ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Итальянские кинохиты: из Венеции в Москву

10:47 02.03.2021 • Анна Ершова, редактор журнала «Международная жизнь»

Каждый киноман мечтает хоть раз в жизни побывать на международном Венецианском кинофестивале. К счастью, традиционный фестиваль «Из Венеции в Москву», организованный Итальянским Институтом культуры в сотрудничестве с Венецианской Биеннале под патронажем Посольства Италии в РФ, уже в 12 раз привозит в Россию подборку итальянских фильмов, впервые показанных в рамках различных секций Венецианской Мостры.

Программа фестиваля «Из Венеции в Москву» 2021 года очень разнообразна.  Она собрана из итальянских хитов 77-го Венецианского кинофестиваля, представленных в сентябре прошлого года. Как рассказала директор Итальянского института культуры в Москве Даниэла Рицци, фестиваль в этом году значительно отличается от предыдущих. Во-первых, он проводится в условиях социальных ограничений, навязанных пандемией коронавируса. «Благодаря личному присутствию публики в залах создается особая атмосфера. Мы решили не отставать от Венецианского фестиваля, который осенью прошел со зрителями, но с соблюдением всех мер безопасности. Так же будем делать и мы. В этом году залы будут заполнены на 50%», – сказала г-жа Рицци.

Во-вторых, в подборке фильмов 2021 года отсутствуют так называемые «легкие» жанры – те жанры, которые традиционно заграничная, в том числе российская, публика считает типичными для итальянского кинематографа. «Фильмы, отобранные для фестиваля, показывают истории, которые не совсем вписываются в традиционное представление о нашей стране как о месте счастливом и благополучном, где жить хорошо, легко и приятно. Можно сказать, что во всех фильмах в той или иной степени присутствует некая медитативная нота. Это объясняется эпохой, в которую картины были задуманы, сняты и смонтированы – это время, когда человечество столкнулось с неожиданной и устрашающей ситуацией, к которой никто не был готов. Мне кажется, что это наложило определенный отпечаток на всю нашу жизнь и её креативную составляющую», – пояснила директор Итальянского института культуры в Москве.

Художественный руководитель Венецианской Мостры Альберто Барбера отметил, чтопрограмма фестиваля «Из Венеции в Москву» состоит из 8 фильмов, которые расскажут о человеческих отношениях и сложном устройстве эмоциональной жизни. «Режиссёры этих картин пока не известны на международном уровне, но это будущее итальянского кино», –уточнил он.

По словам киноведа Всеволода Коршунова,все фильмы фестиваля этого года хоть и сняты разными способами и под разным углом, сосредоточены на одном и том же. «Работы фестиваля отражают всё то, что происходило в 2020 году, но делают это не прямым образом и мне это страшно нравится», – заметил он.

Киновед подчеркнул, что главная тема фестиваля – это память и прошлое. «Мы знаем, что в итальянской культуре прошлое – это особенная тема. Прошлое служит источником вдохновения и накладывает ответственность. Прошлое одновременно и пугает, и заставляет возвращаться к давним событиям, разбираться в них. Прошлое и притягивает к себе, и может быть толчком для каких-либо действий в настоящем», – пояснил В. Коршунов.

Все фильмы с разных сторон разбирают тему взаимосвязи прошлого и настоящего, тему памяти. Во-первых, память как личное пространство, когда остаешься один на один с образами прошлого. Про это картина Андреа Сегре «Молекулы» – дневник жизни в Венеции в период пандемии. В феврале прошлого года живущий в Риме документалист приехал в Венецию делать проект о туризме и наводнениях, но вирус изменил направление авторских исследований. Зритель увидит пустеющую Венецию, которая становится символом человеческой судьбы.

Во-вторых, память как «семейное» пространство нескольких человек. Об этом психологическая драма «Порочная связь» режиссера Даниэле Лукетти, снятая по мотивам одноименного романа Доменико Старноне – одной из «100 выдающихся книг 2017 года» по версии New York Times. Картина о семейном кризисе и сложных человеческих взаимоотношениях. Тему травмы и семейной памяти продолжает картина Эммы Данте «Сестры Макалузо» о разрушительной силе времени. Экранизации показывает как прошлое незаметно, но неумолимо влияет на настоящее.

В-третьих, коллективное пространство памяти о недавнем прошлом и его связях с настоящим. Про это две документальные работы – «Правда о сладкой жизни» режиссера-документалиста Джузеппе Педерсоли про легендарного Федерико Феллини, фильм «La dolce vita» и его непростую историю создания, и картина Джорджо Верделли о великом музыканте Паоло Конте. Личное и коллективное пространство памяти сливаются воедино в экранизации Клаудио Ноче «Наш отец», снятой жанре coming-of-age. Фильм рассказывает о непростом времени 70-х годов прошлого века в итальянской истории на примере личной трагедии главного героя.

Четвертый пласт памяти, который представлен в программе фестиваля – это память национальная, родовая. Традиция, которая вступает в конфликт с современностью. Об этом медитативная и поэтическая драма Сальваторе Мереу «Ассандира». Фильм повествует о пожаре на одноименной ферме в лесах Сардинии и показывает последствия туристического бума в регионе.

И, наконец, пятый аспект темы памяти – всеобщей памяти –  представлен в картине «Отпусти меня» Стефано Мордини. Это мистическая история о навязанной встрече с прошлым затрагивает тему вечного возвращения памяти.

«Очень важно, что пандемийный 2020 год стал годом осмысления пространства памяти. Всё это осталось с нами как травма и как точка отсчета новой другой жизни, с которой ещё предстоит разобраться. Важно, что итальянское кино уже занимается осмыслением этого в разных аспектах», – заключил Всеволод Коршунов.

В свою очередь первый советник посольства Италии в РФ Вальтер Феррара подчеркнул, что отношения между Италией и Россией в сфере культуры всегда отличались выдающимся уровнем качества, но именно в кинематографе эти дружественные узы нашли наиболее заметное и яркое выражение. «За последний год отношения между Москвой и Венецией стали ещё крепче, они ознаменовались выпуском книги «Италия – Россия. Век кино», вышедшей под эгидой посольства Италии в Москве.   Она   рассказывает как о параллелях в российском и итальянском кинематографе, так и об их общей истории», – заметил г-н Феррара.

Кроме этого, организаторы фестиваля отметили, что крайне важно показывать искусство и культуру Италии в российских регионах. Поэтому фестиваль проходит не только в столице, но и в Новосибирске, а в будущем планируется расширение его географии.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати