ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Владислав Белов: Социальная напряженность в Германии растёт

13:56 24.08.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

По сообщениям официальных источников «Газпрома», прокачку газа по трубопроводу «Северный поток-1» приостановят на трое суток из-за ремонта единственной турбины газопровода. Техническое обслуживание продлится с 31 августа до 2 сентября. Регламентные работы будут проводиться совместно со специалистами немецкой компании Siemens. Эта новость уже привела к росту стоимости сентябрьских фьючерсов на газ в Европе и новой волне обвинений российской стороны в «газовом шантаже».

Что эта остановка означает для экономики Германии и Европейского союза в целом, тем более, что с 11 по 21 июля «Северный поток» уже останавливали на плановый ремонт? За ответами на этот и другие вопросы мы обратились к заместителю директора по научной работе Института Европы РАН, руководителю Центра германских исследований Института Европы РАН Владиславу Белову.

 

«Международная жизнь»: Новость об остановке прокачки газа по «Северному потоку-1» уже сейчас вызвала негативные отзывы в Германии. Что эта остановка будет означать для Германии и ЕС в целом?

Владислав Белов: Вице-канцлер, министр экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек и сейчас заявляет, что мы продолжаем свой шантаж, оказываем давление на Берлин с целью заставить дать разрешение через сертификацию на поставки газа по газопроводу «Северный поток-2». Вместе с федеральным канцлером Олафом Шольцем он сейчас с визитом в Канаде (интервью взято 22 августа 2022 года. – Прим.), где уже заявил, что Германия должна готовиться к худшему. Хабек, в частности, предполагает, что «Газпром» остановит «Северный поток-1», поэтому продолжается противостояние, связанное с турбинами и Siemens. Россия же идет по «итальянскому» пути, в хорошем смысле этих слов, следуя всем техническим предписаниям – ничего личного. Германия, напротив, считает, что оборудование можно использовать сейчас, и тоже по-своему права, поскольку, например, автомобиль без смены масла может пройти какое-то количество километров, правда, потом двигатель окончательно сломается. У России другой подход: всё, что прописано в техническом или технологическом регламенте, должно выполняться. Какая-то из турбин (всего их было шесть больших, две маленьких), которая обеспечивает прокачку 20% мощностей «Северного потока», должна обслуживаться три дня. Наверняка она будет запущена, но пока «Газпром» показывает, что даже слухи о том, что через 72 часа турбина не заработает, влияют на рынок. «Газпром» пообещал рост спотовых цен до 4 тыс. долларов за кубометр. Правда, не вполне понятно, в связи с чем он дает такие оценки, поскольку газовые хранилища Германия успешно заполняет, опережая график: к 1 сентября 2022 года планировалось их заполнение на 75%, но фактически сейчас показатели даже выше на несколько процентов. Но в любом случае Россия выполняет свои обязательства. В свою очередь, Украина, напомнив о себе, предложила увеличить поставки через свои мощности, которые она ранее сократила.

Берлин с Брюсселем при желании могли бы урегулировать ситуацию в Европе, достигнув договоренности с Варшавой по возобновлению работы газопровода «Ямал-Европа», остановленного в конце марта 2022 года. То есть технически проблема со стороны Брюсселя и Берлина решаема, но их представители не вмешиваются в отношения «Газпрома» с польскими и украинскими контрагентами. Правда, пока не видно реакции «Газпрома» на предложение Киева увеличить прокачку через украинскую газотранспортную систему. В свое время «Газпром» говорил, что по той ветке, которая осталась, он технически не может поставлять больше газа. Подробностей я не видел, об этом только коротко было сказано в немецких СМИ.

Напомню, что «Газпром» должен оплачивать 40 млрд. кубометров газа в год даже в том случае, если он их не будет поставлять. Сейчас он выполняет свои обязательства по технически возможным условиям. Если бы «Газпром» прекратил поставки газа через Украину, то он заплатил бы соответствующую сумму от 2 млрд. долларов, но схема оплаты тоже неясна: платит компания по итогам года, или по текущим поставкам, которые она бронирует на ежесуточной основе? Тем не менее, «Газпром» по-прежнему является основным игроком на европейском рынке трубопроводного газа.

По последним данным СМИ, Норвегия в августе 2022 года опережает «Газпром» в три раза по поставкам газа в Европе. Тем самым он добровольно уступает свое место другому поставщику. Однако в чисто правовом поле российский концерн выполняет все свои обязательства, исходя из технических условий, которые позволяют ему поставлять те объемы газа, которые им соответствуют.

С позицией «Газпрома» не согласна германская энергетическая компания Uniper – основной его партнер до 2035 года, которая пообещала подать в суд на российскую сторону за то, что не получает законтрактированные объемы газа. В свою очередь, «Газпром» объявил о форс-мажоре.

Позиция вполне ясна. Со стороны «Газпрома» - ничего личного, «бизнес как обычно», исходя из технических возможностей. В его распоряжении две трубы «Северного потока-2», готовые к поставкам газа хоть завтра. В них уже находятся 354 млн. кубометров технического газа, который может быть сразу поставлен на европейский рынок.

«Международная жизнь»: 19 августа 2022 года вице-спикер бундестага, депутат от СвДП Вольфганг Кубики выступил за немедленный запуск газопровода «Северный поток-2». С чем связано такое заявление?

Владислав Белов: Такие заявления в бундестаге звучат не впервые. Например, Клаус Эрнст, депутат от партии «Левая», давно уже требует запуска «Северного потока-2». Но сам Кубики был раскритикован своими партнерами по партии. Кубики как заместитель председателя Свободной демократической партии, выражает интересы германского бизнес-сообщества, которому абсолютно все равно, откуда пойдет газ. Тем более, газопровод строил именно бизнес, а государство его фактически запрещает. Никто никогда даже не задумывался о том, что совместное заявление, сделанное президентом США Джозефом Байденом и федеральным кацлером Ангелой Меркель в июле 2021 года, давало добро на запуск «Северного потока-2» при сохранении санкционного режима со стороны Соединённых Штатов. Германия санкционного режима не вводила, поэтому запуск возможен хоть завтра. Запускайте процесс сертификации, давайте формальное добро, пара суток – и газ пойдет. Единственное ограничение было озвучено российским президентом: не более четверти от 55 млрд. кубометров. То есть 13-14 млрд. кубометров мы готовы поставить в Европу до конца 2022 года. Но Кубики выразил интересы предпринимательских кругов, собрав дополнительные баллы в свою пользу, а политики должны были отыграть антироссийскую повестку, поскольку для них любые уступки Москве – табу. Хабек сказал, что это «потеря лица», и все ориентируются на его заявление.

Собственно, Олаф Шольц уже поблагодарил руководство Канады за то, что отправили турбину для «Северного потока». Но это не совсем верно. Пусть благодарят сами себя за то, что отказываются гарантировать внесанкционное обслуживание всех восьми турбин, включая британских коллег, которые отвечают за эту злосчастную турбину. Немцы, конечно, уперлись. Но «Газпром» тоже пошел на принцип. Каждый прав по-своему.

«Международная жизнь»: Российская сторона уже неоднократно заявляла, что необдуманная политика ЕС и Германии грозит им холодной зимой. Насколько верны подобные предупреждения? Имеют ли возможность страны ЕС получать в сопоставимом объеме газ со стороны других поставщиков?

Владислав Белов: С нашей стороны это щелчок по носу местных политиков и политиканов, которые не понимают, насколько сложна система энергопоставок в ЕС. Катар после весенних переговоров с Хабеком предложил заключить долгосрочный контракт с ФРГ на поставку сжиженного природного газа (СПГ), поскольку должен быть уверен, что эти инвестиции будут окупаться в течение нескольких десятков лет, тем более что Германия уже через несколько лет собирается отказаться от газовой энергетики. Берлин такой подход не устраивает. Трубопроводный газ на немецком рынке представлен, прежде всего, Норвегией и Нидерландами. Есть вариант с поставками Алжира через Испанию, но сомнительно, что он дойдёт до ФРГ.

У основных трубопроводных поставщиков свои проблемы. Нидерланды истощены, а Норвегия осуществляет поставки буквально на пороге своих возможностей: если бы даже и хотела обеспечить необходимые объемы, то все равно не может. Рынок СПГ – сложнейший; в Европу в основном сейчас идут поставки из США, которые без проблем будут переориентированы на Юго-Восточную Азию, если там предложат более выгодные условия. В Германии срочно строятся СПГ-терминалы; один из них должен заработать в Вильгельмсхафене к концу года. Изменены все бюрократические нормы и предписания – строительство идёт невероятно высокими темпами. Один из терминалов сооружает компания Uniper. Аренду плавучих регазификационных установок(Floating storage and regasification unit, FSRU) оплачивает государство.

При всех сложностях для Германии и ЕС, зиму они смогут пройти при условии, что уже упомянутые 20% объема «Северного потока-1» будут работать. Только при этих условиях можно заполнить газовые хранилища к 1 ноября на 95%. Нужно напомнить, что немцы, в отличие от Евросоюза, увеличили нормы объемов заполнения своих газовых хранилищ. Там есть соответствующий оператор, созданный в октябре прошлого года (Trading Hub Europe), который за это отвечает. Быстро заполняются подземные хранилища, которые раньше принадлежали «Газпрому» - «Катарина», «Реден» и ряд других. Поэтому успехи есть, но гарантий нет.

В долгосрочной перспективе Германия откажется от российских углеводородов, но ускоренными темпами, о которых заявил Хабек в марте-апреле 2022 года, это не произойдет. Хабека изобличили, когда во втором энергетическом докладе, сделанном в апреле, он занизил долю импортозависимости от газа из России, и он вынужден был оправдываться, сославшись на ошибки в подсчетах. От угля немцы смогли отказаться – поставщиков полно, но от нефти - нет. Они говорят, что полностью заменят российскую нефть для завода в Шведте, основным собственником которого является концерн «Роснефть», снабжающий его по нефтепроводу «Дружба». Компания Total утверждает, что нашла альтернативу для НПЗ в Лёйне. Проблема в том, что оборудование этих заводов работает на вязкой сернистой нефти. Американцы готовы поставлять её танкерами (по-видимому, из Венесуэлы). Одна поставка, по сообщениям СМИ, уже состоялась. Даже если немцы с польскими партнёрами найдут решение транспортно-логистических проблем (разгрузка в немецком Ростоке и польском Гданьске, доставка железнодорожным транспортом до ближайшего нефтепровода и пр.), то это не решит вопросов полной замены российской нефти. По моим оценкам, к концу года НПЗ в Шведте будет работать с минимальной загрузкой мощностей. А он сегодня полностью обеспечивает север Германии и Польши авиационным керосином, бензином, буквально всей палитрой горюче-смазочных материалов.

Тем не менее, нефть – это не главная проблема: закроется завод – в конечном итоге относительно быстро найдут альтернативу. С газом – совершенно другое дело. Поэтому понятно, почему Россия продолжает поставки: если бы, по совету некоторых экспертов, мы ввели эмбарго, нас рассматривали бы как недобросовестных поставщиков. В ЕС своя мораль: «мы можем вводить санкции, а вы не можете, потому что не положено».

Экономические трудности уже привели к росту социальной напряженности. Сплошь и рядом идут сообщения, что предстоят демонстрации и протесты, в частности против наценки за газ с 1 октября текущего года. Представители партии «Левая» уже призывают к таким демонстрациям каждый понедельник. В городе Шнееберге в Саксонии впервые горсовет, состоявший из разных партий, опубликовал совместное заявление, которое подписали ХДС, партия «Левая», движение «Свободные избиратели» и «Альтернатива для Германии», что вызвало скандал, поскольку в респектабельных кругах последняя считается «нерукопожатной». Предпринимательское и гражданское сообщества требуют срочно запустить «Северный поток-2». Звучат и требования восстановления экономического сотрудничества в целом.

Шольц уверен, что он справится с вызовом социального протеста, но правые радикалы стопроцентно будут пользоваться тем, что устраивают беспорядки. Одновременно они угрожают левым, что, если они также выйдут на улицу, то будут изгонять их, поскольку это их протест. Поэтому пройдет еще одна очередная радикализация левых против правых, которая уже не будет связана с правительством. Повод есть – значит, можно радикализироваться. Правда, Германия не Франция: аналога движения «желтых жилетов», как и традиций массового поджога автомобилей, здесь нет. Тем не менее, протестный «пузырь» растет, и вполне объяснимо может взорваться, что вполне объяснимо: есть повод, а радикалы всегда найдутся.

«Международная жизнь»: Несмотря на все это, Германия продолжит поддержку Украины?

Владислав Белов: А куда деваться? Германия – заложник «коллективного Запада». Ничего другого ни Шольц, ни Бербок, ни Хабек предложить не могут, если бы даже и хотели.

Гражданское общество, конечно, настроено в отношении России более лояльно. Откровенно возмущает многих поведение украинского посла в Германии Андрея Мельника, который, наконец, 14 октября уезжает в Киев, где, по-видимому, займет должность одного из заместителей министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы. Вообще президент Украины Зеленский поздно отреагировал, отозвав Мельника на родину. В целом реакция общества на заявления Мельника, особенно на апологетику Степана Бандеры и его пособников, была вполне здравой. Поведение украинского посла дополнительно продемонстрировало правоту российской стороны в отношении Украины и по вопросам защиты исторической памяти. Поняв это, кто-то из окружения президента намекнул, что «пора парня отзывать», что и произошло.

Что же касается Олафа Шольца, то он максимально затягивает поставки вооружений, но отменить их не может, поскольку это означает политическую смерть для него и внутри страны, и на международной арене, где его попросту сотрут в порошок, если он только заикнется, что доводы Шрёдера и тем более Путина имеют свой резон, конфликт нуждается в мирном разрешении, а поддержка украинских нацистов неприемлема. В душе у него может быть что угодно. Но он политик, а политика в Германии предписывает определенные правила поведения в конфликте Украины и России.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати