ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Деловые связи России с Латинской Америкой в условиях пандемии: проблемы и перспективы

11:43 23.03.2021 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Небывалая по своему размаху пандемия коронавируса нанесла по мировой экономике XXI века ощутимый удар. От эпидемии страдают международные связи, страны закрывают свои границы, падают объемы торгово-экономических отношений, Крупные потери понёс туристический сектор. Во многих государствах ведется борьбы с пандемией, спешно разрабатываются антиковидные лекарства и вакцины, начаты массовые прививки населения. Руководители самых передовых стран разрабатывают планы восстановления своих экономик, спешат возродить прибыльные отрасли и международные деловые связи. Как обстоят дела в России? Какие неотложные меры специалисты предлагают принять нашей стране для возрождения и развития торгово-экономических отношений с другими государствами, в частности, с регионом Латинской Америки?.. На вопросы обозревателя «Международной жизни» отвечает Генеральный директор Национального Комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА) Татьяна Николаевна Машкова.

 

«Международная жизнь»: Татьяна Николаевна, как всемирная эпидемия COVID-19 повлияла на торгово-экономические связи России со странами Латинской Америки?

Татьяна Машкова: В условиях пандемии, прежде всего, наблюдается спад мировой и нашей, отечественной экономики. И один из путей её подъема, обеспечения успешного функционирования российских предприятий – наращивание объёмов производства и экспорта несырьевой и неэнергетической продукции и российских технологий. Весьма перспективным потребителем российских передовых технологий и высокотехнологичных товаров являются страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). В этом регионе российские товары ждут, отношение к нашей стране в целом хорошее, у нас нет острых противоречий, территориальных споров, не было ни войн, ни конфликтов. По целому ряду сложных вопросов международной политики мы можем рассчитывать на поддержку именно латиноамериканских государств. Регион удален от нас территориально, но близок по духу. Океан нас разделяет, но он же и соединяет: все страны ЛАКБ, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к морю (т.е. им нужны порты и современные суда). Напомню, что регион ЛАКБ – 33 страны (или 32 без «свободно присоединившейся к США» Пуэрто-Рико) с населением около 600 миллионов человек. Латиноамериканский регион богат полезными ископаемыми, энергоносителями, редкоземельными металлами, лесами, сельхозугодьями, водными ресурсами. Однако товарооборот России с ЛАКБ по сравнению с рядом других стран практически ничтожен и никак не может нас удовлетворить. По данным на 2019 год, в самый канун пандемии COVID-19, наш товарооборот с ЛАКБ был в 61 раз меньше, чем у США, в 24 раза меньше, чем у Китая и в 17 раз меньше, чем у Евросоюза. Если говорить конкретно, то российский товарооборот с ЛАКБ составлял в 2019 году 14,4 миллиарда долларов (8,1 миллиарда долларов импорт и 6,3 миллиарда долларов экспорт). Доля стран ЛАКБ в объеме внешней торговли России составляет 2,2%, в экспорте – 1,5%, в импорте – 3,5%...

Конечно, пандемия в 2020 году подсократила и без того скромные результаты наших торгово-экономических связей со странами ЛАКБ. И это Россию никак не может удовлетворить…

 

«Международная жизнь»: Татьяна Николаевна, что наша страна поставляет в Латинскую Америку и Карибский бассейн и какие товары мы ввозим из государств этого региона?

Татьяна Машкова: Почти 44% российского экспорта в ЛАКБ составляет продукция химической промышленности, 26,6% - минеральные продукты, 19,2% - металлы, 4,9% - машины и оборудование, 3,1% - продовольствие и сельскохозяйственное сырье, 2,1% приходится на древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Теперь о том, что мы получаем из ЛАКБ. Основные товары российского импорта: бананы, соевые бобы, мясо КРС, рыба замороженная, свинина, лекарственные средства, табачное сырье, автомобили легковые (2,4%), кофе, какао и шоколад… 

Номенклатура продукции и технологий, востребованных в странах Латинской Америки, широка: энергетическое оборудование и технологии, машинно-техническая продукция, в т.ч. сельхозмашины и трактора, технологии пожаротушения в том числе самолёты Бе-200, катера, пассажирские среднемагистральные самолёты SJJ-100 и МС-21, удобрения и сельхозхимия, IT-технологии и мобильная связь, медицинское оборудование. Важное направление – продукция для силовых структур, включая полицейскую технику и амуницию.

 

«Международная жизнь»: А какие есть перспективы развития торговых отношений?

Татьяна Машкова: Наши крупные компании уже присутствуют в Латинской Америке и имеют там хорошие перспективы. К сожалению, в части экспорта ЛАКБ не находится в центре внимания наших профильных министерств. Приоритетом пользуются в основном Китай, Ближний Восток, что, конечно, естественно с точки зрения геополитики и традиций. Правда, в последнее время наблюдается всплеск интереса к странам Африки. 

Министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что в 2021 году Правительством планируется принятие новой Стратегии внешнеэкономической деятельности России. Мы надеемся, что сотрудничество с латиноамериканским регионом займет в этой Стратегии достойное место.

Основные положения развития товарооборота со странами ЛАКБ подробно изложены в Комплексном проекте «Обеспечение роста российского несырьевого неэнергетического экспорта путем возрождения национального торгового флота и создания конкурентной экспортной инфраструктуры в России и за рубежом». Наш Комитет принимает активное участие в работе над этим документом. Этот проект - стратегический, долгосрочный, амбициозный. Он предусматривает возрождение российского флота (строительство 144 кораблей с общим водоизмещением 7,05 млн тонн), строительство и модернизацию портов в России, в ЛАКБ и в Африке, создание экспортной инфраструктуры (шоу-румы российской продукции, склады и прочее.), создание расчетных центров, разработку альтернативных механизмов взаиморасчетов. В Проекте учтены все три кита: «Транспортировка - Складирование и Реализация – Платежи». 

В проекте приведены результаты изучения потенциальных рынков стран ЛАКБ и Африки для продвижения российского несырьевого экспорта. Подготовительные мероприятия по разработке концепции проекта стартовали в 2015 году и велись экспертной группой в составе ведущих специалистов в области развития экспорта (ВНИКИ, Институт Африки, Институт Латинской Америки и Институт проблем управления РАН, НК СЭСЛА).

При создании концепции использован многолетний успешный опыт продвижения национального несырьевого экспорта США, ЕС, Японии, Южной Кореи, Сингапура и Китая, а также наработки Черноморского пароходства времен СССР. Экономические расчеты финансовой модели Комплексного Проекта подготовлены Институтом проблем управления им. В.И. Трапезникова. Кстати, и структура грузовой базы российской продукции и технологий, востребованных в странах ЛАКБ, подробно описана в проекте. 

 

«Международная жизнь»: Какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо в первую очередь решить для успешной работы на латиноамериканском рынке?

Татьяна Машкова: Сейчас нужно говорить уже о целом комплексе проблем, ждущих своего решения. На наш взгляд, следует обеспечитьгосударственную поддержку, в том числе, финансовую (кредитами и страхованием), а также правовую, включая защиту интеллектуальной собственности (патентование и другие), и дипломатическую. Необходимо развивать институт торгпредств в регионе ЛАКБ для оказания содействия бизнесу (прежде всего малому и среднему) в продвижении российских несырьевых неэнергетических товаров. Проблема нехватки представительств и кадров, профессионально обеспечивающих интересы российского бизнеса в благодатном для нас латиноамериканском регионе, стоит весьма остро (сегодня в ЛАКБ работает всего 5 торгпредств, нет ни одного представителя Российского экспортного центра и Торгово-промышленной палаты РФ). Желательно рассмотреть вопрос о возобновлении работы российских торгпредств в Мексике, Колумбии, Боливии, Эквадоре. Представляется важным решить логистические проблемы, которые подробнейшим образом изложены в уже упомянутом мною Комплексном проекте, с обоснованием создания Российской судоходной компании для перевозки контейнерных, генеральных и специальных грузов. 

Безусловно, нужно решать острейшие проблемы взаиморасчётов по контрактам с зарубежными странами (в том числе и со странами ЛАКБ) в условиях нарастания санкций западных стран.

Учитывая, что значительная часть российских банков и компаний-экспортёров находится под санкциями, долларовые взаиморасчеты невозможны, расчёты в евро затруднены. Весьма актуален поиск путей решения проблемы перевода платежей. Необходимо проработать возможность использования альтернативных финансовых схем и инструментов (бартер, клиринг, создание специальных клиринговых расчетных центров, расчёты в национальных валютах, внедрение российской системы, аналогичной «swift», использование крипто-валюты). Слово за Минфином России и Центробанком! Проработать вопрос подписания Соглашений о свободной торговле между Россией и странами ЛАКБ, в частности, с Чили и Перу. 

Подписание Соглашения о свободной торговле между Евразийским Экономическим Союзом и Чили послужило бы механизмом стимулирования роста взаимного торгового оборота. Привлечение к решению данного вопроса нефтегазовых компаний России и Чили стало бы хорошим стимулом для скорейшей проработки этой темы. Положительный эффект от заключения Соглашения будет способствовать увеличению поставок российской готовой промышленной продукции. Россия, товары из которой в настоящее время подпадают под таможенную пошлину 6%, находится в невыгодном положении. Мы проигрываем конкурентам из США, Китая, Бразилии, Аргентины, Европы. В частности, это касается предложений российских компаний на транспортные средства (КАМАЗ, АВТОВАЗ, УАЗ), вертолеты, промышленное оборудование, металлы, удобрения, нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, бумагу и картон, зерно. Естественно, при заключении ССТ с Чили в рамках ЕАЭС необходимо учитывать экономические интересы других его членов. Например, Казахстан экспортирует в Россию медь и изделия из неё ежегодно на сумму около 100 миллионов долларов. Чили – основной экспортёр меди на мировой рынок. Возможные противоречия придется учесть в ходе подготовки проекта соглашения.

 

«Международная жизнь»: Теперь, Татьяна Николаевна, прошу вас вернуться к общей для всех регионов проблеме логистики, транспортировки грузов. Как обстоят дела с этой острой стороной вопроса взаимодействия с ЛАКБ? Что вами предлагается?

Татьяна Машкова: Да, это один из важнейших и очень больной вопрос. В 2019 году транспортировка российских внешнеторговых грузов морскими судами под российским флагом составила всего 4%, остальные 96% российского экспорта/импорта перевезены транснациональными компаниями. Давайте вернемся к проблемам. 98% контейнерооборота Российской Федерации приходится на ТНК. Почти весь объем российского внешнеторгового грузооборота поделен между несколькими ведущими зарубежными морскими перевозчиками, имеющими свои аффилированные структуры в каждом российском порту. Россия оказалась в ситуации крайней уязвимости и жесткой зависимости от ТНК. С 2018 года ТНК стали отказывать в перевозке экспортных грузов российским «санкционным» компаниям, а также препятствовать экспорту или блокировать существующие логистические каналы для продукции ВПК (в том числе гражданского и двойного назначения). Реализация Комплексной программы позволит Российской Федерации возродить современный морской торговый флот, получить высоколиквидные активы экспортной инфраструктуры за рубежом с портами и прилегающими к ним земельными участками на условиях договора концессии на срок не менее 49 лет, построить международную конкурентную банковскую инфраструктуру, сочленить политические и экономические интересы стран Евразийского экономического союза, обеспечить стабильный ежегодный прирост ВВП и налоговые поступления в бюджет страны, а также создать более одного миллиона новых рабочих мест. Но, к сожалению, колоссальный потенциал России в товарообороте со странами ЛАКБ и Африки не используется в полной мере. С поддержкой государства эту ситуацию можно и необходимо поправить! Реализация мероприятий по развитию экспорта несырьевой и неэнергетической продукции и технологий позволит России к 2035 году значительно повысить эффективность и динамику товарооборота со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, значительно увеличив объем своего экспорта в несырьевом секторе. Для России это - регион больший возможностей.

 

«Международная жизнь»: Татьяна Николаевна, какие наиболее важные планы у Национального Комитета СЭСЛА на ближайшее время?

Татьяна Машкова: Время летит очень быстро. Особенно, когда много работы. Это как раз наш случай. Кажется, только недавно мы составляли план на первое полугодие 2021 года, а уже почти три месяца промелькнули. А планы у нас в НК СЭСЛА, каквсегда, обширные. Наша Дирекция постоянно ведет индивидуальную работу с компаниями-членами Национального Комитета по трём десяткам направлений, таким, как поставки медицинского оборудования, фармацевтики, расходных медицинских материалов и препаратов для борьбы с коронавирусом, авиастроение и запчасти, включая лизинг российской авиационной и вертолетной техники, логистика, туризм и деловой туризм, финансы и инвестиции… Наша постоянная забота также – поиск потенциальных партнеров и установление новых деловых связей, подбор импортеров и дистрибьютеров, располагающих собственным сетями сбыта продукции, подготовка информационных материалов о состоянии экономик стран ЛАКБ в условиях пандемии COVID-19, аналитических и маркетинговых исследований по заказам российских компаний-членов НК СЭСЛА и латиноамериканских партнеров на коммерческой основе, содействие установлению прямых межбанковских связей между российскими и латиноамериканскими банками и финансовыми структурами. Всего и не перечислить. Сейчас готовимся к проведению Общего собрания НК СЭСЛА, которое подведет итоги нашей работы в прошлом году и утвердит планы на будущее.

 

«Международная жизнь»: Желаем вам, Татьяна Николаевна, здоровья и успехом в вашей благородной деятельности. Благодарим за интересное интервью.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати