Три важных события, связанных с ситуацией в Нагорном Карабахе произошли всего за три дня - с 30 января по 1 февраля этого года. Во-первых, в перешедшем под юрисдикцию Азербайджана Агдамском районе начал работу Совместный российско-турецкий центр по контролю за прекращением военных действий; во-вторых, в Москве состоялось первое заседание трехсторонней рабочей группы по Карабаху; в-третьих, в Турции, неподалеку от армянской границы, начались турецко-азербайджанские военные учения.
Теперь – несколько подробнее.
Как сообщила пресс-служба Кремля, в телефонном разговоре президентов России и Азербайджана по поводу открытия Центра «стороны выразили надежду, что его деятельность будет способствовать дальнейшей стабилизации обстановки вокруг Нагорного Карабаха и надлежащему соблюдению договоренностей».[i]
Мониторинговый центр создан в соответствии с меморандумом, подписанным министрами обороны России и Турции сразу по окончанию боевых действий. По сообщению российского министерства обороны, «Центр будет осуществлять сбор, обобщение и проверку информации о соблюдении режима прекращения огня и о действиях, нарушающих достигнутые договоренности сторон». Причем, по словам Сергея Лаврова, - «исключительно в дистанционном режиме».
Несмотря на это, в оборонном ведомстве Турции, перечисляя задачи совместной миссии, добавляют: «и для противодействия нарушениям условий перемирия».[ii] Многократно повторенная турецким политическим и военным руководством полная и безусловная поддержка «азербайджанских братьев» свидетельствует о том, что Турция собирается «противодействовать» возможным нарушениям только со стороны Армении. Правда, не очень понятно каким образом турецкие военные планируют это делать, учитывая, что работать в Центре могут лишь по 60 турецких и российских военнослужащих. Хотя информации о выводе из Азербайджана турецких военных, прибывших туда прошлым летом для участия в совместных учениях, пока не поступало.
Сразу после заключения перемирия Ильхам Алиев и Реджеп Таййип Эрдоган анонсировали ввод в зону конфликта турецких миротворцев. В Кремле тогда напомнили, что размещение турецких военных в регионе не предусмотрено соглашением о перемирии – такой шаг мог бы вызвать крайне резкую реакцию армянской стороны и привести к новой эскалации с трудом остановленного конфликта. Впрочем, российская сторона тогда не исключила присутствия турецких миротворцев, но – по согласованию с Баку и Ереваном. А вероятность получения согласия последнего близка к нулю.
На встрече вице-премьеров России, Азербайджана и Армении в Москве обсуждались основные направления работы по реализации совместного заявления лидеров этих стран от 9 ноября и решений, принятых на их же январском саммите в Москве, а это разблокирование экономических и транспортных связей в Нагорном Карабахе и во всем Южно-Кавказском регионе. Этот вопрос, кстати, находился и в центре внимания в ходе турне министра иностранных дел Ирана, недавно посетившего Азербайджан, Россию, Грузию, Армению и Турцию. Экономическим аспектам нормализации обстановки все внутренние и внешние акторы придают большое значение, справедливо полагая, что без восстановления экономики мира в регионе не будет. Отрадно, что «процесс пошел».
И, наконец, первого февраля в граничащей с Арменией турецкой провинции Карс начались турецко-азербайджанские учения, которые продлятся до 12 февраля. По сообщению министерства обороны Турции, в них задействованы мотопехотные и танковые части, ракетные войска и артиллерия, военно-воздушные силы, подразделения специального назначения. Некоторые эксперты, проводя аналогию с учениями, которые Баку и Анкара организовали летом прошлого года, и после которых началась вторая Карабахская война, называют нынешние «военные игры» прелюдией к новому вооруженному противостоянию. Согласиться с этим трудно.
Мир сейчас нужен не только армянской, но и азербайджанской стороне. Баку предстоит не только заняться восстановлением социальной и экономической инфраструктуры на возвращенных землях, но и убедить своих граждан вернуться туда – большинство азербайджанцев, бежавших от войны в 90-е годы, не спешит возвращаться обратно – военно-политическая ситуация в регионе остается крайне неустойчивой. Так что учения в Карсе следует рассматривать как очередную манифестацию турецко-азербайджанского военного партнерства, во-первых, и как способ подтолкнуть Ереван к отказу от контроля над остальными спорными территориями, во-вторых.
Пока же можно констатировать, что Россия и Турция в очередной раз (после Сирии) продемонстрировали способность решать геополитические проблемы своими усилиями, без участия западных интересантов. К слову, газета The Jerusalem Post даже позволила себе написать, что недавний конфликт был якобы спланирован и осуществлен для того, чтобы Москва и Анкара смогли уменьшить влияние Вашингтона на Южном Кавказе и «поделить между собой этот регион».[iii] Но это пусть останется на совести автора публикации.
Вместе с тем Турция, судя по всему, не отказывается от мысли легализовать свое военное присутствие в Азербайджане в качестве миротворческой миссии и будет настаивать на своем. Персонал Центра и группа саперов – это не то, к чему она стремится, для Анкары важно обозначить участие в делах региона на паритетных началах с Россией. И, по словам заместителя главы Совета безопасности России Дмитрия Медведева, «… мы обязаны принимать во внимание реалии, которые существуют в нашем регионе. А реалии таковы, что сегодня этот вопрос (ситуацию в Нагорном Карабахе – А.И.) необходимо обсуждать и с партнерами из Турции».[iv]
Очень непростые дискуссии о дальнейшей судьбе региона неизбежны. Российскую позицию на будущих переговорах вкратце сформулировал Сергей Лавров: «Определить статус (Нагорного Карабаха – А.И.) можно исключительно после того, как будет понятно, какие права будут предоставлены всем тем, кто жил в Нагорном Карабахе и имеет право туда вернуться, и, конечно, тем, кто продолжал все время находиться на этой территории».[v] Добавим: алармистские настроения и психологическое давление под аккомпанемент артиллерийской канонады, с чьей бы стороны они не исходили, будут только затягивать процесс поиска решения. «Карабахский узел» придется распутывать – «разрубить» его не получится.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs