ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Япония: правительство приняло решение о мерах по господдержке экспорта продукции военного назначения

10:47 10.06.2021 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Японское правительство в конце мая 2021 г. приняло решение о мерах по господдержке экспорта продукции военного назначения путем предоставления льготных кредитов странам, проявляющим интерес к японской военной технике и намеревающимся использовать её в оборонных целях. Заниматься этим будет Японский банк международного сотрудничества (JBIC), который ранее имел дело только с гражданскими проектами. Компаниям-экспортерам предложено использовать систему страхования, которую предоставляет государственное экспортно-кредитное Агентство Японии (NEXI). Оно занимается страхованием высокорискованных зарубежных сделок, не покрываемых частными страховщиками. При этом под страхование попадают как коммерческие, так и политические риски. И это новая страница в экспорте военного назначения для этой страны.

История военного экспорта послевоенной Японии является весьма короткой, поскольку до 2014 г. в Японии формально запрещалось национальным компаниям предлагать свою военную продукцию на внешних рынках. Ещё в 1961-1976-х гг. в Японии был достигнут консенсус между политиками и представителями бизнеса насчёт полного отказа от военного экспорта с целью обеспечения мирного развития страны. На тот момент правящая Либерально-Демократическая партия Японии таким образом рассчитывала компенсировать имиджевые издержки от коррупционного скандала вокруг закупок продукции у американской авиастроительной компании «Локхид». Кстати, именно в это время японская промышленность постепенно переходила от выпуска вооружений и военной техники по американским лицензиям к собственным разработкам, например – бронетехники и подводных лодок. В результате, хотя японская продукция военного назначения начинала выглядеть не менее технологично по сравнению с зарубежными разработками, страны, занимавшие продажами вооружений в качестве конкурента японцев не рассматривали. Впрочем, японский бизнес находил лазейки для экспорта данной продукции.

Ещё в 80-х гг. прошлого столетия система военного экспорта Японии стала постепенно смягчаться. Уже тогда японский бизнес продемонстрировал заинтересованность в участии в американском проекте Стратегической оборонной инициативы Рональда Рейгана, более известной как «Звёздные войны». В дальнейшем, уже в новом столетии, участие Японии в совместных с США разработках в сфере ПРО сделало пересмотр самоограничений в сфере военного экспорта делом почти решённым, поскольку Вашингтон был готов поставлять третьим странам разработанные совместно с японцами компоненты ПРО. Пентагон проявляет особый интерес к технологиям японцев в сфере робототехники, композитных материалов и лазеров.

Кроме Вашингтона, желающего разделить со своим союзникам финансовые и прочие издержки в сфере противоракетной обороны, ещё одним источником давления на правительство по вопросу отмены военного экспорта в начале 2010- х гг. стал крупный японский бизнес. Но в условиях сокращения военных расходов и снижения объёмов закупок военной техники вкладываться в НИОКР в оборонной сфере японским компаниям становило невыгодно. С целью окупить расходы на производство японские компании стали поднимать стоимость продукции. Например, японский танк Тип-90, принятый на вооружение для Сил самообороны в 1990-х гг. и превосходивший своих западных конкурентов по ряду параметров, благодаря, в том числе, трансмиссии и двигателю японской разработки, оказался одним из самых дорогих танков в мире и был вскоре снят с производства. В подобной ситуации правительство Ёсихико Нода решило в виде исключения давать разрешения компаниям, находящимся в особо сложном финансовом положении, предлагать свою военную продукцию на внешних рынках.

Так в 2011 г. началась история сделки по продаже в Индию патрульного гидросамолёта японской компании ShinMaiwa US-2. Данный самолёт, обладавший передовыми взлётно-посадочными характеристиками, например, способный осуществлять взлёт и приводнение при волнении моря в пять баллов, одержал победу в тендере ВМС Индии. Была достигнута договорённость о разработке специальной версии гидросамолёта под требования партнёра, поставке в общей сложности дюжины гидросамолётов, причём организации крупноузловой сборки части из них на индийских предприятиях. Однако тогда же начались проволочки с индийской стороны по поводу параметров контракта. Нью-Дели, желавший загрузить работой собственный авиапром и дать ему лучше познакомиться с японскими технологиями, не устраивала низкая степень локализации производства, а также отсутствие в списке оснащения гидросамолёта некоторых видов оборудования. Японцы, со своей стороны, опасались утечек чувствительных технологий в Китай. Сделка на 1,65 млрд. долл. была «положена под сукно».

Когда Синдзо Абэ занял кресло премьер министра Японии в конце 2012 г., он сразу начал реализовывать реформы в оборонной сфере. Военно-техническое сотрудничество в целом рассматривалось им в качестве инструмента реализации задач в сфере внешней политики по укреплению связей с Вашингтоном и другими государствами, которые в Токио рассматривал как «демократические». Впрочем, не только с ними, а например, и с Вьетнамом, который, по мнению Запада, требованиям демократии не соответствует, однако имеет, по его мнению, определенные проблемы в отношениях с КНР, что делает сотрудничество с ним для Японии приемлимым.

В апреле 2014 г. правительство Японии приняло политическое решение об утверждении «Трёх принципов экспорта продукции военного назначения», в соответствии с которыми японским компаниям разрешалось предлагать свою продукцию на внешних рынках при соблюдении ряда условий, имеющих, впрочем, паллиативный характер.

Однако стремительного прорыва японской продукции военного назначения на внешние рынки, подобно тому, как это имело место в 1960-1970-х гг. с японскими автомобилями и бытовой радиотехникой, не произошло. Здесь сказывается отсутствие у японского бизнеса и чиновников опыта в общении с военной бюрократией стран, являющихся потенциальными покупателями их продукции. Маркетинговые стратегии из «гражданской» жизни оказались здесь непригодными. Крупные японские корпорации, имеющие небольшую долю оборонных заказов в общем объёме производства, опасаются, что имидж «торговцев смертью» может нанести им серьёзный репутационный ущерб. Помимо этого, японская военная техника не проходила боевую обкатку, что принципиально для потенциальных покупателей.

Отдельного упоминания достойна история вокруг попытки заключить сделку о продаже субмарин в Австралию. В 2014 г. в ходе турне С. Абэ по странам южной части Тихого океана была достигнута предварительная договорённость с Тони Эбботом (на тот момент премьер-министром Австралии) об оснащении австралийских ВМС японскими подлодками типа Сорю с целью замены морально устаревших субмарин австралийского производства. Сорю считаются одними из лучших неатомных субмарин, имеют воздухонезависимую двигательную установку для подводного хода, обеспечивающую им высокую автономность в подводном положении. Однако австралийское правительство подверглось серьёзной критике со стороны профсоюзов и оппозиции за безальтернативный выбор японского предложения и было вынуждено объявить в конце 2015 г. тендер стоимостью 36 млрд. долл., на который вышли сильные игроки: немцы (HDW), шведы (SAAB), французы (DCNS) В апреле 2016 г. японские моряки привели лодку в Сидней для демонстрации её возможностей в ходе совместных учений с ВМС Австралии. По дороге домой экипаж узнал о победе французов в тендере - они предложили лучшие условия локализации производства. Тем не менее, появились и первые успехи на этом направлении «проактивного пацифизма». В августе 2020 г., незадолго до отставки С. Абэ, Япония заключила с Филиппинами контракт на поставку трёх стационарных и одного мобильного радара для контроля воздушной обстановки на сумму более чем 100 млн. долларов.

Что же является препятствием на пути продвижения японской военной техники на современном этапе? Главным недостатком японской продукции военного назначения является крайне высокая стоимость, что отпугивает потенциальных покупателей, например, страны Юго-Восточной Азии. Были случаи, когда развивающиеся страны просили предоставить им кредиты под низкий процент в качестве условия покупки. Однако частные японские банки зачастую не могли себе этого позволить. И вот теперь японское правительство решило поддержать отечественных производителей оружия и военной техники, что является новым шагом в отношении ослабления ограничений на поставки японских вооружений на экспорт.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати