В Москве состоялось открытие II Фестиваля итальянского документального кино Italian DOC Festival. Как отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в России Паскуале Терраччано, главная задача фестиваля – помочь российскому зрителю лучше узнать Италию вчерашнего и сегодняшнего дня с помощью шести фильмов о культуре, искусстве, науке и окружающей среде.
«Российской публике предоставляется возможность познакомиться с произведениями лучших итальянских кинематографистов, которые продолжают работать, несмотря на сложные эпидемиологические условия. Миссия фестиваля стать инструментом расширения знаний о нашей стране, посредством все большего продвижения итальянского документального кино в международном масштабе», – сказал г-н Терраччано.
Изначально фестиваль задумывался как некий эксперимент, однако, как пояснил директор Архива истории художественного и документального кино при Istituto Luce-Cinecitta Энрико Буфалини, после прошлогоднего успеха было решено сделать его ежегодной традицией. По его словам, сейчас жанр документалистики набирает «новую» популярность. К примеру, фильм «Ночь» Джанфранко Рози, который номинирован на Оскар в 2021 году от Италии снят именно в этом жанре. «Документальное кино может представить все противоречия нашего времени и объединить народы мира в поиске совместного глобального языка общения», – отметил Э. Буфалини.
Первый секретарь посольства Италии в Москве Теодора Данизи считает, что кино играет особую роль в культурном диалоге между Россией и Италией. «Кинематограф – это некий «культурный мостик» между нашими странами, а документальное кино является самым эффективным средством, чтобы описать итальянскую культуру, ценности и наше поведение. Крайне важно, что фестиваль не был отменен в этом году, несмотря на трудности, связанные с коронавирусом», – подчеркнула г-жа Данизи. По ее словам, материальным доказательством высочайшего уровня культурных связей между Москвой и Римом является, изданная в сентябре книга «Италия – Россия. Век кино».
В этом году на Фестивале будут представлены шесть работ. Исполнительный директор Italian DOC Festival Рино Шаррета объяснил, что выбор документальных фильмов был определен поиском именно тех картин, которые могут показать «настоящую» Италию.
Открывать фестиваль будет фильм «Алида». Картина рассказывает о легендарной итальянской актрисе Алиде Валли. За 70 лет карьеры она успела сняться у таких всемирно известных режиссеров, как Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Дарио Ардженто, Клод Шаброль, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, а также была одной из первых итальянских актрис, покоривших Голливуд. Как рассказал режиссёр фильма Миммо Вердеска, в картине впервые будут показаны ранее не известные тексты писем и дневников Валли, а также другие эксклюзивные архивные материалы: фотографии, кадры домашних киносъемок, разговоры с детьми, родственниками, друзьями и самыми близкими коллегами актрисы. «Картина представляет незнакомую широкой аудитории зрителей историю жизни прекрасной молодой девушки из Пулы, которая стремительно завоевала популярность и стала одной из самых знаменитых и любимых актрис итальянского и мирового кино. Этот фильм – путешествие по биографии великой артистки. Она пережила с Италией предвоенный период, Вторую мировую и послевоенное восстановление», – объяснил режиссёр.
Еще один участник фестиваля – фильм «На улице весна» Габриэле Сальватореса показывает современную реальность – Италию во время локдауна. Зритель увидит безлюдные площади итальянских городов, поющих людей на балконах и героев передовой линии борьбы с пандемией COVID-19, работающих в больничных палатах. Режиссёр картины пояснил, что он не отснял ни одного кадра для этого фильма. Он смонтирован целиком из видеороликов, которые люди присылали на почту, рассказывая о том, как они переживают столь непростую и необычную ситуацию. «Мы следуем хронологическому порядку событий и показываем изменение внутреннего эмоционального состояния нации, начиная с момента, когда Италия смотрела на Китай и на вирус как на далекую проблему, через постепенное осознание опасности – к сегодняшнему этапу. Я хотел подчеркнуть искренность всех историй. Все они подлинны и поведаны от чистого сердца», – рассказал Габриэле Сальваторес.
Кроме того, на фестивале будут представлены фильмы: «Революция – это мы» – картина о времени, когда Италия была центром авангардизма (реж. Илария Фречча); «Пунтасакра» – фильм о жизни поселка гидроаэродрома Остии (реж. Франческа Мадзолени), а также документальный фильм Алессандро Каттанео об изменениях отношений между человеком и животным – «RES CREATA. Люди и другие звери» и картина Джузеппе Педерсоли – «Правда о "Сладкой Жизни"». Эта работа рассказывает об этапах создания легендарного итальянского фильма «Dolce Vita» (1960 года), снятого Федерико Феллини.
Главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин уверен, что российская публика встретит работы итальянских документалистов с большим энтузиазмом, в первую очередь, потому что в стране наблюдается дефицит фестивалей и новых фильмов. «В этом году мы научились ценить то, что не ценили в прошлом. Я помню эти московские осени, когда на одну неделю приходилось по 3-4 кинофестиваля. В этом году программа IDF очень высокого класса – все картины великолепны. Итальянская документалистика всегда было очень сильной и в последние годы её уровень только растёт», – подчеркнул кинокритик.
Фестиваль Italian DOC Festival пройдет с 1 по 6 декабря в Центре документального кино (Москва). Расписание показов доступно на сайте фестиваля (все фильмы будут показаны с русскими субтитрами). Во время фестиваля предусмотрены встречи и обсуждения с режиссерами и актерами как лично, так и онлайн.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs