В Эрмитаже - аншлаг! С 10 декабря 2020 года в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца проходит самая посещаемая выставка времени пандемии - «Линия Рафаэля. 1520-2020: от Рафаэля до наших дней». Выставка приурочена к 500-летию со дня смерти ярчайшего представителя искусства эпохи Высокого Возрождения итальянского живописца, графика, архитектора Рафаэля Санти и показывает его влияние на европейскую живопись. И даже шире - на художественное мировоззрение, которое во многом формировало всё европейское искусство с XVI века до наших дней.
Формат выставки определён как «выставка-диалог», где работы художников пяти веков сопоставляются с творениями Рафаэля. Экспозиция - около 300 образцов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди них знаменитые шедевры и неизвестные работы. Многие произведения живописи и графики впервые демонстрируются публике.
Собственно Рафаэль - это только самое начало выставки, её первый круглый зал. Великолепная задумка организаторов! Действительно, что может быть совершеннее круга? Так образно показано совершенство Мастера, имя которого уже при жизни ассоциировалось с непревзойдённой красотой и гармонией. В этом круглом зале зияет пустотой левый стенд - на выставку не приехала «Прекрасная садовница» из закрытого до сих пор Лувра. Зато первозданным нежнейшим светом пленяют фрески из приватного зала в Ватикане, написанные по рисункам Рафаэля. Причём фрески показаны в процессе реставрации. Через квадратики-прямоугольники, как через пиксели, из-под позднейших наслоений проявляются изначальные картины. Каждая следующая фреска открыта всё больше. И вот уже стыдливо одетая художниками позднего периода «Венера, завязывающая свои сандалии» превращается в обнажённую «Венеру, вынимающую из ноги занозу». На белый розовый куст капает капля крови богини; так, согласно легенде, явились в мир красные розы... Где ещё можно увидеть картины в процессе реставрации? Эрмитаж только на время выставки представляет такую уникальную возможность…
Каждый следующий зал анфилады – другой век, иные художники, живописные школы. Они копируют, цитируют картины именно Рафаэля. Как так? Почему все пишут, например, не Леонардо да Винчи или Микеланджело? Ведь эти гениальные творцы жили в одно время. Почему именно Рафаэль?
Вот как отвечает на этот вопрос один из кураторов выставки Василий Успенский: «организатор он (Рафаэль) был от Бога. Мало кто успел столь многое за столь недолгий срок и умел так успешно распространять свое искусство по множеству медиаканалов. Он занимался станковой и монументальной живописью, архитектурой, археологией, делал проекты шпалер, наконец, тиражировал свои художественные образы через печатную графику. Десять лет он сотрудничал со знаменитым римским гравером Маркантонио Раймонди, который перевел в гравюру великое множество работ Рафаэля, вплоть до самых беглых эскизов, которые, впрочем, активно дорабатывал сам. Эстампы разлетались по Европе, создавая визуальный фон эпохи. Их использовали керамисты и оружейники, ювелиры и эмальеры, мебельщики и витражисты — и, конечно, живописцы. Для XVI века это было своего рода «вирусное видео». Да и впоследствии роль гравюры была значительной. Екатерина II так вдохновилась серией гравюр по Рафаэлю, что в результате мы имеем в Эрмитаже Лоджии Рафаэля — копию того, что художник создал в Риме».
Да, именно Рафаэлю первому пришла идея растиражировать свои рисунки в виде гравюр. Его гравюры фактически становятся первыми в истории «разукрашками». Это был гениальный пиарход. За свою недолгую жизнь Рафаэль стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. А на выставке мы воочию убеждаемся, что Рафаэль становится также и любимой цитатой со времени эпохи Возрождения до сегодняшнего дня.
Одной из самых узнаваемых картин в истории является «Сикстинская Мадонна». На выставке представлена целая череда версий на тему этой картины от светлых полотен Владимира Боровиковского и Александра Иванова до трагичных Виктора Васнецова и Михаила Врубеля. Пред нами раскрывается история и тайна, как внутри многих и многих картин, в том числе наших родных, живёт Рафаэль…
В залах ХХ и ХХI века представлены особенно контрастные работы. Это и Сальвадор Дали с его видением Сикстинской Мадонны в виде оголённого сердца с пустыми ликами, порнографический Пикассо с зашторенными рисунками под грифом 18+, великий Евгений Вучетич с триумфальным образом советского воина–освободителя с девочкой на руках – как видим тоже переосмысление композиции Рафаэля. Последняя работа выставки датирована 2020 годом. Это ещё одна вариация Сикстинской Мадонны на листе как бы вышедшем из принтера, где стекающие краски создают струящийся эффект. Своеобразная попытка то ли играть в Рафаэля, то ли проникнуть в его замысел...
Выставка не оставляет равнодушным никого. Особенно восхищают залы XVI-XIX столетий. Бесспорно, экспозиция уже стала уникальным явлением в художественной жизни России. Организаторам и кураторам удалось создать событие и «напомнить, что краеугольным камнем европейского искусства был и остается Рафаэль. Он — константа, и возвращение к нему неизбежно»…
И если при жизни Рафаэля осыпали всеми возможными на Земле дарами и почестями, то сейчас, фотографируясь на фоне шедевров Рафаэля, зритель отдаёт дань гению, соприкасаясь к совершенной гармонией, которой так не хватает в современной жизни и в душе практически каждого...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs