2021 год обещает стать переходным периодом для мирового хозяйства, когда страны начнут постепенное восстановление после коронакризиса и готовятся к постпандемической стадии. На текущем этапе экономики большинства стран пока испытывают серьёзные проблемы, а мировые специалисты не торопятся с оптимистичными прогнозами. В тяжёлом положении оказались государства Латинской Америки и Карибского бассейна, без того переживавшие серьёзный кризис. О перспективах восстановления региона пойдёт речь в беседе с ведущим научным сотрудником Института Латинской Америки РАН Николаем Школяром.
«Международная жизнь»: Николай Андреевич, как можно охарактеризовать складывающуюся ситуацию в Латинской Америке? Какие существуют перспективы дальнейшего восстановления экономик государств региона?
Николай Школяр: Латиноамериканские страны, как и весь мир, вступили в третье десятилетие двадцать перового столетия с надеждой победить охватившую его пандемию, преодолеть её последствия и восстановить положительные темпы экономического роста. До этого они имели довольно скромные макроэкономические показатели и находились под влиянием внешних факторов, противостояния протекционизма свободной торговле, назревающего глобального экономического кризиса. В них накопились глубокие внутренние противоречия социального неравенства и низкого внутреннего спроса, проявляющиеся в крайних формах коррупции и криминала. Поэтому и ВВП стран Латино-Карибской Америки в 2020 году резко сократился — на 9 процентов. Причём значение этого показателя более чем на 65 процентов определялось ситуацией в трёх крупных странах.
Аргентина
Аргентина ещё в 2019 году имела один из лучших среди латиноамериканских стран показателей ВВП на душу населения, свидетельствующий о высоком уровне её экономического развития. Однако эту страну лихорадят серьёзные проблемы: большая внешняя задолженность, крупный дефицит бюджета, высокая инфляция, низкий уровень иностранных инвестиций, сильное падение занятости населения. Очевидно, что в этой стране, помимо мер, стимулирующих восстановление отраслей экономики, необходимо проведение программы финансовой стабилизации. По данным МВФ, ВВП Аргентины в 2020 году сократился более чем на 10 процентов, а в 2021 году его прирост прогнозируется лишь на уровне 4,5 процента.
Бразилия
Президент Бразилии Жаир Болсонару, который с 2019 года начал проводить ультралиберальную программу, включающую широкую приватизацию и отказ от государственного дирижизма, в рамках борьбы с пандемией вынужден повышать государственное влияние на экономику. Проведение отдельных мер поддержки ряда секторов привело к росту государственного долга страны. Прирост ВВП Бразилии в 2021 году прогнозируется на уровне 3,5 процента, в то время как этот показатель в предшествующем году сократился на 4,5 процента.
Мексика
В Мексике восстановление экономики во многом зависит от спроса на американском рынке, так как многие её отрасли связанны с предоставлением услуг и поставкой товаров в США. Последствия пандемии вызвали значительный рост бедности и неравенства в этой стране. Поэтому и задачи правительства Андреса Мануэля Лопеса Обрадора направлены на реализацию программ поддержки населения и стимулирования внутреннего потребления. В Мексике, после падения ВВП в 2020 году на 8,5 процента, его прирост в текущем периоде прогнозируется в пределах 4,3 процента.
В целом перспективы социально-экономического развития стран региона во многом будут зависеть от успехов борьбы с пандемией, темпов восстановления мировой экономики, адекватной экономической политики их правительств и доступного финансирования соответствующих программ.
«Международная жизнь»: Какие сферы деятельности могут сыграть роль локомотивов для восстановления экономического роста в странах Латинской Америки?
Н. Школяр: Пандемия коронавируса и введенные карантинные меры вызвали необходимость развития в странах Латинской Америки ряда секторов экономики, которые уже стимулируют её рост и могут играть роль локомотивов на среднесрочную перспективу. Во-первых, это резкое и массовое увеличение использования интернет-технологий и перевод ряда организационных, производственных и образовательных процессов на дистанционную форму, что ведёт к цифровой трансформации. Во-вторых, сферы, связанные со здоровьем, включая фармацевтическую промышленность, производство медицинского оборудования. Учитывая растущий спрос глобального рынка на качественные продукты питания, высокий потенциал сельского хозяйства и агробизнеса стран региона, третьим драйвером может стать производство биотехнологических продуктов, связанных со здоровьем. Повторное использование и развитие бизнеса в таких сферах, как обращение с твердыми бытовыми и органическими отходами, пластмассами, сантехникой, электронными устройствами или свинцовыми батареями, также могут дать толчок для развития малого и среднего бизнеса Латино-Карибской Америки.
Несмотря на эти общие направления, для каждой из 33 стран наиболее приемлемы индивидуальные локомотивы роста. Так, для Мексики драйвером экономического роста станет экспорт, прежде всего, промышленных компаний, встроенных в глобальные производственные цепочки. Стабильные денежные переводы родственников, в основном из США, будут способствовать частному потреблению и постепенному улучшению положения дел на рынке труда.
«Международная жизнь»: В каком периоде можно ожидать восстановление экономик в Латиноамериканском регионе?
Н. Школяр: Скорость восстановления в каждой из стран будет разная в зависимости от глубины падения их экономики и потенциала внутренних ресурсов, от государственных программ стимулирования производства и частного потребления, хода начатых структурных реформ, а также от инвестиций в образование и переподготовку.
Так, Бразилия стала первой страной в Латино-Карибской Америке, где 26 февраля 2020 года был зарегистрирован заболевший коронавирусом. За год (на 23 февраля 2021 года) в этой стране уже болело 10,2 миллиона человек — третий показатель в мире после США и Индии. Учитывая масштабы распространения коронавируса в Бразилии, потребуется 3-4 года, чтобы остановить его распространение и вывести экономическую активность этой страны на допандемический уровень.
«Международная жизнь»: В январе этого года в США пришла к власти новая администрация, которая обозначила в качестве одного из приоритетов восстановление своего влияния в латиноамериканском регионе. Как это может отразиться на положении государств региона? Какое влияние это будет иметь на укрепляющиеся позиции Китая в Латинской Америке?
Н. Школяр: Возврат демократов в Белый дом в Вашингтоне ведёт к политике усиления глобального влияния США в мире, в том числе к попыткам восстановления своих позиций в странах Латинской Америки. Похоже, в администрации Джо Байдена понимают, что стеной на границе не отгородится от потока латиноамериканских мигрантов, особенно из Мексики и стран Центральной Америки. Скорее всего, проблема будет решаться путём урегулирования этого процесса для определенных групп населения и оказания финансовой и иной помощи этим странам. Можно ожидать усиление взаимодействия силовых структур США и этих латиноамериканских стран в борьбе с организованной преступностью на их территории.
Серьезным вызовом для новой администрации США является позиция Китая в Латинской Америке. За последние два десятилетия Вашингтон уступил лидирующую роль Пекину в торговле и инвестициях с большинством стран региона. С 2001 по 2019 годы удельный вес США в совокупных поставках товаров в латиноамериканские страны сократился с 46,3 до 32 процентов. За этот период объем товарооборота латиноамериканских государств с Китаем увеличился в 20 раз, а доля китайских товаров в латиноамериканском импорте выросла с 2,9 до 18,2 процента. Особенно экспансия Китая заметна в странах Южной Америки. Китайские предприниматели видят в латиноамериканских странах ёмкий рынок сбыта своей продукции, но и вывозят из них сырье, полуфабрикаты и сельскохозяйственную продукцию. Доля Китая в экспорте латиноамериканских стран за два десятилетия увеличилась с 1,5 до 12,3 процента. Китайские государственные и частные компании скупают предприятия в рамках приватизации в Бразилии и ряде других стран. Они активно участвуют в различных промышленных, инфраструктурных, торговых и финансовых проектах во многих латиноамериканских государствах.
На территории стран Латино-Карибской Америки ведётся торговая война США и Китая, которую пока выигрывает последний. Китайские предприниматели создали устойчивые деловые связи в регионе и настолько сильно проникли в экономику ряда этих стран, что бизнесменам из США и других стран приходится с трудом конкурировать с китайским предложением. В этих условиях администрация Джо Байдена скорее всего будет воздействовать на латиноамериканский регион путём применения информационного, политического, дипломатического, финансового и военного давления.
«Международная жизнь»: Одним из приоритетов, активно продвигаемых Россией на различных международных площадках, является обеспечение всех стран на равноправной основе вакцинами от коронавируса. Как обстоят дела на данном направлении в Латинской Америке?
Н. Школяр: На сегодняшний день лишь наиболее развитые 50 стран закупили необходимые объёмы препаратов и приступили к вакцинации населения. Однако формирование коллективного иммунитета в мире от коронавируса зависит от охвата вакцинацией всех стран. Доступ к необходимым препаратам в развивающихся странах ограничен в силу отсутствия у них необходимых финансовых и организационных ресурсов на эти цели. Кроме того, несмотря на наличие в мире 7 зарегистрированных вакцин, их производство пока не покрывает спрос в развивающихся странах. Поэтому ожидается, что к концу 2021 года будет привит вакциной от COVID-19 лишь каждый десятый человек.
Россия вносит весомый вклад в разработку, производство и распространение вакцины от коронавируса. Из 30 стран, в которых зарегистрирована российская вакцина «Спутник V», семь из Латино-Карибского региона. Так, Аргентина стала второй страной в мире (после Белоруссии), которая зарегистрировала эту вакцину. Причём регистрация прошла без дополнительных клинических исследований на территории Аргентины, что является не только признанием российских регуляторных стандартов, но и высоким доверием, которое сформировалось в этой стране к российской науке и отечественной продукции, да и России в целом.
«Международная жизнь»: Способно ли успешное сотрудничество латиноамериканских государств с Россией в санитарно-эпидемиологической области стать импульсом к сближению в других областях, включая торгово-экономическое направление?
Н. Школяр: Спрос на российскую вакцину в странах Латинской Америки привлекает внимание к этому региону как к потенциальному партнёру России. К сожалению, за два предшествующих десятилетия положительных перемен в торгово-экономических отношениях России со странами региона не произошло: объём товарооборота оставался незначителен, структура торговли ограничена узким перечнем товаров, а доля России в импорте латиноамериканских государств даже сократилась с 1,6 процента в 2001 году до 0,7 процента в 2019 году.
Под влиянием примеров поставки российской вакцины в страны Латинской Америки эта ситуация может измениться, если внешнеторговые организации России оперативно воспользуются цифровыми технологиями и энергично перейдут от пассивного ожидания инициативы зарубежных покупателей к активному продвижению своей продукции и услуг на латиноамериканский рынок. Шансы в странах региона имеют многие российские компании из нефтегазовой сферы, горнодобывающей, машиностроительной, аэрокосмической и других отраслей. Особенно в нынешних условиях целесообразно предложить правительствам латиноамериканских стран проекты в сфере медицины, поставки медоборудования, фармацевтики, лечения и реабилитации, подготовки медицинского персонала. Учитывая накопившийся багаж знаний в сфере культуры, науки, техники и образования, а также наличие специалистов и технологий для их передачи, Россия могла бы более активно продвигать онлайн услуги в страны Латино-Карибской Америки.
Пандемия коронавируса привела к изменению многих форматов жизнедеятельности, в том числе и в торгово-экономическом секторе, переводя их полностью или частично в интернет-пространство. Поэтому приступать к реализации большинства из перечисленных направлений необходимо уже сейчас, переходя на цифровое развитие, используя интернет-технологии, применяя виртуальное общение с латиноамериканскими партнерами и продвигать онлайн экспорт.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs