И.Н. Крамской. «Портрет А.С, Грибоедова». 1873 год.
В Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Евразийская дипломатическая миссия А.С. Грибоедова». Мероприятие было приурочено к 225-летию со дня рождения знаменитого российского дипломата, писателя и композитора. Запланированное на ноябрь 2020 года, оно из-за пандемии коронавируса было перенесено и состоялось лишь весной 2021 года.
Конференция состоялась при деятельном участии Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), а также Фонда президентских грантов и Российского государственного социального университета. Непосредственной организацией форума занимался Фонд культурного наследия А.С. Грибоедова и его руководитель, глава холдинга «Сахамедиа» Алексей Чертков.
Как отметил в своем вступительном слове сам А.Чертков, прообразом фонда стал «Арт Грибоедов клуб», созданный в 2018 году на базе библиотеки № 1 имени Грибоедова в Мещанском районе города Москвы. Однако очень скоро ему стало тесно в отведенных стенах. Дело в том, что новый фонд включил в свой состав не только филологов и историков. Он объединил вокруг себя всех, кто интересуется жизнью и творческим наследием этого выдающегося человека: художников, артистов, ученых, журналистов и писателей.
Важнейшей задачей фонда стал сбор экспонатов для музея, который можно было бы открыть в российской столице. «Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: все знают Грибоедова как признанного литературного классика, со школьных лет всем, читавшим комедию «Горе от ума», известно выражение «грибоедовская Москва», но в топонимике имя писателя практически не отражено, хотя он родился здесь. Есть лишь памятник на Чистопрудном бульваре. Нет ни улицы, ни площади, ни станции метро, названной в его честь», - заметил А.Чертков.
Важным направлением деятельности фонда призваны стать экспедиции участников фонда по местам, связанным с жизнью и деятельностью Грибоедова не только в России, но и в Армении, Грузии, Иране, а также на территории Белоруссии, где писатель служил в гусарском полку во время Отечественной войны 1812 г.
Глава фонда отметил, что Грибоедов был человеком, наделенным многими талантами. Писатель, композитор, полиглот, знавший девять языков, дипломат, деятельность которого оставила неизгладимый след в истории и культуре народов России, Ирана, Грузии, Армении. Кроме того, что особенно важно, Грибоедов был и выдающимся мыслителем, который думал о преобразовании Закавказья, но не силой оружия, а экономическим путем. Так родился проект Российской Закавказской компании.
Напомним, что это был за проект. Российская Закавказская компания (в дальнейшем РЗК) должна была создаваться по образцу Русско-Американской торговой компании, с монопольным правом на добычу, обработку и продажу всех природных ресурсов сроком на 50 лет. Условием сохранения привилегий было развитие за срок в 15 лет тех отраслей хозяйства, на которые они были получены (в случае невыполнения данного условия привилегии утрачивались). Уставной капитал компании складывался из продажи акций, а также предусматривалась передача в её собственность всех пустующих и заброшенных казённых земель по символическим ценам. Проект предусматривал создание собственной фабрично-заводской промышленности в крае. Рабочую силу должны были составить вольнонаёмные, массово бежавшие с территорий Османской империи. В случае, если рабочих рук окажется недостаточно, предполагалось переселять крепостных крестьян с тем, чтобы по истечении срока в пятьдесят лет они получили свободу и земельный участок.
Этому масштабному проекту не суждено было сбыться. После гибели Грибоедова в Тегеране в 1829 году кавказский наместник Иван Паскевич, приходившийся покойному родственником (он был женат на его двоюродной сестре), сумел добиться высочайшего утверждения проекта. РЗК была учреждена, был напечатан даже первый список акционеров. Однако в 1830 году началось восстание в Царстве Польском, и император Николай I поспешил отправить Паскевича руководить его подавлением. В 1832 г. в Тифлисе был раскрыт заговор грузинских князей против русской администрации. В нём принял участие и тесть Грибоедова Александр Чавчавадзе (его дочь Нина Чавчавадзе, осталась верна памяти cсвоего мужа до конца своих дней). Все эти события подтолкнули Петербург к масштабной административной реформе в Закавказье, пойдя при этом по самому простому пути и перенеся из Центральной России губернскую систему и действие свода законов Российской империи. После этого о проекте Грибоедова уже не вспоминали.
А.Чертков отметил, что дипломатическое и культурное наследие Грибоедова по-прежнему сохраняет значение для развития гуманитарного сотрудничества стран Евразии. Кроме того, фонд стремится вовлечь в свою орбиту представителей молодежных, профессиональных союзов и организаций, заинтересованных в сотрудничестве стран, в которых служил Грибоедов – России, Грузии, Армении, Ирана. Несмотря на многочисленные попытки рассорить народы наших стран и даже осквернение памятников писателю сторонниками радикальных националистических движений в Ереване в 2019 году и Тбилиси в 2021 году, участники фонда продолжают способствовать развитию межкультурных, образовательных, межнациональных отношений на постсоветском пространстве. Кроме того, в сложных внешнеполитических условиях их деятельность служит напоминанием о дипломатических работниках, погибших на своем посту.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs