ГЛАВНАЯ > История без купюр

«Кефаль» подо льдом

14:56 09.12.2024 • Петр Журавлев, журналист-международник

Сегодня никто не удивляется тому, что стратегические атомные подводные лодки и даже их менее крупные собратья способны пройти подо льдами хоть до Северного полюса, хоть до другого берега Северного Ледовитого океана. Многие субмарины как в России, так и в других странах с океанским флотом имеют специальные приспособления для взламывания льда или обучены тактике пробивания полыньи. Все это делается с очевидной целью: арктические льды служат прекрасным прикрытием для подводных лодок, которые могут внезапно для противника всплыть в непосредственной близости от его берегов. Но столетие с лишним назад все было иначе. Отправляясь в первый подледный поход, русская подлодка «Кефаль» всего-навсего должна была доказать, что субмарины пригодны и к зимней эксплуатации.

Первый эксперимент поставили 21 ноября 1907 года с участием подводной лодки «Щука» под командованием лейтенанта Владимира Блюменталя. Лодка погружалась в полынье и совершала маневры под нетолстым льдом, разрезая его перископом. Так было доказано, что в случае необходимости лодка способна преодолеть небольшой ледяной перешеек и под водой. Но начальник Морских сил Тихого океана контр-адмирал Николай Матусевич настаивал на том, что необходимо точно выяснить, насколько подводные лодки пригодны для совершения плавания подо льдом.

Как вспоминал позднее один из самых знаменитых первых подводников России Василий Меркушев, на одном из совещаний офицеров командующий контр-адмирал Матусевич выразил сомнение в способности лодок плавать в зимнее время. Свою точку зрения он аргументировал тем, что в холодной воде клапаны могут замерзнуть, а аккумуляторы быстро разрядиться. На это начальник отряда подводных лодок капитан второго ранга Сергей Магнус уверенно ответил, что разрядка аккумуляторов малореальна, а все остальное проверяется опытным путем.

Приказ о проведении специальной недельной кампании по проверке способностей подводных лодок к зимнему плаванию контр-адмирал Николай Матусевич отдал уже на следующий день. По согласованию с начальником отряда Сергеем Магнусом на роль «подопытной» назначили подводную лодку «Кефаль» под командованием мичмана Василия Меркушева.

Как ни странно, наиболее сложной частью кампании оказался переход от стоянки лодки к пароходу «Тобол», у левого борта которого была полынья достаточного размера для того, чтобы провести предварительные опытные погружения. Несмотря на помощь ледокола «Надежный», винты задевали льдины, и идти под бензиновыми моторами лодка не могла – рисковала свернуть валы. Пришлось перейти на менее мощные электромоторы, что привело к разрядке аккумуляторов к моменту прихода к точке назначения.

В течение недели лодка регулярно совершала погружения у борта «Тобола», проверяя, как работают ее механизмы на холоде. Вопреки опасениям контр-адмирала Матусевича, внутри подлодки держалась вполне приемлемая температура – плюс 14-16 градусов, несмотря на то, что снаружи было вдвое холоднее. Зарядка аккумуляторов проходила без проблем, разряжаться раньше времени они не стремились, и в конце концов мичман Меркушев получил разрешение 16 (29 по н. ст.) декабря 1908 года совершить первое в истории мирового подводного флота подледное плавание.

Вслед за ледоколом «Надежный» подводная лодка «Кефаль» вышла в залив Босфор Восточный, откуда ей и предстояло отправиться в плавание подо льдом. Как писал в мемуарах Василий Меркушев, «погрузившись в полынье, командир дал ход и ушел под лед, взяв курс на темневший вдали остров Скрыплева. Яркое солнце пронизывало толщу сплошного льда, покрывавшего пролив Босфор Восточный от берега до берега. Подо льдом было настолько светло, что можно было видеть не только оконечности лодки, но и много дальше, чем летом. В перископ была отлично видна переливавшаяся алмазами гладкая нижняя поверхность ледяного поля».

Как следует из сохранившегося в архивах судового журнала «Кефали», поначалу лодка шла на перископной глубине, разрезая перископом почти трехсантиметровый лед. Потом стало понятно, что перископ замерз, и лодка погрузилась глубже, продолжая взламывать лед флагштоком, а когда он согнулся, совсем исчезла под ледяным полем.

Через час и 26 минут «Кефаль» всплыла, взломав лед, в четырех милях (7,4 км) от места погружения. Как вспоминал командир, «она прошла бы еще дальше, если бы из машины не закричали, что в глушителе показалась вода и надо всплывать». Взломав лед, лодка всплыла. Чтобы открыть придавленный сломанными льдинами люк, потребовались усилия нескольких моряков, и наконец внутрь субмарины хлынул свежий морозный воздух.

Эксперимент оказался успешным: «Кефаль» доказала, что подводные лодки вполне могут выполнять свои задачи в любое время года. По итогам первого подледного плавания мичман Меркушев написал статью в «Морской сборник», обобщив полученный опыт. Она вызвала настоящий фурор и в России, и за ее пределами: до сих пор никому не приходило в голову так рисковать, но зато теперь было понятно, что подобный риск оправдан, а опыт «Кефали» можно использовать в тактических и стратегических целях.

Впрочем, подтвердить это на практике и повторить опыт русских моряков удалось очень нескоро. Начавшаяся Первая мировая война требовала побед, а не экспериментов, а в горниле вспыхнувшей в России после нее Гражданской войны сгорел и этот опыт, и многие из тех, кто его получил.

Советские подводники рискнули повторить  подледный поход только в начале 1930-х, и что интересно, вновь на Тихом океане. Следом за тихоокеанскими подлодками под лед нырнули североморские, и к началу Великой Отечественной войны опыт подледного плавания имели уже многие командиры-подводники советского ВМФ.

С появлением атомных подводных лодок стало возможно задуматься и о том, чтобы совершить подледное плавание к самой северной точке планеты – на полюс. 17 июля 1962 года первый советский подводный атомоход К-3 под командованием капитана второго ранга Льва Жилина достиг его в подводном положении. А спустя год с небольшим, 29 сентября 1963 года, подлодка К-181 того же проекта «Кит» сумела-таки совершить всплытие точно на Северном полюсе, взломав лед, как за полвека до нее это впервые сделала «Кефаль».

По материалам портала История.РФ

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати