Фото israelculture.info
Интервью скрипача-виртуоза из Бордо Франсуа Пино-Бенуа, потомка знаменитых предков Александра и Альберта Бенуа журналу «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Франсуа, Вы родились во Франции, а Россия стала родной для ваших знаменитых предков – Александра, Альберта Бенуа и других представителей фамилии. Каково значение России для Вас? Что Вы думаете о России, ее культуре, ее людях?
Франсуа Пино-Бенуа: Я родился во Франции, а вырос в русской культуре. Для меня Россия имеет сердечное значение. У нас дома всегда была русская литература – Достоевский, Толстой, Пушкин; всегда звучала и звучит русская музыка. Для меня Россия родная, несмотря на то, что я вырос во Франции, но две матери у меня – Россия и Франция.
«Международная жизнь»: Свое музыкальное образование Вы начинали с русских композиторов?
Франсуа Пино-Бенуа: Да, с русской музыки, а что касается скрипичных произведений, то пару произведений Сергея Рахманинова для малышей я осваивал с четырех до шести лет. Самый первый маленький концертик я сыграл в пять лет. В девять лет исполнял концерт Антонио Вивальди с камерным оркестром. А позднее - принимал участие в музыкальных конкурсах, например, конкурсе Мориса Равеля, Александра Глазунова в Париже.
«Международная жизнь»: Когда в вашу жизнь вошла скрипка? Расскажите, пожалуйста, о скрипке, на которой Вы играете?
Франсуа Пино-Бенуа: В четыре года родители повели меня на «День открытых дверей» в музыкальную школу нашего города Бордо. Почему? Потому что, как рассказывала мне моя мама, в детстве я всегда пел, все время пел, и родители поняли, что у меня есть музыкальный слух. В четыре года я не мог самостоятельно выбирать инструмент, но хорошо помню тот день. Например, виолончель меня испугала, особенно, её звучание. До фортепиано было трудно дотянуться, а скрипка мне сразу понравилась и внешне и по голосу. Изначально родители не собирались делать из меня музыканта-скрипача. Просто дали мне возможность самому играть музыку, и я им за это очень благодарен.
«Международная жизнь»: Где вы получалимузыкальное образование?
Франсуа Пино-Бенуа: Я закончил Консерваторию в Нанте и «с отличием» - Парижскую Высшую национальную консерваторию музыки и танца (Conservatoire national Superieur de Musique et de Danse de Paris). В 1816-1870 гг. она называлась Королевской школой музыки.
«Международная жизнь»: А чем интересна скрипка, на которой Вы играете и как она к Вам попала?
Франсуа Пино-Бенуа: Моя скрипка имеет интересную историю.Как оказалось, это инструмент XVII- нач. XVIII вв. Её первым владельцем был известный французский композитор и скрипач Люсьен Дюрозуар. У скрипки есть имя - «Женева», потому что он нашел ее на «блошином рынке» в Женеве. С ней связан трогательный эпизод: в 1914 году во время Первой мировой войны Люсьен Дюрозуар попал в пехотные войска, которые направили на передовую линию фронта, откуда практически никто не возвращался. В перерывах между боями, он играл на скрипке, с которой не расставался никогда. И однажды его узнал полковник, который бывал на выступлениях этого выдающегося скрипача до войны. Он и помог ему перевестись с передовой в тыл, где Дюрозуар продолжил свою службу, играя для офицеров. В одном из писем домой Люсьен написал: «Эта скрипка спасла мне жизнь».
«Международная жизнь»: Как часто Вы играете персональные концерты и - в каких странах, помимо Франции, выступаете?
Франсуа Пино-Бенуа: Играл в Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, Испании, в Швейцарии, в России и в Китае.
«Международная жизнь»: Ваши впечатления о российской публике?
Франсуа Пино-Бенуа: Российские слушатели очень ценят и понимают классическую музыку, вообще чувствуется высокий уровень культуры. Отношение к музыкантам всегда прекрасное. Например, маленькая деталь: в России всегда после концерта зрители приносят цветы исполнителям. Такая очаровательная деталь, которая на Западе не в традиции зрительской аудитории. А жаль.
«Международная жизнь»: В каких городах России Вы выступаете?
Франсуа Пино-Бенуа: В Москве, Санкт-Петербурге, в прошлом году проехал по нескольким городам, выступал в Воронеже, Пензе, Архангельске, в Иркутске.
«Международная жизнь»: Солидно! Традиционный вопрос – ваши любимые композиторы?
Франсуа Пино-Бенуа: Очень люблю музыку П.Чайковского, обожаю Л.Бетховена, но он очень сложный композитор, у него такие глубокие образы, их, порой, трудно понять и осмыслить, но играть очень интересно. Бетховен-композитор всегда как между двух миров – романтикой и классикой, традицией. Для меня всегда огромное удовольствие играть его произведения. Мне думается, это идет от труда поиска исполнения его произведений. Чем больше вкладываешь труда и сам ищешь, тем больше удовольствие от его музыки.
«Международная жизнь»: Ваше отношение к русской классической музыке?
Франсуа Пино-Бенуа: Она мне очень близка, очень нравится, люблю её. В русской классической музыке меня особенно покоряют роскошные мелодии, они есть даже у композиторов XX в. - у С.Прокофьева и у Д.Шостаковича, у Р.Щедрина, хотя Щедрин особенный композитор, его музыка более абстрактная, но интересная.
«Международная жизнь»: Франсуа, Вы человек, родившийся на рубеже XX и XXI веков – какой Вы видите музыку будущего? По какому пути, по вашему мнению, пойдет ее развитие, если уже сегодня Вы улавливаете тенденции этого?
Франсуа Пино-Бенуа: Музыка всегда живет с композитором. Все наши гении – Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов - они идут сквозь века, и их музыка бесконечна, вечна. Задача музыкантов давать образцы исполнения, чтобы музыка жила долго, надо воспитывать публику на эталонах исполнительского искусства. В этом отношении на исполнителе лежит важная задача – всегда совершенствовать мастерство. Это культура, классическая музыка требует соответствующего исполнения, это многовековая традиция, её надо поддерживать на должном уровне. Тогда будет и потребность у людей, любителей музыкального искусства идти в концерты и слушать музыку неустанно.
«Международная жизнь»: Франсуа, как Вы относитесь к исследованиям многих музыкантов, занимающихся реставрацией старинных музыкальных произведений и осваивающих старинные инструменты?
Франсуа Пино-Бенуа: Во Франции намечается хорошая тенденция - открывают имена незаслуженно забытых композиторов, Рейнальдо Хана, Анри Вьетана, Лили Буланже, много забытых польских композиторов. Радостно узнавать хорошую музыку, возрождать её для людей, для мировой музыкальной культуры.
«Международная жизнь»: Каким Вы видите свое будущее: это будут сольные выступления или игра в симфонических или камерных музыкальных коллективах? Есть ли мысли о создании своего ансамбля?
Франсуа Пино-Бенуа: Очень уважаю оркестры, думаю, что самая красивая музыка звучит в симфоническом оркестре. Столько красок, столько образов! Но по своей натуре я человек свободный, поэтому вижу себя в сольной и в камерной деятельности. А сейчас преподаю в Рахманиновской консерватории в Париже. Она была основана Сергеем Рахманиновым. Преподавательская деятельность – очень интересный творческий процесс.
«Международная жизнь»: В московских концертах весной этого (2021) года Вы выступали в контексте культурных программ, связанных с вашими знаменитыми предками – Александром и Альбертом Бенуа. Намерены ли Вы сами инициировать подобные программы и не только в России, но и в других регионах мира? Насколько Вам это интересно и значимо для Вас?
Франсуа Пино-Бенуа: Для меня это и интересно, и значимо. Я с удовольствием принял бы участие в таких программах еще и еще раз. В этом году я должен был играть в концертах, посвященных юбилею Александра Бенуа в Лондоне. Там есть «Пушкинский Дом», - это их инициатива. Мне эта музыка близка и интересна, и хочется её показать во всей красоте. Но ситуация в мире внесла свои коррективы. Увы.
«Международная жизнь»: Что помимо музыки увлекает Вас в жизни? Есть ли желание самому писать музыку?
Франсуа Пино-Бенуа: Люблю литературу, люблю вкусно поесть. (Смеется). Увлекаюсь всемирной историей, мне интересно знать все о древних греках, историю итальянцев, там есть ключевые моменты, которые помогают понимать и музыкальные образы, дают возможность более глубоко «читать» их, улавливать подтекст. Ведь, например, нелегко сходу понимать музыку Баха, те же «Страсти по Матфею», но знание истории и истории литературы открывают двери в незнаемое. Вы помните, были такие исторические периоды, когда нельзя было рисовать образ Христа ни карандашом, ни красками, но у людей было желание передать эти образы – и с этой задачей справились композиторы и музыканты. Это столь же сложно, сколь и увлекательно. Создание объемного образа музыкальными средствами – это невероятно сложное искусство, порой мучительное, но окупается сторицей.
«Международная жизнь»: Какую роль в вашей жизни играют книги? Путешествия?
Франсуа Пино-Бенуа: Чисто познавательную.
«Международная жизнь»: Что для Вас означает понятие Родина?
Франсуа Пино-Бенуа: Родина – это любовь к той культуре, в которой ты вырос. Для меня это Россия и Франция, я в постоянном балансе.
«Международная жизнь»: В чем Вы видите свое предназначение? Свой жизненный путь?
Франсуа Пино-Бенуа: Пока я не углубляюсь в этот вопрос. Я музыкант и служу музыке, моя цель совершенствоваться вместе с музыкой.
Спасибо, Франсуа!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs