ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

США обхаживают Юго-Восточную Азию

10:38 01.06.2021 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Соединённые Штаты стремятся укрепить свои отношения со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА), занимающими важное стратегическое положение в регионе - Индонезией, Таиландом и Камбоджей. 

27 мая помощник госсекретаря США Венди Шерман (Wendy Sherman) отправилась с визитом в Джакарту, Бангкок и Пномпень, чтобы "подтвердить приверженность США идее централизации АСЕАН и обсудить ряд двусторонних и региональных вопросов, включая усилия по прекращению военного насилия в Мьянме, освобождение задержанных и восстановление демократического курса Мьянмы" (1).

Визит в страны ЮВА Шерман предварила посещением Бельгии и Турции, а после ЮВА отправится на Гавайи. Все визиты посвящены, кроме стандартной ныне темы борьбы с коронавирусом, вопросам военного-стратегического характера. Пресса указывает, что политический визит в Таиланд и Индонезию американского чиновника столь заметного ранга вполне предсказуем, учитывая долгие союзнические отношения между Вашингтоном и Бангкоком и то, что Индонезия занимает в регионе центральное положение на стыке Индийского и Тихого океанов (2). 

МИД Индонезии определяет Индо-Тихоокеанский регион (ИТР) как «стратегически важный треугольник, расположенный на пространстве Индийского и Тихого океанов, упирающийся на севере в Японию, на юго-востоке – в Австралию, на юго-западе – в Индию, и с Индонезией в его центре». Джакарта ставит перед собой задачу найти точки соприкосновения с ведущими игроками (США, Австралия, Индия, КНР) для создания предсказуемой системы региональной безопасности. Индонезия готова к углублению диалога с США, но не в ущерб здравым отношениям с Китаем и не во вред той степени внешнеполитической независимости, каковой страна обладает сегодня.

Таиланд важен для США тем, что граничит с Мьянмой и ощущает на себе последствия мьянманского кризиса. Индонезия, в свою очередь, играет здесь заметную дипломатическую роль. Мьянма беспокоит Вашингтон не только из-за того, что там льётся кровь, но из-за риска усиления в стране китайского политического и экономического присутствия. 

Мьянма имеет выход в Андаманское море, где наращивается военное присутствие Индии - главного союзника Вашингтона в ИТР. Мьянманские беженцы проникают в Таиланд, Индонезию, в Бангладеш их уже 1 млн. Вызванная наплывом мьянманских беженцев нестабильность в регионе Андаманского моря может распространиться на Бенгальский залив, омывающий восточное побережье Индии. А Бенгальский залив даёт Индии выход на страны ЮВА. 

Андаманское море отделено от Бенгальского залива цепью островов и соединено с Малаккским проливом, связывающим Индийский и Тихий океаны. В Андаманском море расположены Никобарские и Андаманские острова, в англоязычной литературе их называют «одними из стратегически самых важных островов» (one of the most strategically located island chains in the world). Индия намерена превратить их в пункты постоянной дислокации своих военно-морских и военно-воздушных сил. 

Самый северный из Андаманских островов расположен всего в 50 км. от островных территорий Мьянмы. Самый южный из Никобарских островов – в 180 км. от неспокойного индонезийского штата Ачех, где активны местные исламисты. Андаманское море составляет значительную часть исключительной экономической зоны Индии и играет заметную роль в поставках товаров из Азии в другие части света. Без контроля над Андаманским морем Индия не может считаться влиятельным игроком в проекте ИТР, что снижает для США практический потенциал индийско-американского сотрудничества (3).

Камбодже США отводят роль барьера, преграждающего Китаю выход в Сиамский залив. Китай поддерживает добрососедские отношения с Лаосом, но диалог с Вьетнамом и Таиландом, которые теоретически могли бы служить Пекину выходом к заливу, вести труднее. Тот, кто присутствует в Сиамском заливе, получает возможность контролировать Малаккский пролив. Через него проходят 1/3 морских перевозок нефти и 1/4 грузовых перевозок в мире. 

С каждым годом количество проходящих через Малакку судов увеличивается, повышается нагрузка на пропускную способность этой артерии, что тормозит темпы экономического развития не только Китая, но и других стран ЮВА. Открытие альтернативного маршрута отвечает не только интересам Пекина, но интересам всей Азии. Здесь позиция Китая конструктивна и полезна, в то время как от планов США помешать этому веет "холодной войной". 

Мьянма - это плацдарм для контроля над будущим каналом из Южно-Китайского моря в Андаманское через таиландский перешеек Кра. Перспективы постройки канала Пекин уже обсуждал с Бангкоком. Канал имеет колоссальное стратегическое и экономическое значение - сократит морской путь из ЮВА в Африку и ЕС на 1 тыс. км., и избавит Китай от потенциальной угрозы блокирования узкого Малаккского пролива враждебными силами, что было бы для китайской экономики серьезным ударом. Теоретически канал может частично пролегать и по территории Мьянмы, и этим Мьянма приобретает для Вашингтона повышенное значение. 

Для диалога с Камбоджей Вашингтон выбрал удачный момент. Пномпень демонстрирует, с одной стороны, открытость к партнёрству с Китаем, с другой старается балансировать между региональными полюсами силы и придерживаться многовекторной политики. Власти страны отменили совместные учения с китайской армией, запланированные на март. В следующем году Камбоджа будет председательствовать в АСЕАН, и это расширяет для Вашингтона окно возможностей. 

Американская дипломатия возлагает надежды на усиление оппозиционных партий, прежде всего запрещённой властями Партии национального спасения Камбоджи. На парламентских выборах 2013 г. она получила почти 45% голосов, и американцы хотят использовать этот протестный потенциал в случае необходимости противостоять центральным властям Камбоджи (4).

Привлечь на свою сторону сразу три государства ЮВА Вашингтону вряд ли удастся. Не только Индонезии и Камбоджа избегают чрезмерной зависимости от США, но и традиционный союзник американцев Таиланд, и этот крен отмечен ещё несколько лет назад. Так, в 2015 г. Бангкок отказал американцам в размещении военной базы на о. Пхукет даже тогда, когда необходимость её открытия Вашингтон оправдывал необходимостью спасения в море беженцев рохинджа из Мьянмы. 

В 2018 г. Бангкок выделил $43 млн. на создание Восточного экономического коридора из Китая через Лаос в Таиланд. К 2021 г. коридор должен был появиться, но пандемия коронавируса внесла свои коррективы. В Таиланде армия традиционно играет большую роль в политике, без взаимодействия с генералитетом влиять на таиландскую политику невозможно. Когда после очередного военного переворота в 2014 г. Вашингтон заявил о сокращении на 30% военной помощи Таиланду, генералитет воспринял это как попытку диктовать ему условия. Суть в том, что пришедший к власти генерал Чан-Оча - сторонник многовекторной политики, а не бездумной ориентации на США. 

Понимая эти тенденции, Вашингтон в противодействии Китаю больше делает ставку на союз с Австралией, Индией, Японией и Новой Зеландией.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://www.state.gov/deputy-secretary-shermans-travel-to-belgium-turkey-indonesia-cambodia-thailand-and-hawaii/

2) https://thediplomat.com/2021/05/amid-chinese-push-us-official-to-visit-three-southeast-asian-nations/

3) https://interaffairs.ru/news/show/28845

4) https://thediplomat.com/2021/05/is-cambodias-exclusive-dependence-on-china-inevitable/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати