XX века.

Ювелирное искусство славится сочетанием металлов с жемчугом, перламутром и драгоценными камнями

К знаменательному событию приурочена насыщенная лекционная программа с участием ведущих российских экспертов, выпущен каталог на русском и английском языках.

Выставка продлится до 22 августа.

 

Фото предоставлены пресс-службой Сultural Creative Agency, Российским этнографическим музеем и музеем шейха Фейсала.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати