ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

В глубинах Тихого океана

10:53 07.05.2021 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России

25 апреля ВМС Индонезии признали гибель своей дизель-электрической подлодки «Нангалла», контакт с которой был потерян 21 апреля примерно в 50 морских милях к северу от острова Бали. Приблизительно за час до потери связи лодка запросила разрешение на погружение с целью учебных пусков двух управляемых по проводам тяжёлых торпед (5,3 метра в длину). На борту подлодки находились 53 человека, в том числе, командир подразделения подводных лодок 2-го командования ВМС Индонезии. Штатная численность экипажа «Нангалла » составляет 30 человек, из чего можно сделать вывод, что на свои последние учения подлодка вышла со вторым экипажем, что, впрочем, является распространённой во многих военно-морских флотах практикой. Некоторые из членов команды подлодки запечатлены на видео, выложенном в Интернет, где они за несколько недель до катастрофы исполняют под гитару в одном из отсеков своего корабля песню Sampa Jumpa (Увидимся позже)[1].

В поиске пропавшей субмарины индонезийцам оказывали содействие корабли Малайзии, Сингапура, Австралии, Индии, авиация США. Китайские спасательные корабли с новейшим оборудованием находились в режиме высокой готовности. Помощь предлагали Москва, Берлин, Анкара (Индонезия – страна с самым большим мусульманским населением)[2]. В ходе обследования дна в Балийском море подводным спасательным оборудованием, предоставленным Сингапуром, субмарина была обнаружена на глубине 850 метров (предельная глубина погружения подлодок этого типа – 500 метров), её корпус разломлен на три части, признаки взрыва отсутствуют. Пока нет информации о причине гибели субмарины. С учётом относительно небольших размеров подлодки (менее 60 метров) превышение штатной численности экипажа могло привести к проблемам с подводной остойчивостью после залпов двумя тяжёлыми торпедами. Отказ систем электроснабжения, пожар на борту также рассматриваются в числе основных причин, либо факторов, осложнивших борьбу экипажа за живучесть своего корабля[3]. Уже достигнута предварительная договорённость между Джакартой и Пекином об участии в подъёме субмарины с помощью индонезийской плавучей платформы с мощным краном и китайских кораблей, оборудование которых позволяет осуществлять соответствующие работы с глубин от 4500 метров[4].

«Нангалла», вошедшая в состав ВМС Индонезии в 1981 г., относится к лодкам проекта 209, разработанного в ФРГ ещё в 1960-1970-х гг. для эксплуатации в условиях, требующих хороших манёвренных качеств (небольшие глубины и т.д.).  В начале 2010-х гг. субмарина прошла ремонт и модернизацию в Южной Корее. Выпуск новых модификаций этих весьма удачных подлодок осуществляется немецкой компанией HDW и в настоящее время все подлодки этого типа были предназначены для экспорта. Субмарина с бортовым номером 402 стала одной из пяти подлодок, заказанных Джакартой у немцев для замены полученных от СССР ещё в 1959-1963 гг. дюжины субмарин типа 613. Кроме подлодок, СССР тогда поставлял индонезийцам надводные корабли, самолёты (в том числе, стратегические бомбардировщики с противокорабельными ракетами), большое количество других видов вооружений и военной техники, оказал помощь в подготовке специалистов. После резкого ухудшения отношений между Москвой и Джакартой в середине 1960-х гг. крейсер «Ириан» (бывший «Орджоникидзе») использовался в качестве плавучей тюрьмы для индонезийских коммунистов. Однако, подлодки 613 типа прослужили индонезийцам довольно долго, несмотря на отсутствие запчастей, а одна из них является кораблём-музеем в Сурабае.

Если для индонезийских подводников 2021 г. уже оказался трагическим, то для их японских коллег – весьма неблагополучным. 9 февраля подводная лодка морских Сил самообороны «Сорю» столкнулась при всплытии недалеко от острова Сикоку с сухогрузом «Ocean Artemis» (порт регистрации - Гонконг). Три члена экипажа подлодки получили незначительные ранения, у субмарины были повреждены рубка и закреплённые на ней «крылья» горизонтальных рулей, перископы, антенны. Способность идти своим ходом лодка сохранила. Однако, экипаж «нафаршированной» современной электроникой подлодки сообщил на базу в Куре об аварии по «мобильнику», для чего пришлось направить лодку ближе к зоне покрытия сотовой связи на побережье[5]. Торговое судно и его экипаж не пострадали. По мнению военных экспертов зарубежных СМИ, изучивших фото повреждений, на возвращение лодки в боевую эксплуатацию потребуются месяцы, если не год, поскольку придётся проводить дополнительные испытания для «финишной доводки» корпуса лодки на соответствие заводским характеристикам шумности.

«Сорю» является лодкой собственной японской разработки (Мицубиси), она вошла в состав флота в  2009 г., заложив основу для серии из дюжины субмарин, выпущенных уже консорциумом Мицубиси/Кавасаки. Данная субмарина, рассчитанная на действия на океанских просторах, имеет длину порядка 84 метров, оснащена уникальной воздухонезависимой двигательной установкой, работающей по принципу «двигателя Стирлинга» и обеспечивающей очень высокую длительность пребывания субмарины в подводном положении (14 суток). Она способна долгое время поддерживать высокую скорость подводного хода (до 20 узлов), имеет хорошие показатели шумности, численность экипажа составляет 65 человек. Две лодки этого типа, а также спущенная на воду в 2020 г. «Тайгэй», ставшая дальнейшей эволюцией проекта «Сорю», оснащены литий-ионными аккумуляторами вместо цинково-кислотных, что является технологическим достижением японских инженеров.  Помимо дюжины «Сорю» и одного «Тайгэй» (войдёт в состав флота в 2022 г.), у Японии есть ещё девять лодок типа «Оясио», конструкция которых в целом устарела[6].

Здесь уместно вспомнить и похожую по обстоятельствам, но не по последствиям, трагедию, разыгравшуюся ровно за 20 лет до столкновения «Сорю» с сухогрузом. Шестнадцати американским гражданским «ВИПам» находившимся в феврале 2001 г. на борту американской атомной субмарины «Гринвилл» по, скажем так, «программе подводных туристов», хотелось острых ощущений. Командир решил продемонстрировать для дорогих гостей процесс аварийного всплытия, при котором огромная субмарина (110 метров) буквально вылетает из воды. 9 февраля 2001 г. во время такого манёвра лодка столкнулась с небольшим японским рыболовным учебным судном «Эхимэ Мару», которое пошло на дно за считанные минуты. Экипаж субмарины помощь японцам не оказал, девять человек погибло, в том числе четыре несовершеннолетних курсанта. В ходе проведённого американцами расследования выяснилось, что в центральном посту подводного ракетоносца имел место буквально бардак. Впоследствии США выплатили выжившим в катастрофе и родственникам погибших компенсацию порядка 16,5 млн. долларов[7]. На тот момент данный инцидент крайне негативно повлиял на японо-американские отношения.

Возвращаясь к теме «Сорю», следует упомянуть, что в карьере бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ на посту премьер-министра Японии эта субмарина оставила заметный след. Начать эту историю стоит с того, что в Японии ещё в 1960–1970-х гг. был достигнут консенсус между политиками и представителями бизнеса относительно полного отказа от военного экспорта с целью обеспечения мирного развития страны. Однако решение Токио о сотрудничестве с США по ПРО вернуло вопрос военного экспорта в японскую политическую повестку. Кроме того, в условиях общей экономической стагнации в Японии национальным корпорациям, производящим в том числе, и продукцию военного назначения, пришлось обратиться к правительству с просьбой пустить их на внешние рынки вооружений. В 2014 г. правительством С. Абэ были опубликованы «Три принципа трансфера продукции военного назначения», разрешившие поставки военной продукции дружественным Токио государствам. В 2014 г. в ходе турне японского премьер-министра по странам южной части Тихого океана была достигнута предварительная договорённость с тогдашним премьер-министром Австралии Тони Эбботом об оснащении австралийских ВМС японскими подлодками типа «Сорю» с целью замены морально устаревших субмарин австралийского производства. Однако австралийское правительство подверглось серьёзной критике со стороны профсоюзов и оппозиции за безальтернативный выбор японского предложения и было вынуждено объявить в конце 2015 г. тендер стоимостью 36 млрд долл. Хотя в конкурсе участвовали очень сильные игроки, например, немецкие (HDW), шведские (SAAB), французские (DCNS) компании, зарубежные эксперты считали Токио фаворитом, поскольку лодка имеет прекрасные характеристики и давала хорошие возможности австралийским подводникам приобщиться к новейшим технологиям. В апреле 2016 г. японские моряки привели лодку типа «Сорю» в Сидней для демонстрации её возможностей в ходе совместных учений с Королевским военно-морским флотом  Австралии. По дороге домой экипаж узнал о победе французов в тендере — они предложили лучшие условия локализации производства. Также высказывалось мнение о том, что и Пекин использовал свои связи среди австралийских бизнесменов и политиков для влияния на результаты тендера. Отмечалась и слабая маркетинговая стратегия Мицубиси, полностью положившейся на поддержку со стороны правительства С. Абэ, которое после этой истории подверглось жёсткой критике в Японии за недостаточную эффективность. Были претензии у австралийцев и к габаритам внутренних помещений «Сорю» с учётом разницы в среднем росте японских подводников и их англосаксонских коллег, но этот вопрос был бы решаемым. Однако, считать историю с проигранным тендером полным фиаско Токио всё же не стоит, поскольку вышеупомянутый визит японских ВМС в Австралию создал предпосылки к укреплению связей Токио и Канберры в оборонной сфере, которые заметно активизировались уже при премьер-министре  Ёсихидэ Суга.

 



[1]https://lenta.ru/news/2021/04/27/singing_farewell/

[2]https://ruposters.ru/news/22-04-2021/rossiya-predlozhila-indonezii?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[3]https://rg.ru/2021/04/24/nazvana-vozmozhnaia-prichina-katastrofy-podvodnoj-lodki-vms-indonezii.html

[4]https://eadaily.com/ru/news/2021/05/04/kitay-vzyalsya-podnyat-zatonuvshuyu-indoneziyskuyu-podlodku

[5]https://www.defensenews.com/naval/2021/02/10/with-japanese-sub-damaged-in-collision-where-does-maritime-readiness-stand/

[6]https://www.defensenews.com/naval/2020/10/14/japan-launches-first-of-its-new-class-of-submarines/

[7]https://edition.cnn.com/2003/LAW/02/01/ehime.maru.settlement/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати