ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Приведут ли выборы к политической перезагрузке в Армении?

09:22 14.06.2021 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

Специфика партийной системы Армении

Предвыборная гонка в Армении выходит на финишную прямую. В конце мая Центральный избирком Армении зарегистрировал 26 политических сил (22 партии и 4 блока), которые с 7 июня включились в агитационную кампанию к предстоящим 20 июня внеочередным парламентским выборам.

Партийная система Армении, согласно данным Министерства юстиции РА, насчитывает около ста партий. Специфика законодательства РА такова, что новую партию довольно легко зарегистрировать под выборы, что и было сделано в последние месяцы. Большинство из них неактивны и малоизвестны армянскому обществу.

Почти за 30 лет истории современной Армении (постсоветской республики) партийная система не сложилась в традиционном понимании. Партии, в основной массе, ассоциируются с конкретными политиками, а не с идеологией или программами (за исключением националистической партии Армянский революционный фронт «Дашнакцутюн» (АРФД), Республиканской партии Армении (РПА) и Коммунистической партии, которая на этот раз приняла решение не участвовать в выборах).

Установленный законом 5%-ный барьер для прохождения партий в парламент слабо стимулирует объединительные процессы в партийном строительстве. При формировании многих партий выдвигаются не проблемы национальной повестки дня, а узкопартийные, зачастую групповые интересы, амбиции лидеров партий и движений, что распыляет голоса электората.

Своеобразность предстоящих внеочередных выборов и ее фавориты

Между тем, четверть всех партий решилась пойти на внеочередные выборы, что стало рекордом в постсоветской Армении. Уникальность плебисцита состоит еще и в том, что на «суд» армянской общественности предстанут все руководители страны: действующий (Н.Пашинян) и бывшие (Л.Тер-Петросян, Р.Кочарян и С.Саргсян). Дело в том, что парламентские выборы – единственные общенациональные выборы в Армении, и только на них партии имеют возможность проверить, насколько они приемлемы для общества. Однако реально на преодоление избирательного порога (согласно принятому в мае закону порог для партий - 5%, для блоков партий - 7%, в парламенте нового созыва не может быть меньше 4 партий), по мнению экспертов, могут претендовать лишь 5, может быть, 6 политических сил.

К ним относятся представители нынешней власти во главе с Н.Пашиняном, которые идут на этот раз не блоком, а своей партией – «Гражданский договор» (ПГД); парламентские партии «Процветающая Армения» (ППА) местного олигарха Г.Царукяна и «Светлая Армения» (ПСА) Э.Марукяна. Также недавно были созданы альянсы из внепарламентских политических сил: блок «Айстан»(«Армения») во главе с экс-президентом Р.Кочаряном (АРФД и партия «Возрождающаяся Армения»), а также блок «Честь имею» во главе с экс-руководителем СНБ А.Ванецяном (в блок входят обладающая многолетним управленческим опытом РПА под руководством третьего Президента РА С.Саргсяна и партия «Родина», учрежденная недавно самим А.Ванецяном)[1].

Некоторые эксперты называют еще Армянский национальный конгресс (АНК) первого президента постсоветской Армении Л. Тер-Петросяна в качестве потенциального претендента на депутатские мандаты. По свидетельству армянских наблюдателей[2], Н.Пашинян, чтобы ослабить этого конкурента, пытается переманить в свою команду видных и авторитетных людей из АНК и включить их в свой предвыборный список.

Особенности агитационной кампании

Накануне старта кампании стало очевидно, что наиболее ожесточенную борьбу следует ожидать между Н.Пашиняном и Р.Кочаряном, которые уже многие годы выступают антагонистами как в политическом, так и в личном плане[3]. С вступлением в нее экс-президента вялотекущие протесты многочисленной, но разрозненной оппозиции, резко сменились на бескомпромиссную борьбу до победного конца. Напомним, придя к власти после «бархатной революции», Н.Пашинян начал преследование Р.Кочаряна. Стремление нынешних властей, во что бы то ни стало, держать экс-президента под арестом привело к давлению на органы судебной системы. Р. Кочаряна трижды подвергали аресту в 2018 г. и в 2019 г., а освобожден под залог он был только в июне 2020 г., проведя в тюрьме в общей сложности 537 дней. В начале 2021 г. Р.Кочарян был полностью оправдан по делу «1 марта», в рамках которого его обвиняли в надуманной попытке свержения конституционного строя. Вменяемую ему статью признали неконституционной.

Оба актора открыто непримиримы в своей риторике. Так, Н.Пашинян в первый же день агитационной кампании на митинге в Арташате заявил: «С этого дня мы должны зафиксировать: конец бархату… народ РА под моим предводительством уберет наш бархат»[4]. Р.Кочарян выразился тоньше, отвечая на вопрос, последует ли вендетта в случае прихода его к власти: «Правоохранительные органы обязаны разбираться со всеми случаями, в которых есть очевидные или, может, даже латентные признаки преступления»[5]. 

Если доверять соцопросу

О выравнивании рейтингов политсил, возглавляемых Н.Пашиняном и Р.Кочаряном, и значительном опережении ими других участников предвыборной гонки свидетельствует социологический опрос MPG/Gallup IA[6]. За партию «Гражданский договор» Пашиняна готовы проголосовать 22,4% опрошенных, за блок «Айастан» («Армения») Кочаряна - 20,6%. За ППА - 4,2% респондентов, за блок «Честь имею» - 3,9%. Еще 2,9% готовы проголосовать за ПСА. Таким образом, по сравнению с февралем, рейтинг «Гражданского договора» упал с 33,1% до 22,4%, рейтинг блока «Айастан» возрос с 7,8% до 20,6%.

Особенность предвыборной кампании 2021г. - крайне низкий уровень достоверности опросов, поскольку почти все социологические агентства тесно связаны с теми или иными субъектами выборов. Кроме того, они иногда представляют неполные, либо устаревшие данные. Наибольшую беспристрастность демонстрирует компания MPG/Gallup IA. Так, накануне выборов 2018 г. она почти точно предсказала результаты голосования[7] в пользу блока «Мой шаг» Н.Пашиняна и еще двух партий (ППА и ПСА). Эксперты восприняли результаты последнего опроса с удивлением, так как считалось, что компания MPG/Gallup IA будет если не фальсифицировать, то предоставлять данные, выгодные только действующей власти. Однако констатация того, что электоральная поддержка блока Р.Кочаряна растет быстрыми темпами и за 2 недели до выборов уже практически сравнялась с поддержкой партии «Гражданский договор», может серьезно повлиять не в пользу Н.Пашиняна на предпочтения неопределившихся или отказавшихся отвечать избирателей (почти 40% опрошенных). Количество респондентов в июньском опросе 2021 г. составило 1 101 человек во всех регионах Армении (телефонный опрос), что вполне достаточно для репрезентативности.

Если исходить из адекватности данных MPG/Gallup IA, то тенденции указывают на то, что, исключив неопределившихся и отказавшихся указывать свои предпочтения, политические силы Н.Пашиняна и Р.Кочаряна получат примерно равные доли голосов избирателей, пришедших на выборы (около 35-40%, каждый). В настоящий момент основная борьба идет за внушительную долю неопределившихся (30-40%).

Такой расклад не гарантирован, поскольку в ходе кампании могут произойти и изменения. Кроме того, есть еще один фактор: более половины избирателей не ожидают честных выборов от действующей власти, уже продемонстрировавшей определенную безответственность, особенно в ходе прошлогодней войны с Азербайджаном. Опасения избирателей основаны еще и на том факте, что ставленники Н.Пашиняна руководят подавляющим большинством территориальных избиркомов, а численность наблюдателей сократилась в 4 раза ввиду того, что на этот раз гранты под выборы не выделяют.

Однако если выборы закончатся так, как подсказывают электоральные тенденции, то в одиночку, ни один из двух основных субъектов, не сможет сформировать власть. Поэтому задача обоих лидеров предвыборной кампании - провести в парламент самую большую фракцию, а затем создать правящую коалицию с преодолевшими избирательный порог другими партиями (формирование коалиции возможно, если в сумме составляющие ее партии и блоки получили 54% голосов).

На кого делают ставки основные соперники предвыборной агитации?

Несмотря на многолетнюю антироссийскую пропаганду со стороны прозападных НКО в Армении, подавляющая часть населения относится к России как основному гаранту безопасности в Закавказье. Поэтому оба лидера предвыборной кампании активно используют в своей агитации российскую тематику.

Оба кандидата заявляют о своей готовности поднять на новую ступень отношения с Москвой. Так, Р.Кочарян отметил, что Россия — надежный партнер и единственная страна, способная противостоять турецкой экспансии в этом регионе. В свою очередь Н.Пашинян указал на ведущую роль России в разрешении конфликта в Карабахе, а также отметил, что у него сложились хорошие и теплые отношения с Владимиром Путиным.

Любопытно, что географически «Гражданский договор» набирает больше голосов за пределами Еревана: в селах - 31,8%, в областных центрах – 19,4%, в Ереване – 15,1%, в то время как на выборах после «бархатной революции» в 2018 г. Н.Пашинян ориентировался на относительно молодых людей, преимущественно студентов. На этот раз, по словам экспертов, Н.Пашинян ориентируется в своей риторике на провинциальный электорат, в основном без высшего образования. Подобная тактика, по-видимому, обусловлена тем, что на волне революционной эйфории целесообразно было опираться на студенчество как на самую активную часть общества. Первые несколько месяцев после парламентских выборов показали, что подготовленные на западные гранты лидеры протестного движения, пришедшие во власть, не способны ей распорядиться. Бесславно проигранная война с Азербайджаном[8] довершила процесс даже не охлаждения, а отчуждения большей части бывших сторонников Н.Пашиняна. Пытаться вернуть расположение этой части электората политтехнологи его команды посчитали бесперспективным. Вместе с тем действующая власть все еще может опираться на народные массы и старается перетянуть на свою сторону неопределившихся. Неудачи своего правления в мирное и военное время Н.Пашинян сваливает на предшественников, обещает отобрать неправедно нажитые деньги у бывших коррупционеров и вернуть их народу.

Блок Кочаряна, по данным соцопроса, напротив, набирает 24,6% в Ереване, 23,4% - в других городах и 14,5% - в селах. В свою очередь Р.Кочарян использует «негативную повестку», которая характерна для всей армянской оппозиции, выставляя Пашиняна препятствием для развития Армении и обвиняя действующего премьер-министра во всех бедах, которые недавно произошли со страной. Экс-президент выступает за восстановление управляемости государства, национальные ценности, на основе которых предлагает построить будущее республики. В пользу Кочаряна будут играть два важных фактора: его проверенная временем пророссийская позиция, так как именно Россия играет ключевую роль в безопасности Армении, и имидж эффективного менеджера, который он заслужил в период своего президентства, в чем и без сомнения нуждается страна в настоящий момент.

Что последует за объявлением итогов выборов?

Скорее всего, как Р.Кочарян, так и Н.Пашинян постараются заручиться согласием на участие в коалиции партии ППА Г.Царукяна, которая наверняка пройдет в парламент, набрав количество голосов выше порогового. Основная доля избирателей ПА находится в родной для его лидера области Котайк и имеет устойчивый электорат в диапазоне от 8 до 10%. ППА может реально стать третьей политсилой по доле голосов.

Вопрос в том, чье предложение примет Г.Царукян? С одной стороны, во время «бархатной революции» партия поддержала лидера протестных акций Н.В.Пашиняна. Более того, именно после встречи с Г.Царукяном 18 марта с.г. Н.Пашинян заявил о назначении внеочередных выборов на 20 июня. С другой стороны, именно Р.Кочаряну приписывают причастность к созданию и становлению ППА, а также назначение на пост руководителя партии Г.Царукяна в последние годы своего президентства.

Однако и голосов, поданных за ППА, лидерам выборной кампании может не хватить для формирования правящей коалиции, даже с учетом того, что голоса, отданные за непрошедшие в парламент политсилы, будут пропорционально «приплюсованы» тем партиям, что вошли в парламент. Остаться за бортом могут блок «Честь имею» и СА – их рейтинги остаются стабильно низкими и балансируют на грани избирательного барьера.

Если по итогам выборов ни одной политической силе не удастся получить хотя бы 54% или в течение шести дней создать коалицию трех сил, набирающей 54%, то в Армении будет проведен второй тур голосования.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Подробнее об армянских политических партиях см. https://interaffairs.ru/jauthor/material/2470

[2] Одолеют ли три президента Армении одного премьера. (https://www.rosbalt.ru/world/2021/05/11/1900865.html)

[3] Ананьев А. Он «сразу смазал карту будня» - о заявлении Роберта Кочаряна// (https://interaffairs.ru/news/show/28954)

[4] Конец бархату: Холуи, полицаи, церберы. (https://yerkramas.org/article/182962/konec-barxatu-xolui--policai--cerbery)

[5] Интервью газете «Коммерсант» 08.06.2021// (https://www.kommersant.ru/doc/4848198)

[6] Голоса в пользу Никола Пашиняна и Роберта Кочаряна сравнялись – опрос Gallup. (https://ru.armeniasputnik.am/society/20210605/27824086/Golosa-v-polzu-Nikola-Pashinyana-i-Roberta-Kocharyana-sravnyalis--opros-Gallup.html)

[7] Опрос Gallup International Association определил фаворитов парламентских выборов в Армении. (https://www.fmgnews.info/65769-opros-gallup-international-association-opredelil-favoritov-parlamentskih-vyborov-v-armenii.html)

[8] Ананьев А. Вокруг карабахского конфликта // (https://interaffairs.ru/news/show/28202)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати