В ММПЦ МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция в онлайн-формате «О мирном урегулировании в Афганистане и российской политике на афганском направлении». В мероприятии приняли Чрезвычайный и Полномочный Посол, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Михаил Конаровский, ведущий эксперт по афганскому урегулированию, председатель совета ветеранов Представительства КГБ СССР в Афганистане, кандидат политических наук Василий Кравцов и аналитик Института международных исследований МГИМО МИД России, кандидат исторических наук Георгий Мачитидзе.
Недавний визит делегации политического офиса Движения талибов («Талибан», радикальное движение, забрещено в России) в Москву на фоне застопорившихся межафганских переговоров в Дохе и заявлений новой администрации США о намерении пересмотреть американо-талибское соглашение о выводе войск вызвал массу спекуляций в СМИ, в том числе относительно сути российской политики на афганском направлении. На пресс-конференции речь шла о перспективах мирного урегулирования в Исламской Республике Афганистан (ИРА) и российской политике на этом направлении.
Василий Кравцов, отвечая на вопрос модератора, о каких спекуляциях в СМИ идет речь, в качестве примера привел статью в «Независимой газете» (НГ), опубликованную 31 января. Автор статьи – Андрей Серенко. По мнению эксперта, целью статьи является дискредитация внешней политики России на афганском направлении. Он дезавуировал содержание всей статьи, начав с ее заголовка «Москва втягивается в игру с пересмотром сделки талибов и США». Как заметил Кравцов, Москва и Российская Федерация – это не детский сад, где игра является основным инструментом воспитания и развития. Что касается «пересмотра сделки», по его убеждению, любой пересмотр того, что было достигнуто ранее в ходе поисков мира в Афганистане, ведет лишь к дальнейшему ухудшению обстановки в этой стране. Экс-контрразведчик напомнил, что инсинуации в западных и прозападных СМИ о неких «грязных делах» России в Афганистане начались 10 лет назад, когда не по вине России зашли в тупик наши переговоры с Соединенными Штатами о взаимодействии в урегулировании афганской ситуации. Например, обыгрывалось, якобы проплаченное Москвой, нападение талибов из засады на трассе Кабул – Баграм на американских военнослужащих, приведшее к их гибели.
К числу таких антироссийских вбросов в прессу эксперт относит и статью Серенко, собственного корреспондента «НГ» в Волгограде, который позиционирует себя, как координатора некоего «клуба экспертов». Далее он подробно разбирает все пассажи Серенко, содержащиеся в этой статье. Первый из них касается состоявшегося недавно визита в Москву делегации «Талибана» во главе с и.о. руководителя катарского политофиса этого движения Шер Мохаммадом Аббасом Станикзаем, которого корреспондент называет руководителем движения «яростных мулл», которое выступает за развитие контактов с Россией и другими государствами СНГ. По словам Кравцова, Станикзай до нынешней своей должности в течение почти 20 лет занимался внешними связями «Талибана», в том числе был заместителем мининдел в правительстве талибов с 1996 по 2001 год. Кравцов категорически отрицает саму возможность принадлежности Станикзая к какому-то ни было движению мулл, так как он абсолютно светский человек, получивший военное образование в Индии. Другая несуразица, на которую обратил внимание эксперт, − это то, что Серенко называет Станикзая «почти другом» спецпредставителя Президента России по Афганистану Замира Кабулова и бывшего президента Афганистана Хамида Карзая. Кравцов указывает, что с Кабуловым Станикзай встречался всего пять раз, но никогда − один на один. Что касается Карзая, то они со Станикзаем вообще никогда по жизни не пересекались. Эксперт также раскритиковал утверждение автора статьи о том, что визит талибов «вывел из спячки российскую дипломатию», которая уже более года «не может похвастаться какими-то инициативами на афганском направлении». Он заметил, что отсутствие бодрых рапортов об успехах не говорит о том, что МИД России не работает, не покладая рук, в том числе на афганском направлении.
Соценкой статьи, данной экс-контрразведчиком, согласился кадровый дипломат, Посол России в Афганистане в 2002-2004 годах Михаил Конаровский. Говоря о внешнеполитической линии нашей страны на афганском направлении, он указал, что при всех режимах в Кабуле она оставалась последовательной и направленной на мирное урегулирование афганского кризиса. Эксперт подчеркнул, что этот процесс необходим не только для афганцев, он необходим и для регионального сообщества, и для США, которые никак не могут вывести свои войска оттуда, и для России, которой совершенно не нужно террористическое нестабильное государство на южных границах Центральной Азии.
Конаровский коснулся затронутого в статье Серенко вопроса о «прекращении» Московского процесса внутриафганского примирения. Он объяснил приостановку начатого в Москве переговорного процесса между центральным правительством в Кабуле и движением «Талибан» тем, что в результате договоренностей, достигнутых между талибами и американцами, переговоры были перенесены в Катар, и после создания в Дохе политического офиса «Талибана» проводились там. При таком повороте событий, не было никакого смысла продолжать параллельную работу в Москве. Но нельзя забывать, что именно Московский процесс подвиг и Кабул, и «Талибан», и американцев к тому, чтобы в конце концов сесть за стол переговоров.
Дипломат также напомнил о том, что после начала процесса в Дохе, именно Россия выступила с предложением о создании «Тройки» − трехсторонней группы из спецпредставителей по Афганистану президентов РФ, КНР и США для наблюдения за переговорами делегаций центрального правительства ИРА и талибов. Предложение было принято и Китаем, и Соединенными Штатами. Позднее к ним присоединился Пакистан. Эта группа проводила постоянный мониторинг переговорного процесса, пока он не зашел в тупик из-за непреодолимых разногласий между афганскими сторонами. Конаровский посетовал, что в претендующей на обзорность и глубину статье Серенко в «Независимой газете» об этом нет ни слова.
Георгий Мачитидзе также прокомментировал отдельные тезисы, содержащиеся в указанной статье. Так он указал, что, говоря о «спячке российской дипломатии», автор не учел, что в течение всего прошедшего года всем, включая дипломатов, приходилось работать в условиях пандемии. Многие контакты прекратились или были сознательно отложены. Именно поэтому не смогла собраться группа по Афганистану ШОС. Второй недочет Серенко – это то, что «Тройка + Пакистан», хоть и в режиме видеоконференций, но контактировала в июле и ноябре. По убеждению эксперта, приезд талибской делегации в Москву в январе свидетельствует не о слабости российской дипломатии, а как раз наоборот – о ее значимости на афганском треке, и подчеркивает то, что Россия является важным игроком, с которым приходится считаться. По мнению Мачитидзе, Московский процесс отнюдь не до конца сыграл свою роль, и в будущем может быть активизирован, учитывая непредсказуемость «Талибана» и, вообще, обстановки в ИРА.
Что касается «внезапности», как пишет Серенко, приезда талибов в Москву, то этому, считает эксперт, есть вполне обычные причины: избрание Байдена новым президентом США потребовало проведения талибами консультаций со сторонами, заинтересованными во внутриафганском урегулировании. Именно этим объясняются их недавние визиты в Иран, Туркмению, а теперь и в Россию.
Отвечая на упрек Серенко по поводу агитационно-пропагандистского преувеличения талибами своих военных успехов, ученый-востоковед напомнил, что именно благодаря реальной силе Движения с ним считаются и разговаривают, их делегации принимают в разных странах. Он полагает, что, если переговорная ситуация не будет удовлетворять талибов, они продолжат воевать, и они об этом уже заявили. В случае необходимости, талибы могут легко возобновить военные действия – для этого у них есть все, что нужно: объединяющая идея, денежные средства, оружие и безграничные людские ресурсы.
Мачитидзе назвал странным утверждение автора статьи о «крайне негативном личном отношении российского спецпредставителя по Афганистану к президенту Ашрафу Гани». Он сослался на свой опыт личных наблюдений за время работы в нашем Посольстве в ИРА, который не подтверждает этот тезис Серенко, а также выразил убеждение, что в политике нет места личным чувствам, как приязненным, так и неприязненным. Тем более, что Замир Кабулов – очень опытный дипломат.
В числе других фейков «от Серенко» эксперт назвал предположение о готовности России сместить действующего президента Ашрафа Гани. Еще более абсурдно утверждение о том, что для этого наша страна готова координировать свои действия с Ираном, Пакистаном и «Талибаном». Это так же не соответствует действительности, как и многолетние западные спекуляции о российском финансировании талибов, снабжении их оружием, обучении военным специальностям, включая подготовку снайперов на территории Таджикистана.
Анализируя нынешнее состояние кризиса, в котором находится ИРА, эксперты пришли к следующим выводам. Во-первых, несмотря на все желание Соединенных Штатов вывести свои войска из Афганистана, им это сделать будет чрезвычайно трудно, несмотря на подписанное с «Талибаном» соглашение. Согласно ему, вывод должен быть осуществлен до конца мая этого года, иначе – возобновление «Талибаном» боевых действий. Во-вторых, кризис не имеет разрешения в ближайшей перспективе – предстоит еще много реконфигураций внутренних политических сил и изменений их расстановки. В-третьих, нет никакой ясности, к какому консенсусу по будущему государственному устройству Афганистана придут стороны, участвующие в переговорах. В-четвертых, международное сообщество, особенно заинтересованные страны, включая Россию, должны продолжить усилия по стимулированию центрального правительства ИРА и движения «Талибан» к достижению конкретных результатов на переговорах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs