Глава Мюнхенской конференции по вопросам безопасности Вольфганг Ишингер в статье для журнала Der Spiegel назвал три компромиссных сценария для окончания строительства газопровода.
«(…) «Северный поток-2» остается одной из крупнейших внешнеполитических проблем Германии, и ее необходимо срочно решать. Ведь если оставить все как есть, нынешний тупик рискует обернуться крушением дипломатического поезда, что повредит отношениям Германии с ее восточными соседями, другими членами ЕС и Соединенными Штатами. Является ли трубопровод на самом деле частным предприятием или нет, уже не имеет значения. Что имеет значение, так это восприятие – и оно принципиально настроено против того, чтобы рассматривать трубопровод как что-то иное, чем исключительно стратегический вопрос, угрожающий свести на нет годы немецких инвестиций в европейское и трансатлантическое единство», - констатировал Ишингер.
По его мнению, вариант прекращения строительства трубопровода на этой поздней стадии путем вмешательства правительства Германии - плохая идея, даже при готовности к болезненному судебному процессу с перспективой выплат многомиллиардного ущерба. «Нравится это кому-то или нет, но Германия и другие европейские страны еще долгие годы будут нуждаться в российском газе. На протяжении десятилетий немецкое правительство было в состоянии указать на то, что Россия была надежным поставщиком и не использовала газовые отношения в качестве инструмента политического рычага против Германии и ее союзников по НАТО. Если бы Германия сейчас остановила проект газопровода по политическим мотивам, Россия, несомненно, почувствовала бы себя вправе нанести ответный удар», - считает автор.
По его мнению, нужно завершить строительство трубопровода, обусловив его использование решениями ЕС и «поведением России». Для того, чтобы это сработало, необходимо было бы предпринять три шага. «Во-первых, Берлин мог бы предложить установить механизм экстренного торможения с участием ЕС, который мог бы быть активирован для остановки трубопроводных потоков, если бы Россия, например, нарушила соглашение о продолжении использования украинской газотранспортной инфраструктуры. Это, безусловно, будет рассматриваться как важная и долгожданная мера укрепления доверия - как в Киеве, так и в Варшаве и Брюсселе.
Во-вторых, Германия могла бы предложить «евроатлантический энергетический договор» для предоставления ресурсов в рамках текущего энергетического перехода и инноваций способствующих переходу от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии;
В-третьих, Берлин мог бы дать понять "Газпрому", строителю и владельцу трубопровода, что политическая оппозиция проекту внутри Германии и со стороны европейских и трансатлантических партнеров Германии возросла настолько резко, что Берлин больше не считает политически целесообразным фактически разрешить открытие газового клапана после завершения строительства трубопровода. Берлин мог бы указать на продолжающееся ухудшение двусторонних отношений с Россией и многие нерешенные спорные моменты, начиная от хакерских инцидентов и дезинформационных кампаний, до шума вокруг дела Навального (…)
Послание Германии должно быть ясным: теперь Россия полностью зависит от воссоздания политических условий и атмосферы, которые позволили бы Берлину дать зеленый свет потоку газа»,- пишет Ишингер.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs