ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Трационная Non/fiction в нетрадиционное время

14:27 29.03.2021 • Ольга Ивлиева, редактор журнала «Международная жизнь»

В конце марта прошла очередная выставка Non/fiction №22.

Она, пожалуй, самая необычная из всех предыдущих, что вполне закономерно в наше непростое время. Начнем с того, что анонсированная на декабрь прошлого года, она была перенесена (что случилось впервые!) сразу на конец весны – подальше от того ковидного состояния общества, в котором не наблюдалось быстрого выздоровления. Также впервые на выставке не было официального зарубежного гостя, хотя многие стенды и представляли иностранные издательства – из европейских, азиатских, ближневосточных стран. Наконец, почти у входа сразу попались на глаза книги со словом, обозначающим явление, перевернувшее жизнь всей земли.

Так, на стенде издательства «Альпина Non/fiction» присутствовали сразу две подобные книги: Ирина Якутенко «Вирус, который сломал планету» и Соня Шах «Пандемия».

В первой из названных книг автор решилась научно объяснить совершенно новое явление. Она уверена, что изложенные ею (надо отметить - вполне популярным языком) фундаментальные основы уже не поменяются: они служат каркасом, на который читатель сможет нанизывать новые знания. В предисловии автор констатирует: «В начале 2020-го оказалось, что человечество перешло в перманентный режим ЧС из-за банального инфекционного заболевания – точно так же, как в каком-нибудь XV веке». Цель книги – на основе накопленных наукой знаний разъяснить каждому человеку и обществу в целом суть опасности и способах борьбы с ней.

Книга С.Шах первоначально вышла в свет несколькими годами раньше, и в ней речь идет в основном о холере. Однако упоминались и другие эпидемии, в том числе и коронавирус, который в то время был (к счастью !) не актуален. Кто читал эту работу уже после распространения последней пандемии, нашли, что сведения о Ковид-19, изложенные задолго до его завоевания миром, просто уникальны.

Можно предположить, что пресловутая пандемия как-то даже поспособствовала массовому появлению новых книг. Видимо, затворничество позволило многим авторам более оперативно дописать, доделать начатое. Значительное число книг датированы уже этим годом, хотя не прошло и трех месяцев с его начала.

На мой взгляд, не претендующий на углубленный анализ, на выставке можно было заметить много аналитических работ на самые разные темы.

В аннотации привлекшей внимание книги Дмитрия Зыкина, выпущенной ИД «Питер», «Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной» читаем: «Сегодня в мире есть две экономики. Одну проповедуют российские либералы. В ней "невидимая рука" рынка расставляет все по своим местам, в ней уровень жизни страны зависит от количества политических партий и частоты выборов. Много чего есть в этой экономике, нет только одного - ее самой... А что есть? Есть реальная мировая экономика. В которой нет никакой свободной конкуренции, но есть жесткая борьба. Не на жизнь, а на смерть. С применением очень эффективного оружия. Его имя - протекционизм. Защита своих производителей, от производителей чужих».

Содержание книги – описание истории этой борьбы, где рассказывается об истоках могущества Британии, секретах успеха Южной Кореи, Тайваня, Японии и о причинах экономического прозябания Латинской Америки. Не обойдена вниманием и Россия, где воздается должное русским царям, поддерживавшим отечественных предпринимателей.

Предисловие к этому труду Николая Старикова заканчивается такими словами: «Что может быть интереснее истории экономики? Тем более запрещенной»...

Публицист, свидетель и исследователь драматических событий конца XX века Александр Мосякин в своей книге «Третья русская революция. От горбастройки до Путина», вышедшей в этом году в издательстве «Вече», рассказывает о силах, что разрушили СССР и построили на его развалинах режим клептократии. Он подробно анализирует «деятельность» олигархических групп и национальных кланов, раздиравших обессиленную и фактически обезглавленную страну. Поименно называет тех, кто сделал Кремль проходным двором для иностранных разведок и агентов влияния.

Переломным моментом автор считает спецоперацию по внедрению в постсоветскую политическую элиту России Владимира Путина и группы офицеров КГБ. Он скрупулезно восстанавливает мозаику малоизвестных и недооцененных событий и подковерных схваток, которая неожиданно для многих сложились в новую политическую реальность. А также объясняет, почему Россия, вернув себе суверенное право на самостоятельное развитие, застыла на перепутье.

 

На стенде издательства «Книжный мир» пользовалось популярностью только что вышедшее, четвертое, расширенное и дополненное издание культовой книги русского историка Андрея Фурсова «Россия между революцией и контрреволюцией. Холодный восточный ветер». Это взгляд на Россию сквозь призму тех катаклизмов 2020-2021 годов, что происходят в мире, и в то же время – русский взгляд на мир. В рецензиях на эту работу говорится: «Восточный ветер» – это символ здоровой силы, необходимой для уничтожения грязи и гнили, скопившейся, как в мире, так и в России за последние годы. Нет никаких сомнений, что этот ветер может прийти только с Востока – больше ему взяться неоткуда. Нарастающие массовые протесты на постсоветском пространстве – от Хабаровска до Беларуси, обусловленные экономическими, социодемографическими, культурно-психологическими и иными факторами, требуют серьезной модификации алгоритма поведения властных элит. Новая эпоха потребует новую элиту – не факт, что она будет лучше; факт, однако, в том, что постсоветика свое отработала. Сможет ли она нырнуть в котел исторических возможностей и вынырнуть «добрым молодцем» или произойдёт «бух в котел, и там сварился» – вопрос открытый. Любой ответ на него принесет всем нам много-много беспокойства. Ответ во многом зависит от нас, от того, насколько народ и власть будут едины и готовы в едином порыве рвануть вперед»…

Как и на предыдущих выставках, на только что прошедшей также впечатляло количество участников – их более 300, в числе которых крупные и помельче издательства и издательские дома, издательства союзов, фондов, университетов, институтов. А уж об обилии направлений литературы и тематики говорить излишне – их сотни и тысячи.

Авторов представленных на стендах книг можно найти по несколько человек на каждую букву алфавита и перечислять имена до бесконечности. Список начинает Наринэ Абгарян с ее автобиографической повестью «Манюня», забавный персонаж которой полюбился взрослым и детям и имел уже несколько продолжений. Много фамилий известных, чьи книги читали и перечитывали (Д.Быков, Е.Водолазкин, В.Познер), есть совсем новые. Завершает список (по алфавиту) Гузель Яхина, буквально ворвавшаяся в первые ряды популярных авторов с Зулейхой, мгновенно нашедшей отклик в сердцах тысяч читателей. На выставке ее последний (третий) роман «Эшелон на Самарканд» расходился, как горячие пирожки.

Глядишь на все это изобилие книжного рынка, и приходит благостная мысль, что если в нынешнее время производят столь солидное количество печатной литературы, значит она востребована, читается, вопреки мнению, что интерес к книге падает. Толпившиеся у каждого стенда посетители – яркое подтверждение такого интереса. Самые разнообразные вкусы и пристрастия могли быть удовлетворены. Мемуарная литература представлена здравствующими и ушедшими государственными деятелями, например, книгами: М.Горбачев «В меняющемся мире» и Е.Примаков «На пороге перемен».

Спектр тем поистине неограничен. Вот, для примера, некоторые издания: Александр Орлов «ООН в современном мире. Взгляд из Москвы», сборник под названием «История из уст Синь Цзиньпиня». Рядом книги, расширяющие рамки известных тематик, такие как «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг.» С..Ярова (издательство «Центрполиграф») или переизданный труд Марка Гоулстона «Как разговаривать с муд*ками», вышедший в издательстве «Манн, Иванов» и Фербер».

Многоконфессиональность, присущая нашей стране, подтверждена выходом книг с новым «словом» в данной конфессии или отражающими жизнь, явления через призму данной конфессии. Так, классическое учебное пособие В.Печатнова «История церкви» в пяти частях, выходящее в МГИМО-Университете, и «История русской православной церкви» издательства «Росспэн» традиционно издаются и переиздаются. Новые труды и исследования появились в книгах Дмитрия Урушева по старообрядчеству – «Русское старообрядчество» и «Святая Русь. Подлинная история старообрядчества». Стенд этого религиозного направления пользовался неослабевающим вниманием.

Не обойден вниманием и иудаизм, правда в несколько ином, популярно-художественном выражении. Книга «Жиды и евреи в русской классике», неоднократно переиздается в связи с неослабевающим к ней интересом. В этот сборник входят произведения русских классиков: И. Тургенева, А.Чехова, Н.Гарин-Михайловского, М.Горького, В.Короленко, А.Куприна, Ф.Достоевского, М.Салтыкова-Щедрина, Н.Лескова, А.Белого, Д.Мережковского, В.Иванова…

 

В прошедшем году, когда отмечалось 100 лет Службы внешней разведки, вышло множество книг по этой тематике. В них - расшифровка фамилий тех, кто в течение десятков лет жили и совершали невидимые подвиги под другими фамилиями. Одна из знаковых книг – «Служба внешней разведки Российской Федерации. Документы и свидетельства».

В этом объемном томе предстает как бы емкая летопись СВР на протяжении века. Впервые материалы из ранее засекреченных архивов можно воочию увидеть хотя бы в виде факсимиле, познакомиться с абсолютно новыми страницами истории, большинство из которых увидели свет совсем недавно.

Одним из постоянных авторов произведений на тему данной, тайно-героической тематики является Николай Долгополов. Написав о разведчиках 13 книг, вышедших в том числе в «ЖЗЛ» и с момента появления ставших бестселлерами, автор на прошедшей Non/fiction представлял абсолютно новую по теме работу – «От Франсуазы Саган до Абеля». Ее с полным правом можно отнести к мемуарной литературе.

Не только имена людей, о ком автор рассказывает как человек им знакомый и друживший с ними, но даже темы, которые он освещает, - трудно сразу охватить: работа разведчиков, журналистика, Иран, Франция, люди искусства, Чернобыль, диссиденты, спорт, цирк, Олимпиады, фигурное катание. И это далеко не полный список.

Хочется привести два отрывка из этой книги, связанных с теми, чьи фамилии - в названии на обложке. Первая – Франсуаза Саган: «Когда заговорили о президенте Миттеране, она [Саган] оживилась. Вы дружите с Миттераном? – осведомился я… - Видимо. И уже долгие годы. Он не предает и не бросает людей. А в нашу застывшую французскую кровь влил новую. Разрешил почувствовать вкус настоящей жизни всем, кто хотел приехать сюда из Африки. Во время войны бился с фашистами, сейчас старается превратить страну по-настоящему в свободную. Он независим. Никогда ничего не брал у этих, от нас далеких (намек на США?..) Там это многим не нравится. Но и здесь, у нас, ради которых это все и делается, тоже».

Теперь об Абеле: «Долгие годы Абель нелегально работал в США. Возглавлял сеть советских атомных разведчиков и их агентов… Гораздо меньше известно о его связях с нашими нелегалами, осевшими в Латинской Америке… Приказали ему выполнить задание самого Сталина: вернуть знаменитого ученого Капицу на родину… Но Петр Леонидович в Советский Союз не собирался. Понимал, к чему у нас катится… Но Абель упрямца уговорил… Во время войны Абель бывал в Третьем рейхе, служил в немецком штабе… Вот уж кому досталось невзгод за все его чужие пять жизней нелегала и за одну собственную. Он справился».

Конечно, самые что ни на есть контрастные названия можно было заметить на стендах выставки.

Так, издательство «Пашков дом» выпустило книгу «Великий библиотекарь» в память о Маргарите Ивановне Рудомино) — личности необычайно яркой и даже уникальной в истории отечественной культуры. Основатель и бессменный директор - на протяжении более 50 лет - Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, она отразила целую советскую эпоху со всеми ее достижениями и противоречиями.

А доброй светлой памяти неподражаемого Юрия Никулина послужит книга «Анекдоты от Никулина», вышедшая совсем недавно в издательстве «Зебра-Е».

Понятно, что перечисленные книги – это капля в море нынешней печатной продукции для интеллектуального чтения. Поэтому в завершение хочется сказать, перефразируя детское стихотворение, - все изданья хороши – выбирай на вкус.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати