Франсу Пино-Бенуа. Фото автора.
Французский скрипач франко-русского происхождения Франсуа Пино-Бенуа дал в Москве два концерта в честь своих знаменитых прапрадедов – Александра и Альберта Николаевичей Бенуа, чьи выставки сейчас открыты в Государственной Третьяковской галерее и в Доме Русского Зарубежья соответственно. Казалось бы, что необычного в этом факте? Но необычного достаточно. В зале «Михаила Врубеля» знаменитой Третьяковки в Лаврушенском,10 на фоне гигантского полотна художника «Принцесса Грёза» играли концерт молодой скрипач из Бордо Франсуа Пино-Бенуа и российский пианист Филипп Копачевский.
Франсуа Пино-Бенуа и Филипп Копачевский
В программе - произведения Николая и Александра Черепниных (композиторы отец и сын), Игоря Стравинского, Мориса Равеля – музыкальный и художественный «Серебряный век» сошелся под сводами Третьяковки со своими потомками из XXI столетия. В данный период (вплоть до июля с.г.) в главной галерее Москвы проходит выставка «Александр Бенуа и его «Мир искусства». В это, созданное в России вдохновением художника, режиссера, сценографа А.Н.Бенуа объединение мастеров и деятелей искусства конца XIX–начала XX вв. входили художники Константин Сомов, Леон Бакст, Евгений Лансере, Мария Якунчикова, Анна Остроумова-Лебедева, Зинаида Серебрякова, Вальтер Нувель, публицист Дмитрий Философов и др. Суть концепции и цели их искусства - нравственное совершенствование человека через идеалы красоты и гармонии.
Справка:
Сын главного архитектора Петергофа, Н.Л.Бенуа, Александр Николаевич был вольнослушателем С.-Петербургской Академии художеств, окончил юрфак С-Петербургского университета, но в историю отечественной культуры вошел как художник, историк искусства, художественный критик, театральный режиссер, сценограф, художественный руководитель (1908-1911) «Русских сезонов» в Париже. Из наиболее известных работ А.Н.Бенуа - иллюстрации к произведениям А.Пушкина «Медный всадник» (1904), «Пиковая дама» (1911), «Капитанская дочка» (1919), альбом акварелей «Версаль» (1922) из 26 работ об эпохе Людовика XIV. В 1919 г. Бенуа возглавил картинную галерею Эрмитажа, издав новый каталог экспонатов. Работал в БДТ Ленинграда театральным режиссером, одна из его последних работ советского периода – постановка и оформление спектакля «Свадьба Фигаро» (1926). Вскоре после этого А.Н.Бенуа покинул страну, уехав во Францию.
Праправнук А.Н.Бенуа, молодой скрипач из Бордо Франсуа Пино-Бенуа внес свою лепту в историю современной музыки, осуществив проект, возрождающий музыкальное наследие современника «мирискуссников» - композитора Николая Черепнина. С 1915 года его музыка не исполнялась в России. Николай Николаевич Черепнин был не только талантливым русским композитором, дирижером, педагогом, но и замечательным человеком. Профессор Н.Черепнин поддержал своего ученика Сергея Прокофьева в его новаторском искусстве. Именно Н.Н.Черепнину С.С.Прокофьев посвятил свой первый фортепианный концерт, который современники сразу назвали «футбольным», настолько нетрадиционным было произведение. К Н.Черепнину первому обратился Сергей Дягилев с просьбой создать музыку для балетов его «Русских сезонов».
В Париже Н.Н.Черепнин был директором консерватории (вплоть до своей кончины в 1945 г.), основанной Сергеем Рахманиновым. Теперь Франсуа Пино-Бенуа преподает в этой консерватории своим ученикам. Франсуа по праву можно назвать носителем и подвижником франко-русской музыкальной культуры. Его дедушка по линии отца был регентом в храме, где под его руководством хористы пели произведения Генделя, а в свободное время разучивали старинные французские песни. В Анжу, откуда родом дед молодого скрипача Франсуа, есть своя культурная ассоциация, где как в старые добрые времена, бережно хранят музыкальное народное французское наследие. В интервью журналу «Международная жизнь» Франсуа Пино-Бенуа сказал: «Мое кредо – не уединяться в башне из «слоновой кости», а, совершенствуя музыкальное мастерство, нести своим искусством радость людям».
Открывая концерт во «Врубелевском» зале Третьяковской галереи, Франсуа рассказал историю своей скрипки, которой уже 250 лет. Она была сработана мастерами итальянского «города скрипок» Кремоны в XVIII веке. А в начале XX столетия ее купил на «блошином рынке» в Париже известный французский скрипач Люсьен Дюрозуар, который первым исполнял во Франции Иоганнеса Брамса, вальс Фридриха Штрауса, сонату германского композитора Сезара Франка. Продавец сказал ему, что купил скрипку тоже на «барахолке» в Женеве. Люсьен так и назвал её «Женева» (с ударением на последнем слоге). А вскоре началась первая мировая война, Дюрозуара призвали на фронт и направили на передовую, откуда практически никто не возвращался, настолько страшными были атаки. Свою «Женеву» Люсьен взял с собой и в перерывах между боями играл любимые мелодии. Однажды его исполнение услышал полковник части и приказал собрать среди солдат музыкантов для выступлений в офицерской столовой. Набралось трио, потом квартет, а там и по решению командования Дюрозуар был направлен с передовой санитаром в госпиталь. «Скрипка спасла мне жизнь», - писал Люсьен матери с фронта. По окончании войны, уцелевший, но пострадавший духовно, Люсьен Дюрозуар уехал из Парижа, жил неподалеку от Биаррица, писал музыку. Сын не унаследовал музыкальных способностей отца, он стал известным ученым-эпидемиологом, помогал открытию в Санкт-Петербурге института Л.Пастера. Скрипка же, представляя историческую ценность, давно нашла свое место в музее армии. Выйдя на пенсию, сын вернул музыкальную реликвию в семью и стал устраивать камерные музыкальные фестивали. Однажды на такой праздник музыки попал Франсуа Пино-Бенуа. Услышав, как он играет, владелец скрипки решил дать ему инструмент на время. «Она сразу легла ко мне в руки», - вспоминает Франсуа свои первые ощущения от прикосновения к скрипке «Женева». В тот же день он сыграл на ней сонату Шумана. С тех пор музыкант и скрипка не расстаются. Растроганный исполнением Франсуа, г-н Дюрозуар решил отдать ему бесценный инструмент в пожизненное пользование.
Скрипка «Женева», XVIII в., г. Кремона
Наверное, Александр и Альберт Бенуа (архитектор и акварелист) гордились бы своим праправнуком Франсуа, который служит искусству, любит Россию и Францию и сердцем чувствует музыкальную близость русской и французской музыкальных культур, содействуя укреплению двух народов. Повинуясь внутреннему «компасу», сумел же он добраться до Москвы из Бордо, чтобы поддержать связь поколений и музыкальных традиций своих славных предков, в душах которых жила неизменная заповедь – служить своим искусством людям.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs