XXI в. демонстрирует явную усталость мира от агрессивно навязчивой политики коллективного Запада. Этико-идеологические предпосылки этой политики следует искать в западной философии прошлых веков.
Покончив со средневековой мыслью, а вместе с ней и католической схоластикой, западная философская мысль, начиная с эпохи Возрождения, твёрдо встала на путь рационализма, давшего множество интеллектуальных подобий - эмпиризм, утилитаризм, инструментализм и др. Это течение развивалось в недрах западной философской мысли одновременно с развитием этической философии, хронологические рубежи которой принято определять как "от Сократа до Канта". Это объясняет, почему рационалистический мыслительный сюжет стал частью этической системы, как таковой, западной цивилизации Нового и Новейшего времени.
Обращает на себя внимание экспрессивный и экспансионистский характер западной философии вышеозначенного периода. Черпая вдохновение от древнегреческой мысли, западная философия постепенно довела идеи эллинов до крайней точки, полностью оправдав мнение Аристотеля, что любая добродетель, если не знать в ней меры, превращается в свою противоположность.
Левкипп и Демокрит были основателями учения об атомах как неделимых частицах. Западная философско-политическая мысль перетолковала со временем их тезисы в терминах крайнего индивидуализма, который сначала привёл к обожествлению индивидуальной воли и индивидуума в идеологии либерализма, а затем к их полной абсолютизации. Левкипп и Демокрит делили на атомы пространство, либерализм поделил на атомы человеческое общество. Антропологическая атомизация неизбежно спровоцировала атомизацию этики и морали. С точки зрения современной западной идеологии, каждый индивидуум обладает своим индивидуальным моральным кодексом. Он есть носитель своей собственной индивидуальной системы этики и эстетики, в рамках которой уживается духовность и порочность. Индивидуум может посещать церковь, но может быть убеждённым трансгендером или содомитом, или может совмещать первое и второе, не чувствуя противоречия.
Самоочевидные аксиомы евклидовской геометрии и пифагорейцев дали толчок к появлению политической идеологии самоочевидных прав индивидуума, под предлогом защиты которых, теперь через века, Соединённые Штаты и НАТО осуществляют военные интервенции по всему миру. Евклид и Пифагор не виноваты, виновата интеллектуальная манера Запада доводить всё до абсурда. Древние греки считали математическую стройность теорем и уравнений отображением красоты мироздания, геометрию и арифметику из-за их абстрактности - необходимым средством умопостижения божественных законов Вселенной. Западная политическая философия "приземлила" пифагореизм и Евклида, дедуцировав их идеи до "самоочевидной" правозащитной риторики, вплоть до защиты прав ЛГБТ-сообщества.
Никколо Макиавелли (1467-1527) и его "Государь" - самый известный пример изложения в философском стиле методов политической беспринципности. Макиавелли восхищался Борджиа, синонимом коварства и несдерживаемых страстей, как позже такие западные умы как Гейне, Гегель, Ницше и Фихте восхищались Наполеоном, утопившим Европу в крови. К тому времени западная мысль уже достаточно созрела для представления думающей и читающей публике подобных трудов. За Макиавелли следует Томас Гоббс (1588-1679) с его "Левиафаном". Изложенные им мысли не так коварны, как у Макиавелли, но так же лишены миролюбия.
С иных позиций выступал Жан-Жак Руссо (1712-1778), но последствия были подобны. Будучи выразителем идей романтизма, он отверг разум в пользу страсти. Начиная с Руссо, романтическая философия становится предельно солипсической, признавая собственные суждения и сознание единственным мерилом ценностей и единственным инструментом познания добра и зла. В сочетании с индивидуальными страстями, которые романтизм воспевал, а не подавлял, такое мерило, неспособное к трезвенному взгляду, измеряло вкривь и вкось, а помноженное на своеобразное истолкование теории атомизации Левкиппа и Демокрита давало взрывоопасные результаты.
Романтик Джордж Байрон (1788-1824), следуя за Руссо, превратился в глашатая философии аристократического бунтарства. Кровожадные корсары были ему милее миролюбивых обывателей. Байронизмом подпитывался Фридрих Ницше (1844-1900), провозгласивший в качестве высшей ценности аристократическое меньшинство, наделив его правом распоряжаться "серой массой". Ницше не был националистом, он критиковал нравы современной ему Германии, восхищался русскими и гордился своим польским, как он считал, происхождением, но нацистам не стоило большого труда "дополнить" его идеи, чтобы вывести из них то, что проповедовал гитлеризм.
О мире, усовершенствованным германским порядком, мечтал Генрих Гейне (1797-1856). Иоганн Гегель (1770-1831) изложил исторический процесс жизни государств в виде диалектического процесса, каждая фаза которого возносит на вершину истории наиболее одарённый на тот момент народ. У Гегеля наиболее способным народом в деле политико-государственного управления являются немцы. Гегеля критиковали за его философию, но никогда - за его империалистические замашки. Рассел видел в нём, а также в Руссо, Фихте и Ницше, предтечей фашизма и нацизма, полагая, что начиная с Руссо европейская философия превратилась в восстание против разума (1).
Артур Шопенгауэр (1788-1860) был недругом Гегеля, называл его "философом с лицом кабатчика", но свою философию воли превратил, по сути, в идеологическое дополнение гегелевской политической мысли (2). Шопенгауэровское утверждение примата воли над добродетелью - рискованный эксперимент.
Томас Карлейль (1795-1881) в труде "Герои, почитание героев и героическое в истории" приблизился на максимальное расстояние к тому, что чуть позже провозгласит Ницше - идее божественного предназначения исторических личностей, дающего им право распоряжаться жизнями "маленьких людей". "Если вы будете отлынивать от суровой работы, не подчиняясь распоряжениям - я вас упрекну. Если этого будет мало - я вас высеку. Если и это не поможет, я вас расстреляю и освобожу от вас землю Божью" - от этой цитаты Карлейля до вывески Jedem das Seine ("Каждому своё") на воротах Бухенвальда - один мыслительный прыжок.
Джереми Бентам (1748-1832) подарил человечеству идеологию утилитаризма - квинтэссенцию индивидуалистического материализма вперемешку с правами человека. Философия Бентама - это доведённая до предельной границы философия Эпикура. Древнегреческий мудрец ставил выше всего отсутствие страданий, вслед за ними - наличие наслаждений. Бентам развил это вплоть до мысли об индивидуальной свободе для содомитов. Руководствуясь такой материализованной этикой и моралью, можно санкционировать любое девиантное поведение, что мы и видим ныне в Европе и США.
Бентам был застенчивым человеком, но его философия породила мальтузианство - дерзкую теорию о необходимости сдерживать народонаселение и о благе, которое приносят войны и эпидемии, выкашивая "лишних" людей. Томас Мальтус (1766-1834) был убеждён в недостаточности богатств Земли для прокорма всего наличного населения. Сегодня мы определяем как "золотой миллиард" тех, кто по его замыслу имел право на сытое существование.
Буйство, экспансионистское настроение, материалистическая "вивисекция" этики и морали, нездоровый гипертрофированный аристократизм, разделение общества на "героев" и "маленьких людей", "золотой миллиард" и "лишнее население" - всё это содержит западная философия Нового и Новейшего времени как мировоззренческая база колониализма прошлых веков и агрессивно навязчивой политики Запада наших дней.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) Бертран Рассел "История западной философии"
2) Артур Шопенгауэр "Мир как воля и представление"
3) https://www.fondsk.ru/news/2011/07/02/ob-anglosaksonskih-kornjah-nemeckogo-nacizma-3830.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs